Лингвистические сказки и рассказы
I. ОРФОГРАФИЯ
Заколдованная буква
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква «О» стала походить на «А», «Е» на «И», «А» на «О», «И» на «Е». Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение смогло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение еще не коснулось, называют Безударными Гласными. Они еще не расколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной.
В. Волина
Сказка о чередующихся гласных
Жили-были в небольшом городке Чередующихся Гласных похожие корни: БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, ЖЕГ-ЖИГ, СТЕЛ-СТИЛ, ЧЕТ-ЧИТ. Постоянно спорили они, кому из них стоять в слове. Наконец, решили обратиться за советом к королеве государства – госпоже Орфографии.
Великодушная королева выслушала их и, позвав свою ближайшую помощницу букву А (она стояла ближе всех к королеве, так как была первой в орфографической армии – Алфавите), сказала: «Слушайте и запоминайте! Отныне буква А будет неотступно следовать за корнями, в которых есть буква И. Да будет так всегда!»
Обрадовались друзья, поблагодарили королеву и отправились путешествовать. Во всех уголках страны их принимали однокоренные слова и были очень довольны решением королевы.
И только слова СОЧЕТАТЬ, СОЧЕТАНИЕ, ЧЕТА оставались в стороне. Не захотели они подчиняться общему правилу. И по сей день являются словами-исключениями.
Н. Голубева
Ночь объяснений
Жили-были когда-то давно, а впрочем, и сейчас живут, корни –РАВН-/-РОВН- и –МАК-/-МОК-. Владели они превеликим множеством домов: жили и в словарях, и в учебниках, и в тетрадях. И все бы хорошо, если бы не мальчик Петя, ученик 6 «а», который никак не хотел правильно их писать. Все время путал он при письме корни из этой орфограммы. Нужно писать –РАВН-, а он пишет –РОВН-, нужно –МАК-, а он - -МОК-. Петя и не подозревал, что приносит ужасную головную боль братцам. И вот решили братья взяться за мальчугана, тем самым принеся покой себе и хорошие отметки ему.
Однажды ночью корни разбудили Петю, хотя сам он думал, что видит сон, так как по его столу, по его тетрадям бегали малюсенькие «корешки» в несколько букв.
Первым выступил корень –РАВН-. Он стал объяснять мальчику, что пишется лишь в том случае, если слово имеет уравнительное значение. Для запоминания –РАВН- позвал на помощь слова «сравнивать» и «уравнять».
А его родной братец –РОВН- сказал: «Я же пишусь только тогда, когда имею значение «гладкий как стена», «ровный как стол», «прямой как столб». Чтобы ты запомнил, слово «выровнять» будет служить примером.
Затем в беседу-объяснение вступили корни –МАК- и –МОК-.
«А теперь послушай меня, малыш, - сказал –МАК-. – Я буду помогать тебе только тогда, когда слово, которое ты пишешь, будет иметь значение «опустить в жидкость». Немного подумав, -МАК- продолжил: «Например, если сладкий коржик, который так любишь, ты обмакнешь в чай или будешь макать хлеб в теплый супчик, который заставила съесть мама, то мысленно думай обо мне, так как при перенесении слов «макать» и «обмакнуть» на бумагу ты зрительно увидишь именно меня.
«А если ты промокнешь под дождем до нитки, а промокашку испачкаешь чернилами, ты лишь пропустишь жидкость, поэтому в словах «промокать» и «промокашка» всегда пиши меня,» - вступил в разговор корень –МОК-.
Проснувшись рано утром, Петя бросился к своей тетради, в которой вчера выполнил домашнее задание. Мальчик увидел, что корни, которые ему приснились, он написал неправильно. Но теперь-то он четко усвоил разницу в их написании, теперь-то он знал, что большую роль играет значение слова. После той самой встречи с корнями во сне Петя никогда их не путал, а у корней, в свою очередь, с тех пор не болела голова, так как каждый из них теперь занимал свое место.
О. Никитина
Соревнование на знание ЖИ-ШИ
Однажды собралось в лесу много зверей. Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание ЖИ и ШИ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: стоят ЛЫ, а дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок написал ЖЫ. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «Лыже!». Лыжи стоят. Бельчонок добавил ЖИ, получились ЛЫЖИ, и лыжи поехали.
А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО. А что дальше? Лисенок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ. Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ.
ЖИ-ШИ - мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи.
ЧА-ЩА - роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча.
ЧУ-ЩУ - щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун.
В. Волина
По букве закона
Собрались как-то в стране «Словообразование» ученые Гласные и Шипящие. Предстояло им решить вопрос, волнующий всех. Вопрос распределения жилья.
Президент страны предложил ученым жилье на выбор: и в корне, и в суффиксе, и в окончании. Оставалось только решить, какие гласные поселятся рядом с шипящими в корне, какие в суффиксе, какие в окончаниях.
Гласные О и Ё сказали: «Мы хотим жить везде! А чтобы нас не путали, давайте придерживаться буквы закона: там где в слове пишется Ё, там и будет жить Ё, а там, где пишется О, жить будет О».
Засомневался президент страны: «А как мы различим, где какая буква пишется?»
Улыбнулись О и Ё и сказали: «Нет ничего проще. Надо только знать законы правописания. Вот эти законы:
1. В корне пишем Ё, если можно подобрать однокоренные слова с Е (печёнка – печень, жёлтый – желтеть, чёлка – чело, щётка – щетина); если нельзя подобрать такое слово, пишем О (шоколад, шоссе, шофер, шомпол, шорох);
2. В суффиксах существительных, прилагательных, наречий под ударением пишется О, без ударения Е (ручонка – доченька, свинцовый – ситцевый, горячо – певуче);
3. В окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е (кумачом – ситцем, большого – хорошего);
4. В корнях, суффиксах, окончаниях глаголов, во всех глагольных формах и отглагольных образованиях пишем Ё (ожёг руку, лжёт, выкорчёвывать, размежёвка, стажёр, сраженный, копчёный, тушёнка)».
Соглашение было подписано обеими сторонами, и буквы стали добрыми соседями.
Е. Грибанская
Ворчливая «з» и тихая «с»
Однажды пришли к дядюшке Алфавиту буквы З и С. Стонут, ахают, жалуются.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. – Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква З. – Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначать звонкий звук [з], а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой [с], то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Я ведь не простужалась и голос не теряла. Так зачем же меня при чтении заменяют [с]?
- А вы на что жалуетесь? – обратился Алфавит к букве С. Буква С голову склонила, потупилась и молчала…
- Буква С у нас очень тихая, потому и согласилась глухой звук [с] обозначать, - звонко проговорила буква З.
- Я только одного не могу понять, смущенно проговорила буква С, - почему на моем месте в слове просьба звучит звонкий [з], хоть уши затыкай?
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Звуки в них отличаются только тем, что одни звонкие, а другие глухие, и иногда они заменяют друг друга.
- Так что же, глухие звуки перед всеми звонкими озвончаться должны? Робко спросила буква С.
- Нет, глухие и звонкие согласные не подменяют друг друга перед согласными н, л, р, м, в: книга – гнездо, слой – зной, а также перед гласными: голос – колос.
- Понятно, - заключила буква З. – Значит, все здоровы. Одно сомнительно, не перепутают ли ребята согласные на письме.
- Не беспокойтесь, - сказал Алфавит. – Ребята знают, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парных глухих и звонких согласных.
В. Волина
Ученики –ЕК и –ИК
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ЕК-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, К оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе –ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка, замочку; платочек – платочка, платочку и т.п.
Н. Баженова
Разделительные ъ и ь
Жили-были два друга – разделительный Ъ и Ь знаки, были у них подружки – буквы Е, Ё, Ю, Я.
У Ъ был хвостик, а за этот хвостик его всегда держала вредная приставка, не пускала его никуда от себя. А чтобы ему не было скучно, рядом с ним всегда стояла одна из его подружек Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объем, объяснение.
Ь был общительный, он прибегал к своим подружкам и всегда становился перед ними, в какой бы части слова они ни стояли. Не занимал он только место Ъ знака, от приставок он держался подальше. У него была еще одна знакомая – буква И, которую он тоже иногда навещал: пью, волчья, вьется, пьеса, муравьи.
О. Пыкина
II. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Почемучкины отгадки
В школе, где учился Почемучкин, ребята задумали лингвистический карнавал: каждая маска должна была изображать какое-то синтаксическое явление.
И вот бал начался. В зале было шумно и весело, но Почемучкина сразу стали одолевать вопросы. Прежде всего его заинтересовала карусель, крутившаяся в середине зала: совершенно одинаковые маски кружились вокруг мальчика, который держал в руках ленты, протянутые ему масками.
- Кто вы? – весело спросил Почемучкин, обращаясь к этому необычному хороводу.
Не останавливаясь, маски весело кричали Почемучкину:
- Мы относимся к одному и тому же члену предложения!
- Мы играем совершенно одинаковую роль в предложении!
- У нас одинаковые имена!
- Мы отвечаем на один и тот же вопрос!
- Между нами нет главных и зависимых: мы все равны!
«Все ясно, - подумал Почемучкин. – это, конечно, …однородные члены предложения».
- А у нас есть! А у нас есть! – закричали, услышав последнюю фразу однородных членов предложения, две маски, крепко державшиеся за руки.
- А у нас есть и главное и зависимое! Мы связаны друг с другом тесной связью не только по смыслу (от главного к зависимому можно задать вопрос), но и грамматически с помощью окончаний и предлогов.
- Тогда вы составляете …словосочетание, - догадался Почемучкин.
Почемучкин оглянулся, услышав сзади веселый смех, и увидел, что у входа беседуют две ученицы, а рядом с ними стоит улыбающаяся маска и доброжелательно кивает то одной, то другой собеседнице.
- Маска, кто вы? – обратился к ней Почемучкин. – Какую роль вы играете в предложении?
- Молодец, мальчик! Хорошо задал вопрос! И потому ответ на него найдешь в одном из своих вопросительных предложений. Могу только добавить, что дело я делаю важное, но членом предложения не являюсь.
- Так вас зовут …обращение!
Маска кивнула, рассмеялась и ушла в зал, помогать участника карнавала общаться друг с другом.
- Уф! – вздохнул Почемучкин. – совсем голова закружилась от этих масок.
Он хотел выйти из шумного карнавального зала, но дорогу ему загородили две маски, крепко держащиеся за руки.
- Не выпустим тебя, мальчик, пока ты нас не разгадаешь, - заговорили они.
- Попытаюсь! Итак, вы знакомы друг с другом по словосочетанию?
- Нет, наше единство возникает только в предложении.
- Как вы относитесь к другим словам в предложении?
- Другие члены предложения нередко нам помогают. Но в общем-то мы можем обойтись и без них, так как мы и вдвоем можем составить предложение. А вот они без нас обойтись никак не могут.
- Тогда все понятно: вы …главные члены предложения, Подлежащее и Сказуемое.
- Верно, - воскликнули маски и отступили в сторону.
Почемучкин облегченно вздохнул и отправился в комнату тихих игр.
В. М. Бурмако
Сказка про знак-невидимку
Раз в год собираются знаки препинания на большой конгресс под предводительством строгого восклицательного знака.
Съезжаются с разных сторон знаки препинания. Вечный почемучка вопросительный знак уже готовит свои вопросы. Приезжает точка, у нее всегда закончены все дела, все находится на своем месте. А ее брат-многоточие никогда дела довести до конца не может. Веселая запятая-хохотушка и всезнайка, которая везде успевает, прикатила на велосипеде. Кавычки напустили на себя таинственный вид – они очень любят говорить чужими словами и иносказаниями. Прибыли и грустные скобки – они все любят уточнять и иногда их зовут сплетницами. Двоеточие отличается своей рассудительностью, любит все растолковать. А его друг тире – стремительный, вечно все противопоставляющий. Они приехали вместе. Последней прибыла точка с запятой. У нее сложная работа – она разделяет части сложных предложений.
Собрались все за круглым столом. Но один стул остался пустым. Тогда председатель – восклицательный знак сказал:
- Кто-то не приехал. Давайте пересчитаемся и выясним, кого нет. – И он решил отодвинуть пустой стул.
- Я здесь, - сказал тихий голос.
- Но почему тебя не видно?
Я невидимка. Меня зовут Абзац, и никто не может занять мое место. Поэтому там, где я стою, обычно все видят пустое место.
- Но разве ты совсем невидимый? Но это же не удобно!
- Меня обозначают в текстах, - сказал знак, и на доске появился странный знак: Z.
С тех пор никто не старался убрать пустой стул, на котором сидел знак-невидимка.
В. М. Бурмако
Источник:
Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск: Курсив, 2012. – 206с.