СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лихачев "Земля родная" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа над главами книги Д.С. Лихачева "Земля родная"

Просмотр содержимого документа
«Лихачев "Земля родная" 7 класс»

Дата:

Класс: 7

Тема: Свет личности  Д.С. Лихачева. «Земля родная».

Цели: познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева;

 пропагандировать его взгляды на науку, культуру, нравственность;

познакомиться с главами из книги Д. Лихачева «Земля родная»; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведения, работать в группе, воспитывать нравственность.

                                                                   Эпиграф: Поверьте мне: я чист душою.

Н. Рубцов

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, 28 ноября 2026 года исполнится 120 лет со дня рождения выдающегося российского ученого и гражданина Д.С. Лихачева, который стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа, автором фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.

Попытаемся, опираясь на воспоминания, знавших Дмитрия Сергеевича, а главное – его работы,  представить себе личность гражданина, который не только трудами, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности.

2. Сообщения учащихся. 

Д.С.Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года. Через несколько лет, уже будучи студентом, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывшей Соловецкий монастырь, расположенный на Севере России, который стал одним из первых лагерей изначально известной системы Гулаг. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачева. Он трудился на строительстве  Беломорско -Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.

Ученица.

Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором  в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы.

В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», редколлегию серии «Литературные памятники» в конце 80-х годов участвовал в создании журналов «Новый мир» и «Наше наследие».

Ученица.

Он написал более тысячи научных работ и публицистических статей. В 1941 году Дмитрий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды ХII века».

В 1947 году, написав монографию «Очерки по истории литературных форм летописания ХI-ХVI веков, стал доктором  филологических наук. Всемирную известность приобрели его труды «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х-ХVII веков», цикл работ, связанных с изучением «Слова о полку Игореве».

Он является автором перевода «Повести временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем».

3.Чтение отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха.

Обсуждение прочитанного:

  • В чем смысл поучений В. Мономаха?

  • Какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня?

  • Как вы понимаете советы: не давайте отрокам причинять вред ни своим ни чужим, ни селам, ни посевам?!

  • «Напойте и накормите просящего»,

  • «убогих не забывайте»?

Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. Он не просто исследовал особенности древнерусского языка и построения художественного текста, но и проповедовал законы морали и нравственности, соблюдать которые пристало культурному человеку во все времена.

Даниил Гранин сказал о Лихачёве: «Он вводил нас в мир высокой русской культуры» и полузабытых ценностей жизни. Это была душевная среда, пронизанная  деликатностью, учтивостью, которые стали неотъемлемым правилом его собственного поведения. За многие годы нашего общения я не помню, чтобы он кого-то поносил, кому-то завидовал, льстил властям, искал компромиссов, даже во имя «интересного дела».

Ученик.

Когда-то его судьбу можно изобразить как цепь репрессий. Одна несправедливость следует за другой. Ожесточенно преследовали ленинградские власти, старались уничтожить и морально, и физически. Ему подожгли квартиру. Его избили. Он не искал примирения. Он об этом не рассказывает ни в воспоминаниях, ни в своих выступлениях. А в рассказах о Соловках, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем  занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его, а, похоже, делали его мягче и отзывчивее.

Несчастья настигали его, но они не определяли его жизнь. Источником его душевной прочности была для него работа. Счастлив тот, у кого ясный стержень свой деятельности. Этот стержень оставался для Дмитрия Сергеевича Лихачева неизменным из года в год, из десятилетия в десятилетие.

Воспоминания о Лихачеве интересны тем, что рисуют его живой облик, передают характер, в котором отразилась его непростая судьба.

Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой  гуманитарной мысли, в защиту и сохранение  культурного наследия россиян. Им двигала боль за нищее состояние нашей культуры. Он хотел остановить разрушение памятников, варварское издевательство над историей.

Ученик.

Слово у Лихачева пронзительное,  запоминающееся. Он смотрит далеко в будущее, обращался к людям, которые, может быть, и не родились еще, с призывом сохранить культуру, уберечь души свои от черствости и равнодушия. Это призыв не из прошлого в будущее даже – он вне времени, как вечен и стал образ великого  радетеля за судьбу нашей Родины.

Он не только говорил, но и делал! Ему удалось отстоять от разрушений лесной район Лесковиц в Чернигове, библиотеку в Мышкине, в заповеднике «Плес на Волге». Остановили разработку песчаных карьеров. Он создал Фонд  Культуры, создал журнал «Наше наследие», двадцать лет возглавлял серию книг «Литературные памятники».

Благодаря его деятельности были сохранены и отреставрированы десятки памятников культуры. Академик понимал, что отношение к культурному достоянию государства, интеллигентность закладываются в раннем возрасте, а поэтому огромное внимание уделял воспитанию нового поколения страны.

Ученый воспитывал словом, ибо верил в его удивительную силу.

Наиболее известными публицистическими произведениями для юношества являются книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и «Земля родная».

«Я назвал свою книгу «Земля родная». Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредсказуемой  скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница  необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ, и весь земной шар.

Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств».

Учитель:

Ребята, книга «Земля родная» написана публицистическим стилем в 1983 году. Жанр – публицистический очерк. Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.

Ребята, вы разделились на 3 группы сейчас вы получите задание, обсудите прочитанное и ответьте на вопросы.

4.Выразительное чтение текста.

1 группа «Молодость – это вся жизнь»

Обсуждение прочитанного.

  • Меняется ли «взрослый мир» от школьного?

  • Почему важно сохранять школьную репутацию?

  • Что говорит автор о формировании всей жизни человека?

  • Расшифруйте значение поговорки «береги честь смолоду»

2 группа Чтение главы «Искусство открывает нам большой мир!» из книги  «Земля родная».

Обсуждение прочитанного.

  • Что собой представляет русская культура?

  • Что должны пропагандировать картинные галереи?

  • Что пишет автор о любви ко всему русскому?

  • Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»? (Пониманию искусства нужно учиться…)

3 группа

Чтение главы «Учиться говорить и писать».

До слов: Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте

мне, я это знаю, а не просто предполагаю.

- чему посвящена данная глава?

- какие слова автор называет «слова-плевки», почему?

- что является вернейшим способом узнать человека?

4 группа Чтение главы «Учиться говорить и писать».

От слов Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

  • Что есть язык человека?

  • Составьте памятку по правилам выступления

  • Как научиться писать?


7.Заключительное слово учителя.

Как вы понимаете выражение «экология культуры»? («Что мы называем экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.»)

Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.


Д.С.Лихачев призывает любить свой край, свою страну, свою семью и школу, уважать чувства других людей, не быть националистом, бережно относится к культурному наследию прошлого.

Его собственная жизнь никогда не расходилась с тем, что он проповедовал.

Великий сын своей страны, Дмитрий Лихачев – лауреат Государственных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена искусств «Янтарный крест»- был отмечен и другими наградами.

16 национальных академий и европейских университетов присвоили ему почетное звания.  Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877.

Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его- примером бескорыстного служения народу.

8. Подведение итогов урока.

  1. Интересно ли вам было читать этот текст?

  2. Актуален ли он? Интересна ли тема, предложенная автором?

  3. Что нового открыли для себя в тексте?

  4. Какой твой взгляд  на проблемы, поставленные в тексте?

  5. Убедительна ли позиция автора?

Д.С.Лихачев внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его – примером бескорыстного служения народу.

9.Рефлексия. 

10.Домашнее задание на выбор.

Творческая работа. Напишите сочинение: «Чем ценны советы Лихачёва?»

Используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края»

1 группа «Молодость – это вся жизнь»

Обсуждение прочитанного.

  • Меняется ли «взрослый мир» от школьного?

  • Почему важно сохранять школьную репутацию?

  • Что говорит автор о формировании всей жизни человека?

  • Расшифруйте значение поговорки «береги честь смолоду»


2 группа Чтение главы «Искусство открывает нам большой мир!» из книги  «Земля родная».

Обсуждение прочитанного.

  • Что собой представляет русская культура?

  • Что должны пропагандировать картинные галереи?

  • Что пишет автор о любви ко всему русскому?

  • Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»?



3 группа

Чтение главы «Учиться говорить и писать».

До слов: Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте

мне, я это знаю, а не просто предполагаю.

- чему посвящена данная глава?

- какие слова автор называет «слова-плевки», почему?

- что является вернейшим способом узнать человека?


4 группа Чтение главы «Учиться говорить и писать».

От слов Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

  • Что есть язык человека?

  • Составьте памятку по правилам выступления

  • Как научиться писать?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!