СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Имя числительное как часть речи. Количественные числительные, их склонение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок  русского языка, разработанный в технологии развивающего обучения

 

Тема: Имя числительное как часть речи. Количественные  числительные, их склонение.

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ

Цели:

1.познакомить с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;

2. совершенствовать общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность;

3. воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.

Методы: проблемный, частично-поисковый

Оборудование урока: использование ИКТ.

Ценность:праведное поведение

Ход урока:

I.Организационный момент

Сегодня ясный солнечный зимний  день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем друг другу самое главное – это здоровье.

Беседа по лексической теме урока

Эпиграфом к уроку станут слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Эти слова  выбраны неслучайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны экологически грамотно относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой.

IIАктуализация знаний

1. Прочитайте пословицы, объясните смысл каждой из них и  представьте своё понимание.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

2.Определение темы и целей урока

- Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

-  Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи; правильно употреблять имена в речи.

Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни.

а также, воспитывать в себе грамотное отношение к своему здоровью.

- Запишите в тетрадях дату

IIIРабота над новым материалом

1.Продолжим работу с пословицами. Запишите пословицы, обратите внимание на выделенные  орфограммы.

1) Здоровье засто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые

Работа по опорной схеме (понятие об имени числительном)

- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Поработаем по учебнику( учебник стр. 139, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)

IV Тренировочные упражнения

1.Работа с текстом

«Цифры говорят» (разграничение количественных и порядковых числительных)

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст.

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель Казахстана для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

 

- А как вы считаете, что важно для поддержания здорового образа жизни?

- Выпишите  числительные в два столбика ( количественные и порядковые)

 

2.Работа по группам

1 группа; правописание и склонение числительных от 5-20,30

2 группа; правописание и склонение числительных 40,90,100,200 - 400

3 группа; правописание и склонение числительных от 50-80, 500-900

Закрепление.

3.Работа на интерактивной доске. Вставьте пропущенные буквы и объясните.

 

Пят..сот,  пят..десят,  пят..надцат.., сем..сот,  восем..сот,  сем..десят,

 

Шест..,  девят..сот, восем.., мил..ион, ми..иард, шес..надцат...

 

Оди..адцат.., сем?надцат.., дев..ност..

 

4.Просклоняйте числительные вместе с существительными: пятьсот восемьдесят шесть метров 9на доске

5. Интерактивная доска. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Произнесите вслух:

к 40 + 60 =?

От 18 - 13 = ?     

К 17 + 13 = ?

 к 9 + 9 = ?

 К 19 + 11 = ?

 К 90 + 40 = ?

 от 90 - 50 = ?

От 30 - 19 =?                               

6.Работа у доски. Поставить данные СС 48 дней ( род., предл. п.)

 

7. В е с ё л ы е   р и ф м ы. Прочитайте стихотворение, заменяя цифры соответствующими числительными.)

3 – три

Есть у нас 3 сес3цы,                                  У одной, что в С3жове,

Вы не знаете их?                                        Над окошком жил с3ж.

Как бы мне ухи3ться                                 С3чь она мастерица -

Рассказать о троих?                                   Приходи к ней, малыш!

                                                      2 гнома

Ночью шум стоял в по2ле,

                                            Там 2 гнома побывали.

                                            Залезали на весы,

                                            Часто морщили носы,

                                            Но без гирь они е2ли

                                            На весах свой вес узнали!

                                                    100 – сто

У про100го 100рожа –                                            

Непро100рный дом:                                                

Ча100 в нем 100ножка                                            

Бродит под 100лом.                                                

Дорожит 100ножка                                                  

Чи100тою ног                                                           

И 100личной ваксой                                                

Чистит 100 сапог.                                                    

         8. Исследование

- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова разных частей речи, сделайте вывод, какие части речи могут иметь числовое значение?

1группа  - два.

 2группа-три

3группа- пять.

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный, дважды.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, трижды, троится, трояк.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерня, пятнашки, пятиклассник.

- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

                                                               

9. Самостоятельная работа (тест)

- Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

 

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) ) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

 

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разными членами предложения

 

3. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное?

А) Да послышался вдали выстрел из двустволки.

Б) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.

В) Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз.

Г) На столе он строит башни, строит город в пять минут.

 

4. Укажите строчку, в которой только количественные числительные.

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

 

5. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

 

- Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться.

 

Правильные ответы:1(Б), 2(Г), 3(Б), 4(А), 5(Б)

 

10. Творческая работа «Секреты здоровья»

- Мы с вами сегодня говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.

- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.

 

1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.

 

Проверка:

 

1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.

 

   Ответы: Первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.

 

Итог урока

Мы открыли пять секретов,

Как здоровье сохранить.

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить.

-        В заключение нашего урока мне хотелось бы напомнить вам  о том, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины.

Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

9. Домашнее задание:  Эссе «Соблюдение режима дня- залог здоровья», употребляя имена числительные

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Имя числительное как часть речи. Количественные числительные, их склонение"»


Тема
: Имя числительное как часть речи. Количественные числительные, их склонение.

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ

Цели:

1.познакомить с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;

2. совершенствовать общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность;

3. воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.

Методы: проблемный, частично-поисковый

Оборудование урока: использование ИКТ.

Ценность: праведное поведение

Ход урока:

I. Организационный момент

Сегодня ясный солнечный зимний день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем друг другу самое главное – это здоровье.

Беседа по лексической теме урока

Эпиграфом к уроку станут слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Эти слова выбраны неслучайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны экологически грамотно относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой.

II Актуализация знаний

1. Прочитайте пословицы, объясните смысл каждой из них и представьте своё понимание.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

2.Определение темы и целей урока

- Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

- Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи; правильно употреблять имена в речи.

Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни.

а также, воспитывать в себе грамотное отношение к своему здоровью.

- Запишите в тетрадях дату

I I I Работа над новым материалом

1. Продолжим работу с пословицами. Запишите пословицы, обратите внимание на выделенные орфограммы.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые

Работа по опорной схеме (понятие об имени числительном)

- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Поработаем по учебнику ( учебник стр. 139, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)

IV Тренировочные упражнения

1. Работа с текстом

«Цифры говорят» (разграничение количественных и порядковых числительных)

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст.

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель Казахстана для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.


- А как вы считаете, что важно для поддержания здорового образа жизни?

- Выпишите числительные в два столбика ( количественные и порядковые)


2.Работа по группам

1 группа; правописание и склонение числительных от 5-20,30

2 группа; правописание и склонение числительных 40,90,100,200 - 400

3 группа; правописание и склонение числительных от 50-80, 500-900

Закрепление.

3.Работа на интерактивной доске. Вставьте пропущенные буквы и объясните.


Пят..сот, пят..десят, пят..надцат.., сем..сот, восем..сот, сем..десят,


Шест.., девят..сот, восем.., мил..ион, ми..иард, шес..надцат...


Оди..адцат.., сем?надцат.., дев..ност..


4.Просклоняйте числительные вместе с существительными: пятьсот восемьдесят шесть метров 9на доске

5. Интерактивная доска. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Произнесите вслух:

к 40 + 60 = ?

От 18 - 13 = ?     

К 17 + 13 = ?

к 9 + 9 = ?

К 19 + 11 = ?

К 90 + 40 = ?

от 90 - 50 = ?

От 30 - 19 =?                               

6.Работа у доски. Поставить данные СС 48 дней ( род., предл. п.)


7. В е с ё л ы е   р и ф м ы. Прочитайте стихотворение, заменяя цифры соответствующими числительными.)

3 – три

Есть у нас 3 сес3цы,                                  У одной, что в С3жове,

Вы не знаете их?                                        Над окошком жил с3ж.

Как бы мне ухи3ться                                 С3чь она мастерица -

Рассказать о троих?                                   Приходи к ней, малыш!

                                                      2 гнома

Ночью шум стоял в по2ле,

                                            Там 2 гнома побывали.

                                            Залезали на весы,

                                            Часто морщили носы,

                                            Но без гирь они е2ли

                                            На весах свой вес узнали!

                                                    100 – сто

У про100го 100рожа –                                            

Непро100рный дом:                                                

Ча100 в нем 100ножка                                            

Бродит под 100лом.                                                

Дорожит 100ножка                                                  

Чи100тою ног                                                           

И 100личной ваксой                                                

Чистит 100 сапог.                                                    

      8. Исследование

- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова разных частей речи, сделайте вывод, какие части речи могут иметь числовое значение?

1группа - два.

2группа- три

3группа- пять.

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный, дважды.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, трижды, троится, трояк.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерня, пятнашки, пятиклассник.

- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

                                                               

9. Самостоятельная работа (тест)

- Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.


1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) ) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.


2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разными членами предложения


3. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное?

А) Да послышался вдали выстрел из двустволки.

Б) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.

В) Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз.

Г) На столе он строит башни, строит город в пять минут.


4. Укажите строчку, в которой только количественные числительные.

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый


5. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды


- Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться.


Правильные ответы:1(Б), 2(Г), 3(Б), 4(А), 5(Б)


10. Творческая работа «Секреты здоровья»

- Мы с вами сегодня говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.

- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.


1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.


Проверка:


1. Соблюдение правил гигиены.

2. Неумеренный приём пищи.

3. Чтение при плохом освещении.

4. Разумное сочетание труда и отдыха.

5. Малоподвижный образ жизни.

6. Длительная работа на компьютере.

7. Правильное питание.

8. Занятия физкультурой и спортом.

9. Вредные привычки.

10. Гармония с собой и окружающим миром.


Ответы: Первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.


Итог урока

Мы открыли пять секретов,

Как здоровье сохранить.

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить.

- В заключение нашего урока мне хотелось бы напомнить вам о том, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины.

Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

9. Домашнее задание: Эссе «Соблюдение режима дня- залог здоровья», употребляя имена числительные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!