СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу математика для 6 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
  • Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;
  • Федеральный перечень учебников (2019);
  • Примерная Основная образовательная программа ООО;
  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ Дубровская ООШ;
  • Учебный план  МБОУ Дубровская ООШ  на 2019-2020 учебный год.

УМК «Математика» для 6 класса: - Учебник «Математика» 6 класс. Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Андрианов В.А. - Рабочая тетрадь. 6 класс. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В. - Дидактические материалы. 6 класс. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В. - Тематические тесты. 6 класс. Авторы: Чулков П. В., Шершнев Е. Ф., Зарапина О. Ф. - Учебное пособие «Задачи на смекалку». 5-6 классы. Авторы: Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. - Книга для учителя. 5-6 классы. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В.

 

Изучение математики в 6 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Задачи:

  • формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), применение электронного тестирования, тренажёра способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений.  Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.

 

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год  и учебному плану МБОУ Дубровская ООШ на 2019-2020г. на изучение математики в 6 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю.

Плановых контрольных работ в течение года 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты осваения курса  

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, старинные системы записи чисел, старинные системы мер; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
  • ориентация в системе требований при обучении математики.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, задач, рассматриваемых проблем.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;
  • умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

 

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической деятельности;
  • анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);
  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить учебные цели;
  • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

  • брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);
  • осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
  • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
  • формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
  • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельно давать определение понятиям;
  • строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

 

Предметные образовательные результаты

Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

  • оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, смешанное число, десятичная дробь, рациональное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с ними при выполнении вычислений;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор для использования полученного навыка в смежных дисциплинах (химия, физика и т.п.);
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
  • использовать изученные понятия и умения в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
  • переходить из одной формы записи чисел к другой;
  • сравнивать  рациональные числа.

Ученик получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Приближения и оценки

Ученик научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
  • выполнять прикидку и оценку значений числовых и буквенных выражений.

Ученик получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

 

Геометрические фигуры

Ученик научится:

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Ученик получит возможность:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

 

Измерения и вычисления

Ученик научится:

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников, квадратов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

Ученик получит возможность:

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади поверхностей прямоугольных параллелепипедов, кубов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
  • выполнять построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

 

Текстовые задачи

Ученик научится:

  • решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать простейшие задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать простейшие задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • решать простейшие задачи на части;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Ученик получит возможность:

  • решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
  • решать разнообразные задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

 

 

 

Алгебраические выражения. Уравнения.

Ученик научится:

Ученик получит возможность

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

 

Описательная статистика.

Ученик научится:

  • Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность:

  • оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

 

 

Случайные события и вероятность. Комбинаторика

Ученик научится

  • находить вероятность случайного события.
  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций методом перебора вариантов.

Ученик получит возможность

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

 

История математики

Ученик научится:

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Ученик получит возможность:

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Учебно-методический комплект:

 1) Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

2) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

3) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

4) Математика: 6 класс. Дидактические материалы / М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

5) Математика. Тематические тесты. 6 класс / П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина – М. : Просвещение, 2013

6) Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.

 

Дополнительная литература:

1) Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль, 2012.

2) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- М.: Илекса, 2014.

3) Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен»,2013

4) Занимательные задания в обучении математике [Текст]/М. Ю. Шуба. -  М.: Просвещение, 1994. – 124 с

5) Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010

 

 Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. -  Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/

      4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (математика)

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

 

Глава 1.  Отношения, пропорции, проценты

26

 

 

1 – 2

Отношения чисел и величин.

 

2

 

 

3 – 4

Масштаб

 

2

 

 

5 – 7

Деление числа в данном отношении.

3

 

 

 

 

8 - 10

Пропорции.

3

 

 

 

 

11 - 14

Прямая и обратная пропорциональность.

4

 

 

 

 

 

15

Контрольная работа №1 по теме «Отношения. Пропорции»

1

 

 

16 -18

Понятие о проценте.

3

 

 

 

 

19 - 21

Задачи на проценты.

3

 

 

 

 

22- 23

Круговые диаграммы.

2

 

 

 

24 - 25

Исторические сведения.

 Занимательные задачи.

2

 

 

26

Контрольная работа №2 по теме «Проценты».

1

 

 

 

Глава 2. Целые числа

34

 

 

27-28

Отрицательные целые числа.

2

 

 

29 -30

Противоположные числа. Модуль числа.

2

 

 

31 - 32

Сравнение целых чисел.

2

 

 

33 - 37

Сложение целых чисел.

5

 

 

 

 

 

 

38 - 39

Законы сложения целых чисел.

2

 

 

40 - 43

Разность целых чисел.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу математика для 6 класса»





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);

  • Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;

  • Федеральный перечень учебников (2019);

  • Примерная Основная образовательная программа ООО;

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ Дубровская ООШ;

  • Учебный план МБОУ Дубровская ООШ на 2019-2020 учебный год.

УМК «Математика» для 6 класса:
- Учебник «Математика» 6 класс. Авторы: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Андрианов В.А.
- Рабочая тетрадь. 6 класс. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В.
- Дидактические материалы. 6 класс. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В.
- Тематические тесты. 6 класс. Авторы: Чулков П. В., Шершнев Е. Ф., Зарапина О. Ф.
- Учебное пособие «Задачи на смекалку». 5-6 классы. Авторы: Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В.
- Книга для учителя. 5-6 классы. Авторы: Потапов М. К., Шевкин А. В.


Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Задачи:

  • формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.



В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), применение электронного тестирования, тренажёра способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.





Общая характеристика учебного предмета

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.



Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год и учебному плану МБОУ Дубровская ООШ на 2019-2020г. на изучение математики в 6 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю.

Плановых контрольных работ в течение года 9.






















Планируемые результаты осваения курса

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, старинные системы записи чисел, старинные системы мер; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

  • ориентация в системе требований при обучении математики.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, задач, рассматриваемых проблем.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

  • умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.



Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической деятельности;

  • анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);

  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  • применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить учебные цели;

  • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

  • брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);

  • осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;

  • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

  • формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

  • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельно давать определение понятиям;

  • строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).



Предметные образовательные результаты

Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

  • оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, смешанное число, десятичная дробь, рациональное число;

  • использовать свойства чисел и правила действий с ними при выполнении вычислений;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор для использования полученного навыка в смежных дисциплинах (химия, физика и т.п.);

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

  • использовать изученные понятия и умения в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

  • переходить из одной формы записи чисел к другой;

  • сравнивать рациональные числа.

Ученик получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Приближения и оценки

Ученик научится:

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;

  • выполнять прикидку и оценку значений числовых и буквенных выражений.

Ученик получит возможность:

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

  • понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.



Геометрические фигуры

Ученик научится:

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Ученик получит возможность:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.



Измерения и вычисления

Ученик научится:

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • вычислять площади прямоугольников, квадратов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;

  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

Ученик получит возможность:

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • вычислять площади поверхностей прямоугольных параллелепипедов, кубов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;

  • выполнять построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.


Текстовые задачи

Ученик научится:

  • решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • решать простейшие задачи на нахождение части числа и числа по его части;

  • решать простейшие задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

  • решать простейшие задачи на части;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Ученик получит возможность:

  • решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;

  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;

  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;

  • решать разнообразные задачи «на части»,

  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;

  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;

  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;

  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.







Алгебраические выражения. Уравнения.

Ученик научится:

  • решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

  • решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий;

  • строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек.

  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

Ученик получит возможность

  • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;



Описательная статистика.

Ученик научится:

  • Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,

  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность:

  • оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,

  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.





Случайные события и вероятность. Комбинаторика

Ученик научится

  • находить вероятность случайного события.

  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций методом перебора вариантов.

Ученик получит возможность

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.



История математики

Ученик научится:

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Ученик получит возможность:

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект:

 1) Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

2) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

3) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

4) Математика: 6 класс. Дидактические материалы / М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

5) Математика. Тематические тесты. 6 класс / П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина – М. : Просвещение, 2013

6) Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.


Дополнительная литература:

1) Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль, 2012.

2) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- М.: Илекса, 2014.

3) Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен»,2013

4) Занимательные задания в обучении математике [Текст]/М. Ю. Шуба. -  М.: Просвещение, 1994. – 124 с

5) Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010


 Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. -  Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/

      4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/





Календарно-тематическое планирование (математика)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт


Глава 1. Отношения, пропорции, проценты

26



1 – 2

Отношения чисел и величин.


2



3 – 4

Масштаб


2



5 – 7

Деление числа в данном отношении.

3





8 - 10

Пропорции.

3





11 - 14

Прямая и обратная пропорциональность.

4






15

Контрольная работа №1 по теме «Отношения. Пропорции»

1



16 -18

Понятие о проценте.

3





19 - 21

Задачи на проценты.

3





22- 23

Круговые диаграммы.

2




24 - 25

Исторические сведения.

Занимательные задачи.

2



26

Контрольная работа №2 по теме «Проценты».

1




Глава 2. Целые числа

34



27-28

Отрицательные целые числа.

2



29 -30

Противоположные числа. Модуль числа.

2



31 - 32

Сравнение целых чисел.

2



33 - 37

Сложение целых чисел.

5







38 - 39

Законы сложения целых чисел.

2



40 - 43

Разность целых чисел.

4






44 -46

Произведение целых чисел.

3





47 - 49

Частное целых чисел.

3





50 -51

Распределительный закон.

2



52 - 53

Раскрытие скобок и заключение в скобки.

2



54 - 55

Действия с суммами нескольких слагаемых.

2



56 - 57

Представление целых чисел на координатной оси.

2



58

Контрольная работа №3 по теме «Целые числа»

1



59 - 60

Исторические сведения.

Занимательные задачи.

2




Глава 3. Рациональные числа

38



61 - 62

Отрицательные дроби.

2



63 - 64

Рациональные числа.

2



65 - 67

Сравнение рациональных чисел.

3





68 - 72

Сложение дробей и вычитание дробей.

5







73 - 76

Умножение и деление дробей.

4






77 - 78

Законы сложения и умножения.

2



79

Контрольная работа №4 по теме «Рациональные числа»

1



80 -84

Смешанные дроби произвольного знака.

5







85 - 87

Изображение рациональных чисел на координатной оси.


3



88 - 91

Уравнения.

4






92 - 95

Решение задач с помощью уравнений.

4






96

Контрольная работа №5 по теме «Уравнения».

1



97 -98

Исторические сведения.

Занимательные задачи.

2




Глава 4. Десятичные дроби.

34



99 - 100

Понятие положительной десятичной дроби.

2



101 - 102

Сравнение положительных десятичных дробей.

2



103 - 106

Сложение и вычитание положительных десятичных дробей

4






107 - 108

Перенос запятой в положительной десятичной дроби.

2



109 - 112

Умножение положительных десятичных дробей.

4






113-116

Деление положительных десятичных дробей.

4






117

Контрольная работа №6 по теме «Действия с десятичными дробями».

1



118 - 121

Десятичные дроби и проценты.

4






122-123

Десятичные дроби произвольного знака.

2



124 - 126

Приближение десятичных дробей.

3





127 -129

Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

3





130

Контрольная работа №7 по теме « Дроби и проценты».

1



131 -132

Исторические сведения.

Занимательные задачи.

2




Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби

24



133-134

Разложение положительной десятичной дроби в конечную десятичную дробь.

2



136 - 136

Периодические десятичные дроби.

2



137 -138

Непериодические десятичные дроби.

2



139 - 141

Длина отрезка.

3





142 -144

Длина окружности. Площадь круга.

3





145 - 147

Координатная ось.

3





148 - 150

Декартова система координат на плоскости.

3





151 - 153

Столбчатые диаграммы и графики.

3





154

Контрольная работа №8 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби».

1



155 - 156

Исторические сведения.

Занимательные задачи.

2




Повторение

14



157 - 158

Повторение. Действия с дробями.

2



159 – 160

Повторение. Действия с десятичными дробями.

2



161 -162

Повторение. Уравнения и задачи на составление уравнений.

2



163 - 164

Повторение. Проценты и пропорции.

2



165

Повторение. Построения в системе координат.

1



166 -167

Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей.

2



168

Повторение. Умножение и деление десятичных дробей.

1



169

Итоговая контрольная работа.

1



170

Работа над ошибками.

1



171 -172

Занимательные задачи.


2



173 - 175

Резерв времени. Повторение.

3










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!