СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая игра для старшеклассников "СЛОВА... СЛОВА... СЛОВА"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра для старшеклассников "СЛОВА... СЛОВА... СЛОВА"»


Управление образования администрации муниципального образования

«Вельский муниципальный район» Архангельской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) № 2»








Лингвистическая игра



«СЛОВА…СЛОВА…СЛОВА…»



Разработка внеклассного мероприятия

по русскому языку для учащихся старших классов




Автор-составитель:

Сопилова Людмила Михайловна –

учитель русского языка и литературы



МБОУ «ВСШ № 2»,

спецгородок, д. 1-а, д. Горка Муравьевская

Вельского района Архангельской области












г. Вельск, 2019 год


АННОТАЦИЯ


Лингвистическая игра «Слова…Слова…Слова…» дополняет знания учащихся по темам «Лексика», «Этимология», «Орфография». Материал подобран таким образом, что активизирует внимание и память школьников, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать. Представленную методическую разработку можно использовать при организации внеклассной работы по русскому языку в старших классах.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.…………………………………………………………….с. 2-3

  2. Сценарий лингвистической игры «Слова…Слова…Слова»……..с. 4-10

  3. Заключение…………………………………………………………...с. 11

  4. Список использованной литературы и интернет-ресурсов……….с. 12



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность и значимость данного внеклассного мероприятия заключается в том, что оно, прежде всего направлено на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли.


Задачи:

  1. Развитие лингвистических способностей учащихся.

  2. Развитие интеллектуального потенциала в целом (памяти, внимания, логики)

  3. Активизация актуального словарного запаса.

  4. Приобретение навыков работы в команде (распределение ролей, ведение дискуссии и принятие совместного решения)

  5. Повышение мотивации к изучению русского языка.


Ожидаемые результаты:

Лингвистическая игра познакомит учащихся с разделами науки о русском языке, изучающих слово, словарями. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнут в тайны истории и происхождения слов. Игра не только увлекательна, но и полезна, так как пробуждает интерес, а впоследствии и любовь к русскому языку.


Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

  • Словари для оформления выставки;

  • Ручки, листы бумаги, карточки с заданиями;

  • Жетоны;

  • Для сценки: реклама концерта, доллары, старинные купюры, одежда для участников сценки.

Оформление:


Слово выражает мысль человека, нет на свете орудия сильнее слова.

К.С.Станиславский


Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова.

И.И.Средневский


Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

М.В.Ломоносов



Предварительная подготовка:

  • Подготовка инсценировки (2 человека);

  • Подготовка чтецов (5 человек);

  • Распределение учащихся 10-А и 10-Б классов на команды (по 5 человек) для участия в игре;

  • Домашнее задание к игре для всех участников: подобрать пословицы, в которых есть слово «СЛОВО»; дополнить диалог пословицами; придумать слова-палиндромы;























Сценарий лингвистической игры для старшеклассников

«СЛОВА…СЛОВА…СЛОВА…»

(Приложение №1, слайд №1)

Ведущий: добрый день, ребята, учителя! Сегодня у нас увлекательное мероприятие, посвященное русскому языку, а именно лексике, этимологии и орфографии. Мы продолжаем наше знакомство с лингвистикой, наукой о языке. Сегодня вы узнаете о ней много нового и занимательного.

Игру буду вести я. Помогать мне будут чтецы и архивариус, специалист в области русского языка, его роль исполнит ученик - Киселюк В. Перед нами три команды /или любители русского языка/ - ученики 10-х классов. Они должны отвечать на предложенные вопросы. Если они затруднятся ответить, то при решении некоторых вопросов могут воспользоваться подсказкой. Зрители тоже могут проявить себя, за правильный ответ они получат жетон. Лучшие из лучших будут награждены. Следить за правильностью ответов будут представители жюри. Итак, игра начинается! Удачи вам!

/Торжественная музыка/

Ведущий: наша лингвистическая игра посвящена слову.

СЛОВО – душа языка, его богатство и гордость. «Слово выражает мысль человека, - писал Станиславский, - нет на свете орудия сильнее слова».

Чтец: Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ведущий: в русском языке есть множество пословиц, которые посвящены слову. Назовите пословицы, в которых есть слово «слово».

Например, слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

/Пословицы ученики произносят по очереди, после выполнения задания. (Приложение №2, Приложение №1, слайд №2)/

Ведущий: в каком значении употреблено «слово» в пословицах? /речь/

Архивариус: в «Толковом словаре» Ожегова мы можем прочитать 9 определений слова. Первое значение: «Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.»

Слово – основная единица языка. Слово изучают многие разделы науки о русском языке.

Ведущий: Какие разделы науки о русском языке изучают слово? Назовите раздел и что он изучает. /Ответы учащихся/

Лексикология изучает словарный состав языка.

Морфология – морфологические признаки слова.

Фонетика – звуковой состав слова.

Орфоэпия – литературное произношение.

Графика – начертания знаков и букв.

Орфография – правила написания слов и их форм.

Стилистика – стиль языка.

Этимология – происхождение и историю слова. (Приложение №1, слайд №3)

Архивариус: лексика русского языка очень богата и разнообразна. В словарях фиксируются сотни тысяч слов: например, в 17-томном Академическом словаре русского языка их 120 480. Фактически в речи употребляется гораздо больше слов, поскольку далеко не все они включаются в словари.

Ведущий: А какой словарь русского языка содержит больше всего слов? Уточняем: более 200 000 слов. /В.Даля/

Архивариус: в русском языке есть очень маленькие слова, которые состоят из одной-единственной буквы, они являются служебными частями речи.

Ведущий: маленькие слова часто вызывают проблемы на письме. Нелегко провести границу между такими словами. Знатоки, запишите стихотворный текст./Пишут под диктовку и отдают членам жюри/

Я.Козловский

Веснушкам нету сносу.

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Архивариус: маленькие слова могут быть и знаменательными частями речи. Правда, такие факты зарегистрированы не в русском языке: это французское село И, французская фамилия О.

Ведущий: задание знатокам, а затем и зрителям: назовите длинные слова. Кто придумает самое большое слово?

Архивариус: /после ответа/ Самые длинные слова в русском языке это химические термины. Вот один химический термин, состоящий из 44 букв –

МЕТОКСИХЛОРДИЭТИЛАМИНОМЕТИЛБУТИЛАМИНОАКРИДИН (Приложение №1, слайд №4)

Если верить результатам специального исследования, проведенного английским журналистом, самое длинное географическое название состоит из 85 букв, это город в Новой Зеландии, в точном переводе означает следующее: «Город, где Таматеа, человек с большими ногами, который выравнивал равнины и которого называли поедателем земли, играл на своей любимой флейте».

Архивариус: по своему составу лексика современного русского языка очень многообразна. Выделяется два пласта: исконно русская лексика и заимствования.

Ведущий: выберите из списка слова русского происхождения: ЭКВАТОР, АВТОР, МОЛОКО, ДИАЛЕКТ, ГОРОД, ОДИН, КЕДР, РАСТЕНИЕ, БЕРЕГ, ФЛОТ, ЭКЗАМЕН, СВЕЧЕНИЕ, ВОРОТА, АЛЫЙ, РЮКЗАК, ДИЕТА, БЕРЕЗА, СОРОКА, ЭХО. (Приложение №3)

Архивариус: для справки

Слова нерусского происхождения:

  1. Начинаются на букву «а» / агрессия, абзац, ажурный/

  2. В словах есть буква «ф» / факир, фасад, фаянс, кафе, фантазия/

  3. Наличие в слове сочетаний «ке», «ге», «хе» /керамика, герань, схема/

  4. Стечение гласных звуков / дуэль, какао, театр, диагноз /

  5. Сочетание согласных «гз», «нг», «нз» / зигзаг, гонг,вокзал /

  6. Сочетание таких согласных, как «пю», «бю». «вю», «кю», «мю» / бюст, гравюра, кювет, коммюнике /

  7. Буква «э» в начале слова /эвкалипт, элемент, экватор, эгоист, экипаж/

(Приложение №1, слайд №5)

Ведущий: Многие заимствованные слова, пришедшие в русский язык, так прижились, что порой нам сложно найти «иностранца». Попробуйте вспомнить иноязычное слово по его первоначальному значению.

1. Назовите слово, которое образовано от латинского, обозначающего буквально «земляную шишку» В русском языке это слово обозначает овощ. /картофель/

2. Назовите слово, которое пришло в русский язык из персидского, обозначает оно «король умер». Значение этого слова: игра, вид спорта. /шахматы/

3. Назовите слово, которое образовано от голландского, обозначающее буквально «китайское яблоко». В русском языке это слово обозначает фрукт /апельсин/

4. В итальянском языке это слово обозначало «соленую зелень», в русском приготовленное кушанье. /салат /

Ведущий: «переведите» с иностранного языка на родной язык, чтобы у вас получились русские пословицы.

По Хуану и сомбреро. /По Сеньке и шапка/

Цент доллар экономит. /Копейка рубль бережет/

Леди с дилижанса – пони легче. /Баба с возу – кобыле легче/

Каждый фламинго свой оазис лоббирует. /Всякий кулик свое болото хвалит/

Сафре – темпо, фиесте – моменто. /Делу время – потехе час/

Архивариус: с точки зрения активного и пассивного запаса в русском языке выделяются устаревшая лексика и неологизмы.

Ведущий: Вспомним некоторые устаревшие слова. Посмотрите инсценировку. Объясните значение некоторых устаревших слов

Ю.Благов «Стихотворение в прозе»

1-й ученик – У вас полтинника нет?

2-й ученик – А что это такое?

1-й - Это - два пятиалтынных и двугривенный.

2-й - А двугривенный – что?

1-й - Два гривенника.

2-й - А пятиалтынный?

1-й - Полтора

2-й - А гривенник?

1-й - Два пятака.

2-й - А пятак?

1-й - Три копейки и семишник.

2-й - Вы на каком языке говорите?

1-й - На русском. А вы?

Ведущий: Семишник, алтын, пятиалтынный…Слова эти уже не употребляются активно в русском языке, но они встречаются в литературе. Кто знает значение этих слов? Что обозначают эти слова?

Полтинник - 50 копеек. Раньше слово «полтина» чеканилась на монете.

Пятиалтынный – 15 копеек.

Алтын – 3 копейки.

Двугривенный – 20 копеек.

Гривенный, гривенник -10 копеек.

Пятак – 5 копеек.

Семишник – две копейки. До реформы 1838 года - 7 копеек, после сократили курс в 3,5 раза. (Приложение №1, слайд №6)

Ведущий: Прослушайте стихотворение и объясните значение новых слов.

Чтец:

А.Пьянов «О, великий и могучий»

Коллоквиум штормило.

Схватились дискутанты.

Один сказал:

- Маркетинг!

Другой отрезал:

-Брифинг!

А третий рявкнул:

-Клиринг!

И грохнул кулаком.

Так в нашем регионе

Достигнут был консенсус

Посредством плюрализма,

Хотя и эксклюзивно,

Но что весьма престижно –

Без спонсоров притом.

/Знатокам выдать листки с текстом стихотворения. Заимствованные слова ученики могут объяснять устно по очереди. (Приложение №4)/

Архивариус: в речи слова вступают в различные отношения друг с другом. Прежде всего, это могут быть синонимические или антонимические отношения.

Ведущий: что такое антонимы? / Антонимы – слова, противоположные по значению /

Вам предлагаются пары слов-антонимов. Вы должны с ними составить пословицы.

Дело – потеха

Дело – безделье

Сытый – голодный

Мать – мачеха

Дружба – служба

Молод – стар

/(Приложение №5). Команды выполняют задания и сдают работы жюри./


Ведущий: Посмотрите сценку: «Повторенье – мать ученья».

(диалог из домашнего задания) /(Приложение №10)/


Ведущий: очень часто антонимы используют в названиях книг.

Например, «Небо и земля» - автор В.Саянов. Назовите такие произведения и их авторов.

«Война и мир» Л.Н.Толстой

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

«Волки и овцы» А.Н.Островский

«Толстый и тонкий» А.П.Чехов

«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский

«Живые и мертвые» К.Симонов

«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольский

Ведущий: что такое синонимы? /синонимы – слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению /

Знатоки, подберите синонимы к прилагательному «хороший» Задание письменное. (Приложение №6)

/После выполнения задания – (Приложение №1, слайд №7)/

Ведущий: Один из интереснейших разделов языка – это этимология. Что такое этимология? / наука о происхождении слов /

Архивариус: Один из разделов этимологии – ономастика. Что такое ономастика? / искусство давать имена, изучение собственных имен /.

Ведущий: В общеупотребительной лексике множество слов, которые произошли от имен собственных. Например, «пломбир» получил название от города Пломбир во Франции. Прослушайте слова и вспомните, от какого собственного имени существительного произошло данное слово: от географического названия, от имени человека? /(Приложение №7)/ предложенные слова написаны на отдельных листах, знатоки и зрители вытягивают листок со словом /.

- Никотин

- Брюки

- Сандвич

- Бойкот

- Фужер

- Наган

- Кольт

- Ватман

Ведущий: в русском языке есть слова, которые читаются слева направо и справа налево.

Например, Алла. Как называются такие слова? / палиндромы /

Архивариус: такие слова называются палиндромами (с греческого – бегу назад).

В эту игру играли еще древние греки. Есть известные палиндромы: А Роза упала на лапу Азора (придумал Фет).

Я ем змея. Рвал дед лавр. Около Миши молоко. Аргентина манит негра. Театр тает.

Искать такси. (Приложение №1, слайд №8)

Ведущий: внимательно прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова-палиндромы. /Выдать листки с текстом. (Приложение №8)/

Сторожем на колхозном огороде был старый …, бывший донской …

От дождя он сделал соломенный …, возле которого на грядке рос …

Сторож пригласил нас к себе на баштан и угостил арбузами.

- Раньше на этом бугре, - рассказывал он,- зерновые сеяли, а новый председатель по-другому дело повел, решил арбузы … дыни садить, а теперь от них немалый …колхоз имеет.

Послышался … копыт. Это председатель верхом на лошади.

- Эй, старина, - окликнул он сторожа, - к утру отбери-ка сотни две арбузов получше, шефам на завод свезем. Они ведь наш … на запчасти для машин быстро выполнили, вот мы их и отблагодарим.

ЧТЕЦ:

В.Суслов. «Как работает слово»

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал на опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет –

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело,мол, «воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ведущий: Последнее задание. Вам предложены части слов, соедините их так, чтобы получилось новое слово. /(Приложение №9), (слайд №9)/

Вол ель

Приз вал

Вино рак

Сено рис

Кипа ум

Пол ус

След град

Пар оса

Кит опыт

Плен окно


Чтец: Федор Васильев. Слово

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя.

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям… Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…» /В.Короленко/ (Приложение №1, слайд №10)

Вот и закончилась наша игра. Жюри удаляется для подведения итогов.

А мы послушаем рассказ Михаила Зощенко «Обезьяний язык» в исполнении ученика 12 класса Верховцева Юрия.

Награждение победителей игры дипломами и призами.

Заключение


Лингвистическая игра – это одна из удачных форм работы с учащимися старших классов во внеурочной деятельности. Актуальность лингвистической игры «СЛОВА…СЛОВА…СЛОВА…» состоит в создании условий для познавательной активности обучающихся. Помимо развития речи и обогащения словарного запаса, мероприятие развивает самостоятельность, творчество, внимание, память, логическое мышление, умение работать в команде.

Работа основана на системно-деятельностном и лично-ориентированном подходе, так как направлена на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. В работе каждый обучающийся – активный участник процесса. В процессе игры создается ситуация успеха для каждого обучающегося, устанавливается благоприятная атмосфера для продуктивной деятельности , предоставляется возможность поделиться своими знаниями во время ответов на проблемные вопросы с опорой на жизненный опыт, чувства и эмоции. Кроме этого, самостоятельная домашняя подготовка (работа со справочной литературой, репетиция инсценировки, создание мультимедийной презентации) ориентируют каждого обучающегося на раскрытие и развитие индивидуальных особенностей и способностей.

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку не только увлекательно, но очень полезно, так как пробуждает интерес к предмету, является стимулом для его углубленного изучения; повышает культуру; создает комфортную психологическую атмосферу во время игры, что приносит не только пользу, но и радость общения и педагогам, и обучающимся.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Введенская Л.А. Колесников Н.П. Этимология: учеб. пособие/ Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. СПб.: Петербург,2004.

  2. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (8-10кл.). – М,: Просвещение, 1984

  3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М.: Просвещение,1986.

  4. Львова С.И. Там , где кончается слово…: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 1991.

  5. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии: книга для старших школьников.- М,: Новая школа, 1996.

  6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: книга для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1982.

  7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

  8. Норманн Б.Ю. Игра на гранях языка. – М.: Флинта: Наука, 2006.

9. Ресурсы Internet: pedsovet.su – http: // pedsovet.su



























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!