ВСТУПЛЕНИЕ
Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы и в ГИА 2021 года. 25 декабря 2020 года Сергей Кравцов озвучил в своем интервью такие важные нововведения: ОГЭ досрочного периода в 2021 году отменен; даты основного этапа ОГЭ – с 24 по 28 мая 2021 года; 9-классники будут сдавать только русский язык и математику; 1 предмет по выбору будет предложено сдать в мае в формате письменной контрольной работы.
Сдавать ли географию? С учетом озвученных нововведений, выпускникам 9-х классов в 2021 году будет предоставлена возможность сдать вместо ОГЭ по географии контрольную работу. Но, пока нет точной информации о том, какие задания войду в КИМы и кто будет их составлять. Не исключено, что для составления контрольных будет рекомендовано использовать задания из открытого банка ОГЭ 2021 года.
ОГЭ по географии не пользовалось особой популярностью среди выпускников 9-х классов и до 2021 года, ведь очень мало колледжей при поступлении рассматривают именно эту дисциплину. Согласно данным Росстата в 2020 году между предметами по выбору заявки выпускников распределились следующим образом: СЛАЙД №2
Ранее, как правило, географию выбирали в паре с обществознанием, но каким будет выбор предметов для выпускников 2021 года, пока сказать сложно. Ранее связка «география» + «общество» позволяла подать документы в таких направлениях, как: картография; геодезия; ландшафтный дизайн и садово-парковое искусство; гостиничный сервис; дошкольное образование; реклама.
Важно! Если контрольная работа по географии будет максимально приближена к формату ОГЭ, полезно ознакомиться с тем, каким должен был быть экзамен 2021 года....
Формат проведения ОГЭ по географии, ранее запланированный для проведения в 2021 году, предполагал такие основные факты: место проведения – на базе родной школы; длительность – 150 мин. (2,5 часа); количество заданий – 30; максимальный балл – 32 ; разрешены: атласы (за 7, 8 и 9 класс), линейка и непрограммируемый калькулятор...
Именно благодаря тому, что на экзамен выпускникам разрешено принести с собой атласы, многие считают географию одним из самых простых предметов Обязательного Государственного Экзамена
Изменения в КИМах. В 2020 году практически все КИМы Обязательного Государственного Экзамена были пересмотрены. В ходе реформы формат и структура билетов, а также формулировка и критерии оценивания отдельных заданий были приведены в соответствие ФГОС. Для того, чтобы подготовка к ОГЭ по географии в 2021 году была эффективной, учтите такие нововведения: общее число заданий сокращено до 30 (ранее их было 32); в КИМе появились новые виды заданий; сведены к минимуму вопросы с готовыми вариантами ответов. Распределение заданий по частям будет следующим СЛАЙД №3
Экзамен будет охватывать 5 основных образовательных блоков СЛАЙД №4
Как видите, все варианты ОГЭ 2021 года по географии будут содержать наибольшее количество вопросов (43%), посвященных именно географии РФ. При этом в билете экзаменуемым встретятся 15 вопросов базового уровня сложности, 13 – повышенного и только 2 – высокого
Начисление баллов будет осуществляться согласно таким правилам СЛАЙД №5
Первая часть работы будет проверена автоматизированной компьютерной системой, а 2-ю часть, содержащую развернутые ответы, будут проверять эксперты. Проверив все ответы, результаты двух бланков суммируют и переводят в 5-бальную оценку по таблице, разработанной ФИПИ: СЛАЙД №6
Как видите, для аттестата будет достаточно набрать 12 первичных баллов, но желающие продолжить обучение в колледже должны ориентироваться на рекомендованный ФИПИ порог – 23 балла
Основная часть
Какие источник информации выбрать для подготовки к ОГЭ по географии?
Экзамен — это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Для успешного прохождения обучающимся государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по географии необходима поддержка учителя.
Успех в подготовке к ОГЭ гарантирован только тогда, когда учитель ставит целью развивать обучающихся, повышать их мотивацию к изучению учебного предмета.
Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Выпускники 9 класса должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.
Подготовка обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ должна идти на протяжении всего курса географии начиная с 5 класса. Но для полноценной реализации подготовки в рамках урока учитель сталкивается с нехваткой времени.
Как правило, целенаправленная подготовка к ОГЭ по географии начинается с 9 класса, когда большинство обучающихся уже определяется с выбором экзаменов из перечня предметов по выбору.
Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ осуществляется мною в основном в дополнительное от учебы время. Я провожу индивидуальные и групповые консультации. Один раз в неделю организуется групповое занятие, также по личному запросу обучающихся проводятся индивидуальные консультации. Такая работа начинается с октября месяца и представляет несколько этапов.
Этап 1.
Личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой выявить отношение к экзамену, установить мотив, самооценку готовности обучающихся. Что дает возможность обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников (здесь важен индивидуальный подход).
Этап 2.
Знакомство обучающихся с особенностями проведения экзаменационной работы, с системой оценивания работы, со спецификой и кодификатором КИМ. Также необходимо ознакомление с инструкцией по выполнению работы, бланками ответов.
Этап 3.
Выбор учебно-методического обеспечения процесса подготовки к экзамену и ознакомление с ним обучающихся.
Этап 4.
Организация системных индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.
Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении заданий экзаменационной работы. Здесь важно озвучить что чем больше обучающиеся выполнят тренировочных заданий из различных источников, тем больше навыка в решении заданий они получат.
На консультациях важно разбирать задания, вызвавшие наибольшее затруднение. Необходимо также осуществлять систематический мониторинг качества подготовки к экзамену. Это позволит выявить типичные ошибки и сосредоточиться на их устранении. Его условно можно разделить на 3 части: входной, позволяющий выявить пробелы в знаниях и составить реальное представление о том, насколько сложные задания предстоит выполнить на экзамене; промежуточный (как правило их несколько) и итоговый.
Необходима и организация самостоятельной подготовки обучающихся дома. Этому тоже должен способствовать учитель.
Более подробно я хочу раскрыть содержание этапа № 3.
Традиционно на экзамене по географии разрешено использование географических атласов для 7,8 и 9 классов. Поэтому необходимо их наличие у обучающихся. СЛАЙД № 7
Что нужно знать про атлас?
Можно выбрать атлас любого автора (из рекомендованного списка)
Готовиться нужно по тому же атласу, с которым обучающийся будет сдавать экзамен.
В атласах нельзя делать никаких пометок! Все страницы должны быть чистыми.
Также очень важно уделить внимание отработки у обучающихся навыков работы с картами атласа. Здесь важную роль может сыграть повторение номенклатуры за все годы изучения географии в школе. СЛАЙД № 8
Поскольку на экзамене не будет времени для нахождения нужного географического объекта.
Дальше начинается основной этап подготовки — это повторение теории и отработка навыков решения экзаменационных заданий.
Для повторения содержания основных разделов и тем школьного курса географии можно использовать различные учебные пособия. Например, География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. СЛАЙД № 9 Данное пособие состоит из пяти разделов, отражающих структуру государственного образовательного стандарта по географии, и кодификатор экзаменационной работы по географии для выпускников 9-х классов:
Источники географической информации
Природа Земли и человек
Материки, океаны, народы и страны
Природопользование и геоэкология
География России
В каждом из разделов приводится теоретическая информация, необходимая для успешного выполнения заданий. Также в пособие включены различные типы заданий. Кроме классических тестовых заданий с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных в пособии приведены задания с множественным выбором, установлением правильной последовательности или соответствия, задания развернутым ответом и различные географические задачи. СЛАЙДЫ №9-11
Для отработки практических навыков учащихся при подготовке к ОГЭ 2021 по географии можно использовать следующие пособия: СЛАЙД №12
Барабанов В. В. ОГЭ 2021. География. 12 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ В. В. Барабанов, А. А. Жеребцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 103 с.
Барабанов В. В. ОГЭ 2021. География. 32 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ В. В. Барабанов, А. А. Жеребцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 262 с.
Барабанов В. В. ОГЭ 2021. География. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий/ В. В. Барабанов, А. А. Жеребцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 247 с.
Амбарцумова, Дюкова, Барабанов: ОГЭ 2021 География. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов
Данные пособия имеют одинаковую структуру. В них содержится инструкция по выполнению работы, тренировочные варианты, ответы к каждому варианту и подробный разбор заданий одного из вариантов. Выполняя задания пособий обучающиеся могут отработать навыки выполнения заданий, предоставленных в демонстрационной версии ОГЭ по географии.
Важную роль в подготовке к экзамену играет использование интернет-технологий. Здесь я отдаю предпочтение работе с образовательным порталом «Решу ОГЭ» СЛАЙДЫ №13-15 https://geo-oge.sdamgia.ru/test?id=1278784 Для совместной продуктивной работы учителя и ученика на этом портале необходима регистрация обоих пользователей.
На данном портале обучающиеся могут самостоятельно или с помощью учителя упражняться в решении типовых заданий. Учитель может составлять работы, используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталогов или добавив собственные задания. Регулируемые настройки: показать или скрыть правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок. Система сохраняет все созданные учителем работы и результаты их выполнения учащимися. Проверка тестовых заданий осуществляется компьютером. Решения заданий с развернутым ответом учащиеся могут загрузить в систему, а учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать. Результаты проверки автоматически появятся в статистике учителя и в статистике учащихся. Учитель также может задать работу над ошибками, она автоматически будет создана компьютером и отослана учащимся. Результаты выполнения работы над ошибками появятся у учителя в статистике по работе. Интегральные результаты по всем учащимся можно увидеть на страничке индивидуального профиля: по каждому учащемуся приводится статистика по всем когда-либо решенным заданиям и отображается прогресс за последний месяц.
Можно осуществлять управление учащимися и группами учащихся. Отслеживать статистику по каждому учащемуся. В классном журнале отображаются сводные результаты по группам (классам). Создавая собственный курс в разделе «Школа», учитель и ученик могут осуществлять обратную связь. Учитель может писать всему классу или отдельным ученикам и получать от них ответы. Учителю достаточно сообщить номер созданного курса ученикам.
Обязательным я считаю и знакомство обучающихся с сайтом ФИПИ. СЛАЙД № 16 На страницах сайта можно найти:
- открытый банк заданий с удобным разделением всех вопросов по темам;
-демоверсии 2020 и 2021 года; нормативно-правовые документы. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-8
Если сложно дается классическая подготовка с учебником или специальным изданием, разработанным к ОГЭ по географии 2021 года, можно осуществлять просмотр видео-уроков, в которых подробно объясняют отдельные темы или разбирают демонстрационные варианты СЛАЙД № 17
Заключение
По сути, подготовка к ОГЭ по географии начинается с 5 класса, если учителю удается использовать на уроках задания из открытого банка заданий к ОГЭ. Однако, человеку свойственно забывать те знания и умения, которые не применяются систематически. Поэтому хорошо уже к восьмому классу определиться с выбором экзамена по выбору и начинать целенаправленную подготовку. Здесь также важно, насколько отдельно взятый ученик обучен и какова его мотивация. Проблема с подготовкой к государственной итоговой аттестации может быть решена если налажена хорошая связь между учеником-родителем-классным руководителем. Только взаимная заинтересованность всех лиц поможет успешно пройти этот важный этап в жизни ученика. Но безусловно, наибольшую роль должно сыграть то, насколько ученик способен быть самостоятельным и ответственным.
Закончить свое выступление я хочу словами великого русского педагога К. Д. Ушинского «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения». СЛАЙД №18
Список литературы:
https://2021god.com/oge-po-geografii-v-2021-godu/