СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока литературы в 9 классе "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.

Обозначить своеобразие финала романа.

Цель: Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.

Обозначить своеобразие финала романа.

Цель: Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.

Обозначить своеобразие финала романа.

Цель: Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.

Обозначить своеобразие финала романа.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока литературы в 9 классе "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"»

Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

Урок комплексного применения знаний и умений

Цель: Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.

Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.

Обозначить своеобразие финала романа.

Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение темы урока.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Тест.

  1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? 

А) 2 года

Б) 1 год

В) свыше 4 лет

(Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)

1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
2. Сколько времени Онегин не решается признаться Татьяне, что влюблён в неё?

А) Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.

Б) 1 неделю

В) 1 месяц

3. Чей портрет рисует Пушкин:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой...

А) (Татьяна Ларина)

Б) Ольга .

На экране через проектор появляется портрет Татьяны.

4. Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет...

А) Ленский

Б) (Евгений Онегин)

На экране появляется портрет Онегина.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям.

Эпиграф урока:

«А счастье было так возможно,

Так близко!...»

- Действительно ли было возможно счастье?

- Вспомните, на какой почве зарождаются взаимоотношения Татьяны и Онегина.

- Как автор определяет состояние Татьяны от встречи с Онегиным? Состояние Онегина?

- Скоро ли решается Татьяна писать Онегину?

- Каково её состояние?

Первичное закрепление

— Определите последовательность событий в IV главе. Подумайте, почему события романа развиваются непосредственно в такой последовательности. (Авторская оценка Онегина — отповедь Онегина Татьяне — авторская оценка отповеди — размышления повествователя о друзьях, родне, любви — страдания Татьяны — картины удачной любви Ольги и Ленского — жизнь Онегина в деревне — пришествие зимы — разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны — это расположение событий подчеркивает развитие чувства Татьяны к Онегину.)


Проанализируйте сцену отповеди Онегина в IV главе.

Какие черты нрава Онегина проявляются в его монологе?

Почему он все же отторгает любовь Татьяны?

Зачем в композицию главы автор включает картины удачной любви Ольги и Ленского?

(Онегин не намерен ограничивать собственную жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги, не желая того, охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не желает такой любви.)


IV. Краткая беседа о композиционном своеобразии VIII главы.

VIII глава занимает совершенно особое место в композиции романа еще и потому, что в ней зеркально отразился сюжет первых семи глав.

Заметили ли вы эту особенность? Можете ли вы ее прокомментировать?

(История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.

Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет").

Учитель. Следует добавить, что герой Пушкина - меняющийся герой. Это в полной мере относится к главному герою романа - Евгению Онегину. Онегин меняется от главы к главе. Основной принцип в изображении меняющегося героя - принцип "противоречия".

Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? Учитель. Посмотрите, каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. Что произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь его жизнь?

Итак, Онегин снова в Петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I главе свет благосклонно принял Онегина, то теперь свет считает Онегина чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в VIII главе он его ненавидит.

Как и в I главе Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь была для него "наукой страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь - он сам любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь, затмившая собою все.

(П.И. Чайковский "Ужель та самая Татьяна")

Пушкин старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.

Учитель. А что же по-вашему изменилось в Татьяне? (Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя и героя. Это уже не "сельская барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине.

Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне. Татьяна уже давно разгадала Онегина.

- Когда она поняла, что предмет ее любви – плод ее фантазии?
(Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон")

Но теперь она любит его такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала, присвоив себе "чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а своими собственными.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель. Итак, мы видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый по-своему, чтобы лучше понять движения их сердец, обратимся к их письмам.

Письмо Татьяны проникнуто "умом и волею живой и сердцем, пламенным и нежным".

Читается письмо Татьяны (можно сокращенно)

Учитель. А что же Онегин?
Онегин страдает. И его любовь к Татьяне изображается как любовь необыкновенная, трагическая.

Звучит письмо Онегина (сократить, взять основное).

Учитель. Два письма главных героев. В чем же они сходны между собой?
(Проецируется на экран через мультимедийный проектор, учитель зачитывает)

Эти письма построены по одинаковому композиционному плану, в отдельных частях совпадают по синтаксическим конструкциям. (Проекция текста на экран).

Татьяна

Онегин

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Предвижу все, вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!

Похожи и концовки писем: каждый из героев вверяет свою судьбу другому, рассчитывая на его благородство. (Проекция текста на экран)

Татьяна

Онегин

Кончаю. Страшно перечесть.
Стыдом и страхом замираю,
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю.

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле,
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Учитель. По принципу параллелизма построены и две отповеди.
(Проекция рисунков на экран, основное из текста можно зачитать к 1 рисунку, затем ко 2 рисунку)

Учитель обращает внимание на рисунки художника, который тоже как бы соблюдает данный принцип.

Учитель. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? (Работа над 44-45 строфами VIII главы)
Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

Учитель. Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем установить черты сходства и различия между ними.

V. Практическая работа "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина"

Общее

Различное

Самобытность Татьяны, "неподражательная странность Онегина".

Ее мечтательность, его "мечтам невольная преданность".

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Ему "труд упорный был тошен", и "ее изнеженные пальцы не знали игл".

И он, и она любят читать, находят утешения в книгах.

Близость Татьяны к "народным основам жизни" и оторванность Онегина от народных корней.

Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать.

Учитель. Да, из ваших ответов ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу.
А теперь постарайтесь дать ответ на уже прозвучавший вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина.
(Проекция на экран трех точек зрения)

Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани".

А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы.

Возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.

Учитель. Итак, какая точка зрения вам ближе? (Обмен мнениями)

VI. Итог: 

-Чья судьба могла стать примером для Татьяны?

В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях.

Учитель. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, подчеркивал Ю. Лотман.

Знакомство с рассказом В.Г. Белинского.

"Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? - мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки... Что сталось с Онегиным потом? ... Не знаем, да и на что нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать..."

VII. Рефлексия

Вернемся к эпиграфу урока:

«А счастье было так возможно,

Так близко!...»

- Действительно ли было возможно счастье?

-Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

Обобщение

События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина.

Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьезного пересмотра отношения с миром.

Финал романа - апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера. Нравственным итогом "поединка" Татьяны и Онегина становится победа любви и верности.

В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить наизусть письма.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!