Мининская СОШ филиал
Муниципального автономного общеобразовательного
учрежденияИсетской средней общеобразовательной школы №1
Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от 31. 08. 2020г. Протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО Старший методист /_________/ Иргалинова Б.К 31. 08. 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Зав.филиалом Мининской СОШ /_________/ Андреева Н.А. Приказ № _____ от 01. 09. 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 2 класса
Учитель: Андреева Светлана Александровна
Высшей квалификационной категории
с.Минино, 2020 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по математике предназначена для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
- Примерной программы по учебным предметам начальной школы. ( Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа ./ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011)
- Авторской программы А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой Рабочие программы к предметной линии учебников_ПНШдля 2 кл. (М.: Академкнига/Учебник, 2016)
Программа обеспечивает достижение следующих целей:
1. Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),
систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
2. Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношениях; формирование способности к продолжительной
умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
3. Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и
классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифме-
тических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
4. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, программа по учебному предмету «Математика» призвана ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике. Дать ребенку первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета математика
Формирование личностных УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных или составленных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
– строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Обучающиеся научатся:
• вести счет десятками и сотнями;
• различать термины «число» и «цифра»;
• распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
• читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;
• записывать число в виде суммы разрядных слагаемых, использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
• изображать числа на числовом луче;
• использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
• находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
• воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
• воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
• применять правило вычитания суммы из суммы;
• воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;
• выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трех разрядов;
• находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
• записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (·, :);
• употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);
• воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
• выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
• применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
• определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);
• использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
• распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой), прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
• измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
• измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;
• устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
• распознавать и формулировать простые и составные задачи;
• пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);
• строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
• решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»;
• разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
• формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;
• читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
• пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
• понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
• понимать термин «числовая последовательность»;
• воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
• понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
• понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
• записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
• понимать бесконечность прямой и луча;
• понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
• использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
• оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками, использовать термин «високосный год»;
• понимать связь между временем-датой и временем- продолжительностью;
• рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи;
• моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
• использовать табличную форму формулировки задания.
Содержание учебного предметаматематика ( 136 ч)
Числа и величины
Нумерация и сравнение чисел.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. «Круглые» десятки.
Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы- сотни, третий разряд десятичной записи- разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.
Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.
Знакомство с римской письменной нумерацией.
Числовые равенства и неравенства.
Первичные представления о числовых последовательностях.
Величины и их измерения.
Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы - килограмм. Измерение массы. Единица массы - центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц=100 кг).
Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени - век. Соотношение между веком и годом (1 век=100 лет).
Арифметические действия
Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.
Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.). множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения.
Увеличение числа в несколько раз.
Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй степени.
Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.
Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи
Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.
Графическое моделирование связей между данными и искомыми.
Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.
Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и, наоборот, за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.
Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.
Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.
Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).
Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.
Задачи, содержание отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»
Геометрические фигуры
Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.
Геометрические величины
Единица длины - метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1м=10дм=100см).
Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.
Работа с данными
Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Количество контроль-ных работ |
1 | Повторение | 3 | |
2 | «Круглые» двузначные числа и действия над ними | 15 | 1 |
3 | Двузначные и однозначные числа | 19 | 1 |
4 | Двузначные числа и действия над ними | 13 | 1 |
5 | Умножение | 16 | 1 |
6 | Таблица умножения однозначных чисел | 10 | |
7 | Трехзначные числа | 12 | 1 |
8 | Сложение и вычитание столбиком | 14 | 1 |
9 | Уравнение | 7 | 1 |
10 | Деление | 10 | 1 |
11 | Время | 10 | |
12 | Обратная задача | 7 | |
| ИТОГО | 136 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Повторение 3 ч |
1 | Таблица сложения однозначных чисел | 1 | | |
2 | Поразрядное вычитание единиц | 1 | | |
3 | Повторение геометрического материала | 1 | | |
«Круглые» двузначные числа и действия над ними 15 ч |
4 | Счет десятками и «круглые» двузначные числа | 1 | | |
5 | Решение задач с «круглыми» двузначными числами. | 1 | | |
6 | Числовые равенства и неравенства | 1 | | |
7 | Числовое выражение и его значение | 1 | | |
8 | Сложение «круглых» двузначных чисел | 1 | | |
9 | Вычитание «круглых» двузначных чисел | 1 | | |
10 | Десятки и единицы. ИКТ Презентация. | 1 | | |
11 | Входная контрольная работа №1 | 1 | | |
12 | Работа над ошибками. Краткая запись задачи | 1 | | |
13 | Различные записи задачи. | 1 | | |
14 | ИКТ Презентация. Килограмм. | 1 | | |
15 | Килограмм. Сколько килограммов? | 1 | | |
16 | Учимся решать задачи | 1 | | |
17 | Проверочная работа по теме: «Учимся решать задачи» | 1 | | |
18 | Прямая бесконечна | 1 | | |
Двузначные и однозначные числа 19ч |
19 | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | 1 | | |
20 | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | 1 | | |
21 | Решение арифметических задач | 1 | | |
22 | Проверочная работа по теме: Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | 1 | | |
23 | Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд | 1 | | |
24 | Поразрядное вычитание однозначного числа и двузначного без перехода через разряд | 1 | | |
25 | Решение арифметических задач | 1 | | |
26 | Поразрядное сложение и вычитание однозначного числа и двузначного без перехода через разряд | | | |
27 | ИКТ Презентация. Прямая и луч | 1 | | |
28 | Прибавление к «круглому» числу двузначного | 1 | | |
29 | Вычитание «круглого» числа из двузначного | 1 | | |
30 | Дополнение до «круглого» числа. | 1 | | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Прибавление к «круглому» и вычитание «круглого» двузначного числа из двузначного» | 1 | | |
32 | Поупражняемся в вычислениях | 1 | | |
33 | Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд | 1 | | |
34 | Вычитание однозначного числа из «круглого» | 1 | | |
35 | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд | 1 | | |
36 | Прямоугольник и квадрат. ИКТ Презентация | 1 | | |
37 | Решение арифметических задач. | 1 | | |
Двузначные числа и действия над ними 13 ч |
38 | Разностное сравнение чисел. | 1 | | |
39 | Разностное сравнение чисел. | 1 | | |
40 | Задачи на разностное сравнение | 1 | | |
41 | Отличие задач на разностное сравнение от других . | 1 | | |
42 | Двузначное число больше однозначного | 1 | | |
43 | Сравнение двузначных чисел | 1 | | |
44 | Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд | 1 | | |
45 | Поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Поупражняемся в вычислениях | 1 | | |
46 | Контрольная работа №3 по теме «Двузначные числа и действия над ними» | 1 | | |
47 | Работа над ошибками. Десять десятков или сотня | 1 | | |
48 | ИКТ Презентация. Дециметр и метр | 1 | | |
49 | ИКТ Презентация. Килограмм и центнер | 1 | | |
50 | ИКТ Презентация. Сантиметр и метр | 1 | | |
Умножение 16ч |
51 | Сумма и произведение. Знак «∙» | 1 | | |
52 | Произведение и множители | 1 | | |
53 | Значение произведения и умножение | 1 | | |
54 | Учимся решать задачи | 1 | | |
55 | Перестановка множителей | 1 | | |
56 | Умножение числа 0 и на число 0 | 1 | | |
57 | Умножение числа 1 и на число 1. | 1 | | |
58 | Длина ломаной линии. ИКТ Презентация | 1 | | |
59 | Умножение числа 1 на однозначные числа | 1 | | |
60 | Умножение числа 2 на однозначные числа | 1 | | |
61 | Сумма сторон многоугольника. Периметр прямоугольника. | 1 | | |
62 | Умножение числа 3 на однозначные числа | 1 | | |
63 | Умножение числа 4 на однозначные числа. | 1 | | |
64 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение» | 1 | | |
65 | Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях | 1 | | |
66 | Умножение и сложение: порядок выполнения действий. | 1 | | |
Таблица умножения однозначных чисел 10ч |
67 | Периметр квадрата. | 1 | | |
68 | Умножение числа 5 на однозначные числа | 1 | | |
69 | Угол. ИКТ Презентация | | | |
70 | Умножение числа 6 на однозначные числа | 1 | | |
71 | Умножение числа 7 на однозначные числа. | 1 | | |
72 | Прямой, острый и тупой угол. ИКТ Презентация | 1 | | |
73 | Умножение числа 8 на однозначные числа | 1 | | |
74 | Умножение числа 9 на однозначные числа. | 1 | | |
75 | Углы многоугольника. Таблица умножения однозначных чисел | 1 | | |
76 | Увеличение в несколько раз | 1 | | |
Трехзначные числа 12ч | |
77 | Счет десятками и «круглое» число десятков | 1 | | |
78 | Разряд сотен и названия «круглых» сотен | 1 | | |
79 | Сложение и вычитание «круглых» сотен | 1 | | |
80 | Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых | 1 | | |
81 | Трехзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа | 1 | | |
82 | Трехзначное число больше двузначного. | 1 | | |
83 | Сравнение трехзначных чисел. ИКТ Презентация | 1 | | |
84 | Одно условие и несколько требований | 1 | | |
85 | Введение дополнительных требований | 1 | | |
86 | Запись решения задач по действиям | 1 | | |
87 | Запись решения задачи в виде одного выражения. Учимся решать задачи и записывать их решение | 1 | | |
88 | Контрольная работа №5 по теме «Решение задач» | 1 | | |
Сложение и вычитание столбиком 14ч |
89 | Работа над ошибками. Запись сложения в строчку и столбиком | 1 | | |
90 | Способ сложения столбиком | 1 | | |
91 | Окружность и круг. ИКТ Презентация | 1 | | |
92 | Центр и радиус окружности | 1 | | |
93 | Радиус и диаметр окружности. | 1 | | |
94 | Вычитание суммы из суммы | 1 | | |
95 | Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд | 1 | | |
96 | Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд | 1 | | |
97 | Запись вычитания в строчку и столбиком | 1 | | |
98 | Способ вычитания столбиком. | 1 | | |
99 | Контрольная работа «6 по теме «Сложение и вычитание столбиком» | 1 | | |
100 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трёхзначных чисел столбиком. | 1 | | |
101 | Умножение и вычитание: порядок выполнения действий | 1 | | |
102 | Вычитание с помощью калькулятора. | 1 | | |
Уравнение 7ч |
103 | Известное и неизвестное | 1 | | |
104 | Числовое равенство и уравнение. ИКТ Презентация | 1 | | |
105 | Как найти неизвестное слагаемое | 1 | | |
106 | Как найти неизвестное вычитаемое | 1 | | |
107 | Как найти неизвестное уменьшаемое | 1 | | |
108 | Учимся решать уравнения | 1 | | |
109 | Контрольная работа№7 по теме»Решение уравнений» | 1 | | |
Деление 10ч |
110 | Работа над ошибками. Распределение предметов поровну. Деление. Знак «:» | 1 | | |
111 | Частное и его значение | 1 | | |
112 | Делимое и делитель | 1 | | |
113 | Деление и вычитание | 1 | | |
114 | Деление и измерение | 1 | | |
115 | Деление пополам и половина | 1 | | |
116 | Деление на несколько равных частей и доля | 1 | | |
117 | Уменьшение в несколько раз | 1 | | |
118 | Действия первой и второй ступеней. Поупражняемся в вычислениях. | 1 | | |
119 | Годовая промежуточная аттестация | 1 | | |
Время 10 ч |
120 | Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы. Который час? Полдень и полночь | 1 | | |
121 | Циферблат и римские цифры. ИКТ Презентация | 1 | | |
122 | Час и минута. Учимся узнавать время по часам | 1 | | |
123 | Откладываем равные отрезки. | 1 | | |
124 | Натуральный ряд чисел | 1 | | |
125 | Час и сутки. | 1 | | |
126 | Сутки и неделя | 1 | | |
127 | Сутки и месяц. | 1 | | |
128 | Месяц и год. Календарь. | 1 | | |
129 | Год и век. Учимся пользоваться календарем. ИКТ Презентация | 1 | | |
Обратная задача 7 ч |
130 | Данные и искомые. | 1 | | |
131 | Обратная задача | 1 | | |
132 | Обратная задача и проверка решения данной задачи | 1 | | |
133 | Запись решения задачи в виде уравнения. | 1 | | |
134 | Геометрические построения с помощью циркуля и линейки | 1 | | |
135 | Вычисляем значения выражений | 1 | | |
136 | Решаем задачи с проверкой. Время – дата и время – продолжительность | 1 | | |