Этапы урока | Методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Словесный метод. Методические приемы: слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя | Оценивание готов- ности к уроку |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Словесный метод. Методические приемы: вопросы учителя, беседа | Обращает внимание учащихся на то, о чем потешка, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять. – К какому жанру относятся потешки и прибаутки? Докажите (словами из текста). – А сейчас встаньте в круг, приготовьтесь играть в игру (по усмотрению учителя), применяя знакомые считалки. – Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры. – Какие считалки вы знаете? Вспомните их. – Назовите отличительные признаки считалки. – Для чего их применяют? – Почему их называют считалками? – Можно ли обойтись без них в игре? Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал). – Что необычного услышали? – Какие эмоции вызвало прочитанное? Почему? было смешно или грустно? Объясните | Проверка домашнего задания: рассказывают наизусть потешки. Участвуют в игре. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют свое эмоциональное состояние | Групповая | Познавательные: демонстрируют свои знания и умения, осмысливают и прочитанное. Коммуникативные: высказывают свои мнения, прислушиваются к мнению других, распределяют роли в группах | Оценивание умений рассказывать потешки, объ- яснять их смысл. Сравнение своих до- стижений на предыдущем уроке с сегодняшним исполнением |
III. Постановка учебной задачи | Словесный метод. Методические приемы: сообщение учителя, диалог | – С каким видом устного народного творчества познакомимся сегодня на уроке? (Небылицы, считалки.) – Попробуем распутать небылицу, которую прочитали. – Смысл потерялся или остался прежним? – Найдите пары слов и поменяйте местами. – Что пропало? Небылица придумана для веселья и смеха. – Каким словом можно заменить слово «небылица»? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: высказывают своё мнение, аргументируют | Самостоятельность при выполнении работы |
IV. Усво- ение новых знаний и способов действий. Работа по учебнику (с. 22– 23). Знакомство с прикладным искусством | Словесный метод. Методические приемы: чтение, беседа | – Что вы почувствовали, прочитав небылицу, какие ощущения возникли? – Какая главная особенность небылицы? Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? – Какие слова можно выделить? – Можете ли вы сказать, что небылица относится к фольклору? Почему? Докажите. – Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. – В чём их особенность? – Можно ли придумать небылицу к этим поделкам? | Читают текст небылицы, отвечают на вопросы учителя. Ключевые слова. Объясняют смысл назначения небылицы, по возможности объясняют её происхождение. Рассматривают рисунки, делятся мнениями. Подбирают рифму | Фронтальная, парная | Познавательные: используют умение чтения с остановкой; анализируют рисунки; осознанно читают текст, подбирают рифму, сочиняют; строят ответы на вопросы, соблюдая логику; участвуют в обсуждении, вступают в диалог. Коммуникативные: высказывают свое мнение, подтверждают его примерами. Личностные: проявляют чувство гордости за народных умельцев | Беседа по вопросам, работа с картинками, выразительное чтение |
Физкультминутка | Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? | Выполняют движения по тексту под руководством учи- теля. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Коллективная | Регулятивные: выполняют движения | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа по вопросам учебника (с. 22– 23) | Словесный метод. Методический прием: диалог | Слушает. Следит за работой в парах. Направляет диалог в группах | Читают вопросы из учебника и отвечают на них, работают в парах. Участвуют в диалоге на уроке, применяя свой жизненный опыт. Умеют договариваться о рас-пределении ролей в совместной деятельности | Парная | Коммуникативные: понимают вопросы и строят правильные ответы на них. Регулятивные: осущест- вляют взаимный контроль в совместной деятельности | Беседа по вопросам. Оценивание в парах. Сравнение своих предыдущих успехов |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Словесный метод. Методический прием: беседа | – Какую учебную задачу решали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? Почему? – О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? – Какое назначение у считалок и небылиц? – Что больше всего запомнилось? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Закре-пление знаний и способов действий | Практический метод. Методический прием: беседа | – Закрепим умение применять считалку в игре. – По заданной теме составьте небылицу (в прозе или стихотворной форме) | Работают в группах. Подбирают рифму, сочиняют | Групповая | Познавательные: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы | Личные достижения и их оценивание |
Домашнее задание | Словесный метод. Методический прием: объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи: с. 22– 23, составить вопросы, сочинить небылицу | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | «Лесенка достижений» |
Признаки считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить игру.
Вышел месяц погулять. Оставайся ты одна.
Вдруг из-под собаки лают ворота. Сарафаны в бабах на пожар спешат.
Дубина выбегает с мальчиком в руках.
А за ним тулупчик с бабой на плечах.