СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Срезовая работа по истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Срезовая работа по истории России»

1 вариант.

1. Установите хронологическую последовательность правления князей:

1. Мстислав Великий 2 Ярослав Мудрый . 3. Владимир Красное Солнышко 4. Игорь

2.Установите соответствие между терминами и их определениями.

А

Б

В

Г





ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев

Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском

В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) былина 4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются названиями восточнославянских племен.

1) Поляне, 2) древляне, 3) дреговичи, 4) радимичи, 5) вятичи, б) хазары, 7) кривичи.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:

4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

- временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью мо­нарха. Ответ:

5. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением ИМЕНА:

А Святослав Б) Князь Олег В) княгиня Ольга Г) Владимир Святославович СОБЫТИЯ

1) Подписание договора с Византией 2) дунайские походы 3) принятие «Русской правды» 4) крещение Руси 5) установление новой формы сбора дани 6. Прочтите фрагмент «Повести временных лет» и установите историческую личность

«... Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал... что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, асам подошел к горам, неся малолетнего Игоря...» Ответ: 7. Какие три категории соответствуют зависимому населению Древней Руси из перечисленных ниже

1. Смерды

2. дружинник

3. холопы

4. закупы

5. бояре

6. рядовичи

Ответ:


8. О чем идет речь?

«... И когда стало смеркаться, приказала ... своим воинам пустить голубей и воробьев.. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда... И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала ... воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

Ответ:

9. Установите соответствие между именами князей и крупнейшими событиями, связанными с их деятельностью ИМЕНА: А)Владимир Мономах Б) Владимир Святославич

В)Олег Вещий Г) Игорь Старый

СОБЫТИЯ

  1. разгром половцев 2. объединение Киева и Новгорода 3. восстание древлян 4. крещение Руси 5. битва на реке Калке

10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос.

«Он учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Какое предание фиксируется в «Повести временных лет»?

Ответ:

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Древнерусский князь

Даты

События

(А)

882 с

(Б)

(В)

862 с

(Г)

Игорь

(Д)

Поход киевского князя на Константинополь

(Е)

967-971 гг.

Война с Византией


Пропущенные элементы:

1) Рюрик 2) Олег 3) Святослав 4) Ольга 5)911г 6)введение уставов, уроков и погостов 7)941 г 8) объединение Новгорода и Киева 9) призвание варягов в Новгород

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е







12. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют правление князя Олега?


1) Неудачный поход в Византию 2) Подписание выгодного для Руси договор

3) Убийство Аскольда и Дира 4) Гибель во время полюдья

5) Объединение Новгорода и Киева 6) Сохранение единства Руси.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13. Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

Ответ:

14 .Укажите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:

15. В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

Ответ:

16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.







17.Установите соответствие между событиями и датами:

1) правление князя Владимира Мономаха в Киеве

А) 1113, 1068 гг

2) первое упоминание о Москве

Б) 1113 – 1125 г

3) правление Юрия Долгорукого в Суздале

В) 1019 – 1054 г

4) народные восстания в Киеве

Г) 1147 г

1

2

3

4






Д) 1125 – 1157 г

18.


Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

 1) Данная монета выпущена в период существования СССР.

   2) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.

   3) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является А.М. Опекушин.

  4) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.

   5) На данном изображении представлен символ царской власти в России.

Ответ;

19. Укажите изображение памятника архитектуры, созданного наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.

1. 2.

3. 4.


1. Ниже указаны две точки зрения на характер государственного строя Великого Новгорода в XII–XV вв.

1. Новгород был феодальной республикой.

2. Новгород был боярской олигархией.

Какая из точек зрения представляется Вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения

На 3- 22, на 4-30, на 5 -38


2 вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) поход Святослава на Балканы Б) поход Аскольда и Дира на Константинополь

В) поход князя Игоря на Константинополь Г) первая княжеская усобица

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

КНЯЗЬЯ А)Владимир Мономах Б) Владимир Святославич

В)Ярослав Мудрый Г) Игорь Старый

СОБЫТИЯ: 1.разгром половцев 2. объединение Киева и Новгорода 3. восстание древлян

4.крещение Руси 5. принятие «Русской Правды»

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Смерд, по­ме­щик, ря­до­вич, тиун, бо­ярин, закуп.

4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь.

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась

5. Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А

Б

В

Г





А) барщина 1) народное сказание о подвигах героев

Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском

В) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) былина 4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

6. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь:

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева…Князь одержал победу…в память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами;…он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею».

Ответ:

7. Какие из перечисленных ниже событий относятся к ис­тории Руси Удельной?

  1. Невская битва

  2. битва на реке Калке

  3. «стояние» на реке Угре

  4. крещение Руси

  5. восстание древлян

  6. Ледовое побоище

Ответ:

8. Прочтите фрагмент из летописи и укажите, событие, о котором идет речь и его дату:

«…зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…»

Ответ:

9. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

КНЯЗЬЯ

А)Владимир Мономах Б) Владимир Святославич В)Ярослав Мудрый Г) Игорь Старый

СОБЫТИЯ

  1. разгром половцев 2. объединение Киева и Новгорода 3. восстание древлян

4.крещение Руси 5. принятие «Русской Правды»

10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь

«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

Ответ:

11. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Ис­то­ри­че­ские лич­но­сти

Пред­ста­ви­те­ли куль­ту­ры

До­сти­же­ния куль­ту­ры

Князь Яро­слав Муд­рый

__________(А)

«Слово о За­ко­не и Бла­го­да­ти»

__________(Б)

Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти

__________(В)

Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

В. Ба­же­нов

дом Паш­ко­ва в Москве

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Зим­ний дво­рец

2) Ила­ри­он

3) Успен­ский собор

4) М. Ка­за­ков

5) В. Рас­трел­ли

6) Иван III

7) им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II

8) им­пе­ра­тор Алек­сандр I

9) храм Хри­ста Спа­си­те­ля

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

12. К каким последствиям привело крещение Руси?

А) к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать митрополита

В) к развитию культуры, образования

Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей

Д) к укреплению международного положения Руси Е) к укреплению власти древнерусских князей

Ответ:

Р ассмотрите схему и выполните задания 13-16

13. На­зо­ви­те имя ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя, чьи за­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ука­за­ны стрел­ка­ми.

Ответ

14. На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

Ответ

15. На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Ответ:

16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к по­хо­дам князя, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ки­ев­ский князь, чьи по­хо­ды ука­за­ны на карте, раз­гро­мил и уни­что­жил Ха­зар­ский ка­га­нат

2) вра­га­ми Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства на степ­ных гра­ни­цах в пер­вой по­ло­ви­не X в. были по­лов­цы

3) во время од­но­го из по­хо­дов Ки­ев­ский князь за­ло­жил город-кре­пость Кор­сунь

4) ука­зан­ные на карте по­хо­ды укре­пи­ли мо­гу­ще­ство Ки­ев­ской Руси

5) Ки­ев­ско­му князю не уда­лось пе­ре­не­сти сто­ли­цу го­су­дар­ства на Дунай

6) од­но­вре­мен­но с за­во­е­ва­ни­ем новых зе­мель ве­ли­кий Ки­ев­ский князь рас­про­стра­нял хри­сти­ан­ство к во­сто­ку от Руси

17. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

ИМЕНА

А)князь Святослав

Б) князь Владимир Мономах

В)князь Олег

Г) князь Владимир Святославич

СОБЫТИЯ

  1. разгром половцев

  2. крещение Руси

  3. А

    Б

    В

    Г





    дунайские походы

  4. разгром Ливонского ордена

  5. создание Древнерусского государства


За­да­ние 18. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние


Какие суж­де­ния о дан­ном па­мят­ни­ке ар­хи­тек­ту­ры яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Цер­ковь была по­стро­е­на в X в.

2) Это пер­вая ка­мен­ная по­строй­ка на Руси.

3) Цер­ковь по­стро­е­на в стиле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко.

4) Цер­ковь от­но­сит­ся к ше­дев­рам вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской ар­хи­тек­ту­ры.

5) Стро­и­тель­ство этого храма от­но­сит­ся к прав­ле­нию Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го.

Ответ:

19.Какой из ни­же­при­ведённых па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры был по­стро­ен в том же веке, что и изоб­ражённый выше? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой он ука­зан.


Часть II


1.  В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

 Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

На 3- 22, на 4-30, на 5-38

Ответы

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

1

2314

бавг

2

3521

1453

3

хазары

Помещик

4

регенство

Посад

5

4152

3512

6

Олег

Ярослав

7

346

136

8

Месть Ольги

Любечский съезд

9

1423

Вадбг

10

Андрей Первозванный

Полюдье

11

281963

263517

12

235

Вде

13

«Из варяг в греки»

Святослав

14

Великий волжский путь

Волжская Булгария

15

Константинополь

Хазария

16

246

145

17

вгда

3152

18

25

45

19

1

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!