Разработка урока в соответствии с ФГОС по теме
«Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Класс: 8.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «вещество», «свойства веществ».
Задачи урока:
обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом;
развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по работе в малых группах; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Ключевые компетенции, формируемые на уроке :
Информационно-познавательная: умение работать с учебником и с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная: ведение беседы, умение доказать свою точку зрения.
Предметные: исследовать вещества и их физические свойства, сравнивать физические свойства веществ, прогнозировать применение веществ , основываясь на их свойствах;
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока
На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.
На столах учащихся: штатив с пробирками , в пробирках сахар, поваренная соль, алюминий , растительное масло, дистиллированная вода в колбе, пустографки для оформления лабораторного опыта, смайлики.
УМК: учебник «Химия-8 класс», автор И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап , 1 мин. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок. На столах учащихся смайлики с помощью которых можно определить настроение учащегося на начало урока | Готовятся к уроку . Показывают смайлик, отражающий его настроение |
2. Целеполагание и мотивация | Произносит вступительное слово для установления актуальности темы, осознания поставленных задач. На основе ответов учащихся формулирует тему урока. | На основе вступительного слова учителя и домашнего задания определяют цели и задачи своей деятельности на уроке. Записывают тему в тетрадь. |
3. Актуализация знаний | - Я назову группы наук, а Вы определите к какой из них ближе наука химия. 1.Литература, философия, история. 2. Математика, информатика. 3.Биология, природоведение, физика. (Ответ 3) - Как называются эти науки? (естественные) - Что вам известно о химии? - В тетради составьте кластер “Что я сам знаю о химии? (используют учебник, дополнительный материал) Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Но мы не можем жить без электричества, а оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. | Отвечают на вопросы, логически размышляют. Составляют кластер (Примерно, что могут записать учащиеся) Изучает вещества Изучает физические и химические свойства веществ Изучает превращения веществ. Изучает применение веществ Это древняя наука. Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной |
4. Первичное усвоение знаний | Демонстрирует коллекцию изделий из стекла (пробирки, химические стаканы, разных объемов, колбы, трубки, предметные стекла) и алюминия (алюминиевые пластины, вилки, ложки, кружки) Каким одним понятием можно объединить эти изделия? Чем отличается колба и пробирка, вилка и ложка? Чем отличаются данные химические стаканы? Что такое тело? Какая наука изучает физические тела? Из чего изготовлены данные тела? А можно ли пробирки изготавливать из алюминия? Объясняя этимологию слова «пробирка» - «брать пробу» Чем отличаются алюминий и стекло? Что же такое вещество? Что такое физические свойства вещества? Демонстрация слайда с перечнем физических свойств веществ Какими методами можно изучать природу? Ребята, химия наука практическая, поэтому мы часто будем проводить эксперименты, но чтобы они не принесли вред Вашему здоровью , мы должны соблюдать технику безопасности Проведение инструктажа по ТБ при обращении с химическими реактивами химическим оборудованием с показом слайдов. А сейчас мы изучим физические свойства некоторых веществ по плану, который записан на доске и оформим его в выданных Вам пустографках. (Работают в парах. ) Поработаем со справочной таблицей учебника стр 211 «Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ» Давайте ответим на вопрос: «А что же изучает химия?» (Находят ответ в учебнике) Что мы называем явлениями? Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже термины по трём колонкам: тела, вещества, явления. На слайде выведены термины. Солнце, камень, птица, сахар, рост растения, Земля, кислород, растворение сахара, падение камня, образование кислорода, золото. (Взаимопроверка с помощью ответов, расположенных на слайде с критериями оценивания) Демонстрационный опыт - “Извержение вулкана” Обсуждение: каким свойствами обладает вещество – дихромат аммония . Это превращение сопровождается образованием новых веществ и выделение огромного количества тепла. Это явления, которые мы будем изучать позже. Их мы будем назвать химическими. | Ответы учащихся: Это физические тела. Формой. Размерами Это всё, что окружает нас. Это наука физика. Они изготовлены из стекла и алюминия Нет нельзя, алюминий непрозрачен. Стекло прозрачное, алюминий нет Стекло не имеет цвета, алюминий имеет светло-серый цвет Вещество – это то, из чего сделаны тела. Физические свойства вещества - это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны с ними. Учащиеся записывают в тетрадь Наблюдения, эксперимент. Слушают инструктаж по ТБ. Проводят опыт по изучению физических свойств сахара и поваренной соли, алюминия и растительного масла..Заполняют пустографку. Находят значения плотность , температур плавления и кипения для поваренной соли, алюминия. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах, превращениях и явлениях, которыми сопровождаются эти превращения. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире , называют явлениями. Заполняют таблицу. Тела | Вещества | Явления | Солнце | сахар | Рост растения | камень | кислород | Растворение сахара | птица | золото | Падение камня | Земля | | Образование кислорода | |
5. Осознание и осмысление учебного материала | Для чего нам нужны знания о свойствах веществ? Какое свойство алюминия используется для изготовления кастрюль, сковородок? Какое свойство алюминия используется для изготовления фольги? Какое свойство стекла используется при изготовлении окон? | Знания свойств веществ необходимы для того, чтобы применять их с пользой для себя. Используется такое свойство как хорошая теплопроводность этого вещества. Используется такое свойство как пластичность Используется такое свойство как прозрачность. |
6. Закрепление | "Лови ошибку" Послушайте предложения и, если заметите ошибку, поднимите правую руку. А) Вода – это вещество без цвета, запаха и со сладким вкусом. Б) Сера – вещество твердое, желтого цвета. В) Железо – это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрического тока. Выполнение тестового задания (индивидуальная работа) | Поднимают правую руку Руки не поднимают. Поднимают правую руку Выполняют тестовую работу |
7. Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Записывают домашнее задание§1. Записать в словарик и выучить определения . Выполнить упр 1-3 средний уровень; упр. 4 достат. Составить проект вещества в моём доме или изготовьте газету-стенд «Химия в нашей жизни» ( лекарства, косметика, химия и автомобиль и т.д.) |
8. Рефлексия и подведение итогов | В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню Покажите смайлики, по которым я узнаю, как изменилось Ваше настроение. Выставляются оценки по итогам работы на уроке Спасибо за работу на уроке. | Дописывают предложения. Сегодня я узнал________________________________ Я удивился______________________________________ Я хотел бы______________________________________ Учащиеся подают дневники для выставления оценок |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Согласно инструкции, выполните лабораторный опыт № 1. Оформите результат по образцу.
Образец:
Лабораторный опыт №1. Тема: Изучение физических свойств различных веществ.
Цель: ___________________________________________.
Ход работы.
Рассмотрите образцы выданных Вам веществ и заполните следующую таблицу
Свойства веществ | Название вещества | Название вещества |
Агрегатное состояние | | |
Цвет | | |
Запах | | |
Блеск | | |
Плотность | | |
Температура кипения | | |
Температура плавления | | |
Электропроводность | | |
Исследуйте растворимость выданных Вам веществ в воде. Для этого прилейте немного воды к выданным веществам перемешайте содержимое с помощью стеклянной палочки. Сделайте вывод о растворимости или наоборот о нерастворимости веществ в воде.
Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите те, которые:
А) находятся в одинаковом агрегатном состоянии__________________________________
Б) практически не растворимы в воде____________________________________________
2. Сравните по свойствам сахар и соль , укажите сходства и различия
в свойствах этих веществ.
Вывод: Различные вещества могут обладать как___________, так и _______________ свойствами.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тест-самоконтроль
1. Любой предмет, нас окружающий – это:
А) физическое тело Б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
А) тела; Б) вещества.
3. Вещество – это:
А) то, из чего состоит физическое тело;
Б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
А) Он разбил оконное стекло; Б) Ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
А) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
Б) цвет вещества.
6. Укажите, в каком случае речь идет о химических свойствах воды?
А) Вода легко испаряется;
Б) Вода разлагается на водород и кислород при пропускании через нее электрического тока.
7. Укажите вещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое, электропроводное, притягивается магнитом.
А) железо; Б) алюминий.
8. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены:
А) к веществам;
Б) к телам;
В) и к телам и к веществам.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Физкультминутка
Проводится на 15 минуте урока
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
Оранжевый цвет, твердое, сыпучее, при нагревании разлагается, образуя новое твёрдое вёщество только зеленого цвета.