Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
протокол № 1 ____________Захарова В.Н. «Новоникитинская СОШ»
от «27» августа 2021 г «01» сентября 2021 г _____________Стрельникова Т.И.
Приказ№ от 01.09.2021 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Обществознание
Срок реализации программы, учебный год: 4 года
Количество часов всего: 136
6 класс − 34 часа в год; 1 час в неделю
7 класс − 34 часа в год; 1 час в неделю
8 класс − 34 часа в год; 1 час в неделю
9 класс − 34 часа в год; 1 час в неделю
Рабочую программу составила Исанчурина Марьям Авгановна – учитель истории и обществознания
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов в 6 - 9 класс.
Личностные результаты:
основы российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
основы осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, культурного наследия народов России;
гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
чувства ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
социальные роли, необходимые для участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
основы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
ценности семейной жизни, осознанное отношение к семье в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Метапредметными результатами антикоррупционного воспитания являются: |
- формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе;
- формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера;
- усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства;
- развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения;
- усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
- формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры;
- развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций;
- формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения;
- усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания;
- развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям;
- усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о «пользе» коррупции;
- формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов.
Предметные результаты
В результате освоения предмета в 6 класс
Ученик научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, - систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
В результате освоения предмета в 7 класс
Выпускник научится:
характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов;
использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни;
характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
объяснять значение природных ресурсов в жизни общества;
характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам;
описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли;
объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы;
различать ответственное и безответственное отношение к природе.
Выпускник получит возможность научиться:
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
В результате освоения предмета в 8 класс
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Определять сущностные характеристики понятия «культура».
характеризовать явление ускорения социального развития;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
описывать многообразие профессий в современном мире;
характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
извлекать социальную информацию из доступных источников;
применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
понимать и правильно использовать основные экономические термины;
распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
характеризовать функции денег в экономике;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;
оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
Выпускник получит возможность научиться
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
В результате освоения предмета в 9 класс
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
различать факты и мнения в потоке информации;
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержание учебного предмета «Обществознание».
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6-9 КЛАСС
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Человек в социальном измерении | 12 |
3 | Глава 2. Человек среди людей | 10 |
4 | Глава 3. Нравственные основы жизни | 8 |
5 | Итоговое повторение | 3 |
| Итого: | 34 |
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе | 12 |
2. | Глава 2. Человек в экономических отношениях | 15 |
3. | Глава 3. Человек и природа | 5 |
4. | Обобщающий урок по курсу | 2 |
| Итого: | 34 ч |
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Глава 1. Личность и общество | 6 |
3. | Глава 2. Сфера духовной культуры | 8 |
4. | Глава 3. Социальная сфера | 5 |
5. | Глава 4. Экономика | 13 |
6. | Обобщающий урок по курсу | 1 |
| Итого: | 34 ч |
Учебно-тематический план 9 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 час |
2. | Глава 1. Политика | 11 часов |
3. | Глава 2. Гражданин и государство | 9 часов |
4. | Глава 3.основы российского законодательства | 13 часов |
| Итого | 34 часа |