СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 2 класса УМК "Перспектива"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 2 класса УМК "Перспектива"»

1. Роль и место дисциплины


Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ

3.Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.


4. Цели и задачи


Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета

  • наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.


5.Специфика программы

Курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.


6.Основные содержательные линии курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).


7.Структура программы


Содержание курса

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Решение практических задач. ИКТ-квалификация (при использовании компьютерного варианта)

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»).


8.Требования к результатам

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

1) владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);

  • мешок (неупорядоченная совокупность);

  • одномерная и двумерная таблицы;

  • утверждения, логические значения утверждений;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, мешка;

  • проведение полного перебора объектов;

  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация (при использовании компьютерного варианта)

  • сканирование изображения;

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ

9.Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение разных типов урока.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Проектная деятельность обучающихся.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно

(домашняя работа).

10. Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме.

Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы

11. Объем и сроки изучения

Информатика в курсе для 1 – 4 классов изучается по одному часу в неделю.

Во 2 классе -34 часа в год.

12. Материально-техническое обеспечение.


1. Информатика 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2013.

2. Информатика 2 класс. Рабочая тетрадь. А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2013.

3. Информатика 2 класс. Тетрадь проектов. А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2013.

4. Методические пособия для учителя: Методическое пособие для учителя ко 2 части курса («Информатика 2»)

Компьютерная составляющая

Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) в рамках ИУМК «Информатика 1 – 4». Электронная версия книги для учителя размещена на сайте: www.int-edu.ru

Технические средства (программное обеспечение)

• проектор, компьютер

• учебные (столы, доска)































Календарно-тематическое планирование «Информатика» 2 класс

урока

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся



Вид контроля


Дата проведения

1 - 2

Истинные и ложные утверждения.

2

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-след­ственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, цепоч­ках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок), соответству­ющую набору утверждений и их значений истинности.

текущий

05.09

12.09

3

Считаем области.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по ал­горитму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

текущий

19.09


4

Слово.

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку зна­ков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию. Именовать объ­екты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие все разные и имена объектов.

текущий


работа в группах

26.09

03.10

10.10

5

Имена.

1



6

Все разные.

1



7

Проект «Разделяй и властвуй»

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информаци­онные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более при­знакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

текущий





работа в парах

17.10

8

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графи­ческие, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выде­лять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, характеризующие порядок элементов: с конца, раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически гра­мотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

текущий

24.10

9

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1

текущий


10

Русская алфавитная цепочка.

1

текущий


11 - 12

Раньше, позже.

2

текущий


13

Словарь.

1

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и ла­тинские буквы по алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учеб­ном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием фор­мального алгоритма.

текущий


14

Подготовка к КР.

1

работа в группах





15

Контрольная работа №1.

1


тематический


16

Выравнивание, решение необязательных и труд­ных задач.

1



17

Сложение мешков. Мощность мешка.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графи­ческие, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, меш­ков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку её бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

текущий


18

Вместимость. Переливание.

1

текущий


19

Проект «Переливание».

1

Использование компьютерной программы «Переливашка».

работа в группе


20

Мешок бусин цепочки.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графи­ческие, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, меш­ков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку её бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

текущий


21

Латинский алфавит.

1

Знакомиться с тем, что в письменности многих языков мира используется латинский алфавит. Знакомиться с латинской алфавитной цепочкой, с русскими названиями латинских букв.

текущий


22

Проект «Латинские цифры»

1

Знакомиться с римской нумерацией чисел, решать задачи.

текущий

работа а парах


23 - 24

Разбиение мешка на части.

2

Узнать, что можно разложить все бусины из мешка в два мешка. При этом полученные мешки – части исходного мешка.

текущий


25

После и перед.

1

Узнать, что бусины в цепочке можно отсчитывать не только от начала или конца цепочки, но и от любой бусины самой цепочки.

текущий


26-27

Таблица для мешка (по двум признакам)

2

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подза­дачи).

текущий


28 - 29

Круговая цепочка. Календарь.

2

Приобретать навыки адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государ­ственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в ка­лендарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года.

текущий


30

Проект «Мой календарь»

1

работа в парах


31

Подготовка к КР

1


текущий


32

Контрольная работа №2.

1

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

тематический


33

Выравнивание, решение необязательных и труд­ных задач.

1

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

текущий


34 - 35

Проект «Мой лучший друг»/»Мой любимец».

2

Работать в компьютерной среде: составлять текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации – готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.

защита проектов















5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!