Дата:
Класс: 7
Тема: Свет личности Д.С. Лихачева. «Земля родная».
Цели: познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева;
пропагандировать его взгляды на науку, культуру, нравственность;
познакомиться с главами из книги Д. Лихачева «Земля родная»; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведения, работать в группе, воспитывать нравственность.
Эпиграф: Поверьте мне: я чист душою.
Н. Рубцов
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята, 28 ноября 2026 года исполнится 120 лет со дня рождения выдающегося российского ученого и гражданина Д.С. Лихачева, который стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа, автором фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.
Попытаемся, опираясь на воспоминания, знавших Дмитрия Сергеевича, а главное – его работы, представить себе личность гражданина, который не только трудами, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности.
2. Сообщения учащихся.
Д.С.Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года. Через несколько лет, уже будучи студентом, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывшей Соловецкий монастырь, расположенный на Севере России, который стал одним из первых лагерей изначально известной системы Гулаг. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачева. Он трудился на строительстве Беломорско -Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.
Ученица.
Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы.
В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», редколлегию серии «Литературные памятники» в конце 80-х годов участвовал в создании журналов «Новый мир» и «Наше наследие».
Ученица.
Он написал более тысячи научных работ и публицистических статей. В 1941 году Дмитрий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды ХII века».
В 1947 году, написав монографию «Очерки по истории литературных форм летописания ХI-ХVI веков, стал доктором филологических наук. Всемирную известность приобрели его труды «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х-ХVII веков», цикл работ, связанных с изучением «Слова о полку Игореве».
Он является автором перевода «Повести временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем».
3.Чтение отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха.
Обсуждение прочитанного:
В чем смысл поучений В. Мономаха?
Какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня?
Как вы понимаете советы: не давайте отрокам причинять вред ни своим ни чужим, ни селам, ни посевам?!
«Напойте и накормите просящего»,
«убогих не забывайте»?
Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. Он не просто исследовал особенности древнерусского языка и построения художественного текста, но и проповедовал законы морали и нравственности, соблюдать которые пристало культурному человеку во все времена.
Даниил Гранин сказал о Лихачёве: «Он вводил нас в мир высокой русской культуры» и полузабытых ценностей жизни. Это была душевная среда, пронизанная деликатностью, учтивостью, которые стали неотъемлемым правилом его собственного поведения. За многие годы нашего общения я не помню, чтобы он кого-то поносил, кому-то завидовал, льстил властям, искал компромиссов, даже во имя «интересного дела».
Ученик.
Когда-то его судьбу можно изобразить как цепь репрессий. Одна несправедливость следует за другой. Ожесточенно преследовали ленинградские власти, старались уничтожить и морально, и физически. Ему подожгли квартиру. Его избили. Он не искал примирения. Он об этом не рассказывает ни в воспоминаниях, ни в своих выступлениях. А в рассказах о Соловках, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его, а, похоже, делали его мягче и отзывчивее.
Несчастья настигали его, но они не определяли его жизнь. Источником его душевной прочности была для него работа. Счастлив тот, у кого ясный стержень свой деятельности. Этот стержень оставался для Дмитрия Сергеевича Лихачева неизменным из года в год, из десятилетия в десятилетие.
Воспоминания о Лихачеве интересны тем, что рисуют его живой облик, передают характер, в котором отразилась его непростая судьба.
Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия россиян. Им двигала боль за нищее состояние нашей культуры. Он хотел остановить разрушение памятников, варварское издевательство над историей.
Ученик.
Слово у Лихачева пронзительное, запоминающееся. Он смотрит далеко в будущее, обращался к людям, которые, может быть, и не родились еще, с призывом сохранить культуру, уберечь души свои от черствости и равнодушия. Это призыв не из прошлого в будущее даже – он вне времени, как вечен и стал образ великого радетеля за судьбу нашей Родины.
Он не только говорил, но и делал! Ему удалось отстоять от разрушений лесной район Лесковиц в Чернигове, библиотеку в Мышкине, в заповеднике «Плес на Волге». Остановили разработку песчаных карьеров. Он создал Фонд Культуры, создал журнал «Наше наследие», двадцать лет возглавлял серию книг «Литературные памятники».
Благодаря его деятельности были сохранены и отреставрированы десятки памятников культуры. Академик понимал, что отношение к культурному достоянию государства, интеллигентность закладываются в раннем возрасте, а поэтому огромное внимание уделял воспитанию нового поколения страны.
Ученый воспитывал словом, ибо верил в его удивительную силу.
Наиболее известными публицистическими произведениями для юношества являются книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и «Земля родная».
«Я назвал свою книгу «Земля родная». Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредсказуемой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ, и весь земной шар.
Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств».
Учитель:
Ребята, книга «Земля родная» написана публицистическим стилем в 1983 году. Жанр – публицистический очерк. Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.
Ребята, вы разделились на 3 группы сейчас вы получите задание, обсудите прочитанное и ответьте на вопросы.
4.Выразительное чтение текста.
1 группа «Молодость – это вся жизнь»
Обсуждение прочитанного.
Меняется ли «взрослый мир» от школьного?
Почему важно сохранять школьную репутацию?
Что говорит автор о формировании всей жизни человека?
Расшифруйте значение поговорки «береги честь смолоду»
2 группа Чтение главы «Искусство открывает нам большой мир!» из книги «Земля родная».
Обсуждение прочитанного.
Что собой представляет русская культура?
Что должны пропагандировать картинные галереи?
Что пишет автор о любви ко всему русскому?
Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»? (Пониманию искусства нужно учиться…)
3 группа
Чтение главы «Учиться говорить и писать».
До слов: Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте
мне, я это знаю, а не просто предполагаю.
- чему посвящена данная глава?
- какие слова автор называет «слова-плевки», почему?
- что является вернейшим способом узнать человека?
4 группа Чтение главы «Учиться говорить и писать».
От слов Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
7.Заключительное слово учителя.
Как вы понимаете выражение «экология культуры»? («Что мы называем экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.»)
Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.
Д.С.Лихачев призывает любить свой край, свою страну, свою семью и школу, уважать чувства других людей, не быть националистом, бережно относится к культурному наследию прошлого.
Его собственная жизнь никогда не расходилась с тем, что он проповедовал.
Великий сын своей страны, Дмитрий Лихачев – лауреат Государственных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена искусств «Янтарный крест»- был отмечен и другими наградами.
16 национальных академий и европейских университетов присвоили ему почетное звания. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877.
Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его- примером бескорыстного служения народу.
8. Подведение итогов урока.
Интересно ли вам было читать этот текст?
Актуален ли он? Интересна ли тема, предложенная автором?
Что нового открыли для себя в тексте?
Какой твой взгляд на проблемы, поставленные в тексте?
Убедительна ли позиция автора?
Д.С.Лихачев внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его – примером бескорыстного служения народу.
9.Рефлексия.
10.Домашнее задание на выбор.
Творческая работа. Напишите сочинение: «Чем ценны советы Лихачёва?»
Используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»
1 группа «Молодость – это вся жизнь»
Обсуждение прочитанного.
Меняется ли «взрослый мир» от школьного?
Почему важно сохранять школьную репутацию?
Что говорит автор о формировании всей жизни человека?
Расшифруйте значение поговорки «береги честь смолоду»
2 группа Чтение главы «Искусство открывает нам большой мир!» из книги «Земля родная».
Обсуждение прочитанного.
Что собой представляет русская культура?
Что должны пропагандировать картинные галереи?
Что пишет автор о любви ко всему русскому?
Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»?
3 группа
Чтение главы «Учиться говорить и писать».
До слов: Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте
мне, я это знаю, а не просто предполагаю.
- чему посвящена данная глава?
- какие слова автор называет «слова-плевки», почему?
- что является вернейшим способом узнать человека?
4 группа Чтение главы «Учиться говорить и писать».
От слов Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.