Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии в 10 классе составлена на основании:
- ФК ГОС 2004, (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
- Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 29.06.2017 года №154);
- Программа. Технология 5-11 кл. под ред. В.Д. Симоненко - М.: Просвещение, 2010 г.
Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукцией услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, состоит из трёх разделов:
Технология проектирования изделий;
Технологии в современном мире;
В результате изучения курса – «Технология», учащиеся должны знать:
О технологии как части общечеловеческой культуры;
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества;
Природоохранные технологии;
Перспективные направления развития современных технологий.
О понятии творчество и способах развитии творческих способностей;
Методах решения изобретательских задач;
О мире профессий и профессиональном самоопределении;
Профессиональной карьере.
Должны уметь:
Использовать различные методы решения изобретательских задач на практике (метод МА, обратной МА, Синектика и т.д.);
Определять сферы производства;
Составлять резюме.
Реализация содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся, достигается следующими методами обучения:
1.Репродуктивные:
• Словесный метод (описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарий, замечание);
• Наглядный метод (непосредственно наглядный, посредственно наглядный, направленного прочувственного двигательного действия, срочной информации);
• Общее упражнение (расчленено-конструктивное)
2. Проблемные методы обучения:
• Частично поисковый;
• Проект.
Параллельно с методами обучения применяются следующие методы воспитания.
1. Традиционные (убеждение, поощрение, пример).
2. Инновационные (алгоритмизация и д.р.).
3. Неформально-личностные (пример авторитетных людей).
4. Тренинговый (социально психологический) применяется частично.
5. Рефлексивный (индивидуальные переживания, осознание собственной ценности)
Для контроля эффективности педагогического процесса, его корректировки
возможности получать объективную информацию (оценку) о своей деятельности, как педагога, так и учащихся применяются следующие виды контроля:
1.Предварительный контроль–для определения уровня подготовленности учащихся.
2.Текущий контроль – для определения мер повышения эффективности педагогического процесса.
3. Оперативный контроль – для обеспечения промежуточных целей.
4. Итоговый контроль – для выявления результатов, уровня достижения целей при завершении изучения тем, раздела, четверти, года.
Формы контроля
• Фронтальный
• Групповые
• Индивидуальные
Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы:
- опрос (устный или письменный);
- педагогическое наблюдение;
- практическое выполнение;
- демонстрация (презентации, рефераты, доклады, выполнение приемов);
- тестирование.
Для контроля метапредметных результатов:
- анкетирование;
- наблюдение.
Учебно-тематический план 10 класс
№ п/п | Раздел | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Технология проектирования изделий | | | | |
2 | Технологии в современном мире | | | | |
| ВСЕГО | | | | |
| ИТОГ | 34 |
Календарно-тематический план 10 класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел: Технология проектирования изделий | 23 | | |
1 | Особенности современного проектирования. | 1 | | |
2 | Законы художественного конструирования. | 1 | | |
3 | Экспертиза и оценка изделия. | 1 | | |
4 | Алгоритм проектирования. | 1 | | |
5 | Банк идей. | 1 | | |
6 | Контрольная работа. | 1 | | |
7 | Методы решения творческих задач. | 1 | | |
8 | Логические и эвристические методы решения задач. | 1 | | |
9 | Как ускорить процесс решения творческих задач. Мозговая атака. | 1 | | |
10 | Метод обратной мозговой атаки | 1 | | |
11 | Метод контрольных вопросов. | 1 | | |
12 | Синектика. | 1 | | |
13 | Морфологический анализ. | 1 | | |
14 | Функционально-стоимостный анализ | 1 | | |
15 | Эвристические методы, основанные на ассоциации. | 1 | | |
16 | Метод фокальных объектов. | 1 | | |
17 | Контрольная работа. | 1 | | |
18 | Дизайн отвечает потребностям. | 1 | | |
19 | Защита интеллектуальной собственности. | 1 | | |
20 | Мысленное построение нового изделия. Мечта и реальность. | 1 | | |
21 | Научный подход в проектировании изделий. | 1 | | |
22 | Материализация проекта. | 1 | | |
23 | Контрольная работа. | 1 | | |
| Раздел: Технологии в современном мире | 11 | | |
24 | Технология и техносфера. | 1 | | |
25 | Технологические уклады. | 1 | | |
26 | Связь технологий с наукой, техникой и производством. | 1 | | |
27 | Технологии электроэнергетики. Энергетика и энергоресурсы. | 1 | | |
28 | Использование альтернативных источников энергии. | 1 | | |
29 | Технологии индустриального производства. | 1 | | |
30 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Земледелие и растениеводство. | 1 | | |
31 | Животноводство. | 1 | | |
32 | Технологии агропромышленного производства. | 1 | | |
33 | Контрольная работа. | 1 | | |
34 | Повторно-обобщающий урок. | 1 | | |
| ВСЕГО | 34 | | |