СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 7 класса. Автор учебника Домогацких Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

7 класс

 

                                                      Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основании:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

Авторская программа по географии для 5-9  классов общеобразовательных учреждений       / Под редакцией Е. М. Домогацких – Москва «Русское слово» 2012г.

Примерной программы по географии 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011

 

Курс географии материков и океанов – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

 

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

70 ч (2 ч/н)

 Раздел I  Планета, на которой мы живем -19 ч.

 

Тема 1. МИРОВАЯ СУША. ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ. - 6

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

 Тема 2. АТМОСФЕРА  - МАСТЕРСКАЯ  КЛИМАТА -3

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Практическая работа.  Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

 Тема 3.  МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА - 4

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные систе­мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под­земные воды.

 Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

 Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ -2

 Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов ве­ществ и энергии.

 Тема 5. ЧЕЛОВЕК  -ХОЗЯИН  ПЛАНЕТЫ - 4

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра­ций людей в прошлом и современные перемещения.

 

 Раздел I I  Материки планеты Земля -51 час

 

Тема 1.  АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ -9

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе­ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, на­селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

  

Тема 2. АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН -6

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

            Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического по­ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен­тов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков. 

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.

 

Тема 3.  АНТАРКТИДА- ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ -3

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та.

 Современные исследования материка.

 

Тема 4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС - 8

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание воз­можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей­нов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

 

 Тема 5. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА- ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ - 8

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

 Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

  

 

 

 

 

 

Тема 6.  ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ  ПРИРОДЫ - 13

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам.  3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. 

 

 Раздел I I . Взаимоотношения природы и человека (4 часа)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.

Используемый УМК:

1.Учебник География. Материки и океаны. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский М. «Русское слово» 2014 (в двух частях)

1. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методические пособие с электронным приложением / И.А.Кугкт,      Л.И.Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа,                2013.

4. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.

6. Интернет - ресурсы.

 

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 2 ;

Административных контрольных уроков -_______;

Практических работ – 13 - 6 оценочных

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по курсу: « Физическая география материков и океанов» 7 класс

(Базовый уровень)


Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

Авторская программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Е. М. Домогацких – Москва «Русское слово» 2012г.

Примерной программы по географии 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011


Курс географии материков и океанов – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.


Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.








Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.







Содержание программы

70 ч (2 ч/н)

 Раздел I  Планета, на которой мы живем -19 ч.


Тема 1. МИРОВАЯ СУША. ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ. - 6

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

 Тема 2. АТМОСФЕРА - МАСТЕРСКАЯ КЛИМАТА -3

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Практическая работа.  Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

 Тема 3.  МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА - 4

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные систе­мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под­земные воды.

 Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

 Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ -2

 Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов ве­ществ и энергии.

 Тема 5. ЧЕЛОВЕК -ХОЗЯИН ПЛАНЕТЫ - 4

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра­ций людей в прошлом и современные перемещения.


 Раздел I I  Материки планеты Земля -51 час

 

Тема 1.  АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ -9

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе­ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, на­селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

  

Тема 2. АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН -6

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

            Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического по­ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен­тов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков. 

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.

 

Тема 3.  АНТАРКТИДА- ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ -3

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та.

Современные исследования материка.


Тема 4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС - 8

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание воз­можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей­нов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

 

 Тема 5. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА- ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ - 8

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

 Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

  






Тема 6.  ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ - 13

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам.  3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. 


 Раздел I I I . Взаимоотношения природы и человека (4 часа)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.

Используемый УМК:

1.Учебник География. Материки и океаны. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский М. «Русское слово» 2014 (в двух частях)

1. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методические пособие с электронным приложением / И.А.Кугкт, Л.И.Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2013.

4. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.

6. Интернет - ресурсы.


Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 2 ;

Административных контрольных уроков -_______;

Практических работ – 13 - 6 оценочных





Календарно-тематический план

7 класс


п/п

Тема урока

Практическая часть

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Домашнее задание

Дата



Раздел 1. Планета, на которой мы живем (19 часов)





Тема 1.Мировая суша. Литосфера– подвижная твердь (6 часов)





1





Суша в океане

1.Рассчитать, во сколько раз самый крупный по площади материк больше самого крупного.

2. По политической карте мира определить название стран, расположенных:

А) на двух материках;

Б) в двух частях света

3. По политической карте мира определить какая страна занимает целый материк.

Геологическая история Земли.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

§1

Вопросы на стр.15



2

Геологическое время


§ 2

стр.21

Определить доли времени в истории Земли, приходящиеся на каждую из геологических эр



3

Строение земной коры

Входной контроль №1

1. Составить графическую схему сравнительной характеристики типов земной коры.

§ 3

стр. 28



4

Литосферные плиты и современный рельеф

Пр. работа № 1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем» (о-1)

Составить прогноз о положении материков Земли в связи с характером взаимодействия литосферных плит, описанных в тексте параграфа

§4

стр. 36



5

Платформы и равнины.


1. Сопоставить карту строения земной коры и физическую карту мира. 2. составить схему классификации равнин.

§ 5 § 6


стр. 41



6

Складчатые пояса и горы


Пр. раб. Стр. 47




Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3часа)




7

Пояса планеты

На основе анализа карт атласа и текста параграфа определить положение объектов в различных поясах. Заполнить таблицу стр. 57

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.


Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

§7

? стр.57




8

Воздушные массы и климатические пояса


Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли

§ 8

Пр. раб. стр. 65



9

Климатообразующие факторы. Пр. работа № 2 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты. Определение типов климата по предложенной климатограмме».

1.Зная действие основных климатообразующих факторов, описать их влияние на климат Австралии.

2. Проанализировать тематические карты в атласе и сформулировать вывод о том, в каком направлении проще пересечь атлантический океан на паруснике вдоль параллели 20о с.ш.



§ 9

стр. 72




Тема 3.Мировой океан – синяя бездна (4 часов)



10

Мировой океан и его части

Пр. работа № 3 «Составление описания выбранного моря, по плану (о-2)

1.Проанализировать тематические карты атласа и сформулировать выводы о закономерностях размещения глубоководных желобов в океанах Земли и о причинах их возникновения.


Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.


называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океа­на и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океа­на в результате хозяйственной деятельности челове­ка, примеры взаимодействия с атмосфе­рой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.


§ 10

? стр. 81-82



11

Движение вод Мирового океана

1.На примере Тихого океана составить схему течений.

2.проанализировать физическую и политическую карты мира и определить: берега каких стран омывают Калифорнийское, Перуанское, Сомалийское и Аляскинское течения?

§11

? стр. 87



12

Жизнь в океане

Составить прогноз изменения климата вашей местности без учета влияния Мирового океана

§ 12



13

Особенности отдельных океанов

С помощью карт атласа сравнить протяженность атлантического, индийского и Тихого океанов вдоль экватора

§ 13




Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)




14

Географическая оболочка

Составить схему классификации природных ресурсов

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.

Уметь: называть границы рас­пространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства геогра­фической оболочки; описывать по схемам кругово­роты (воды, биологический, геологический, кругово­рот веществ в сообществе живых организмов); прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

§14

стр. 109



15

Зональность географической оболочки

1. Используя карты атласа, перечислить природные зоны, пересекаемые меридианами 90о в.д., 20о в.д., 60о з.д.

2. Используя план в «Приложении» учебника, составить описание природной зоны

§ 15

стр.116

Домашняя пр.раб. «Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах».




Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часов)




16

Освоение Земли человеком.

Составить рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе данных рисунка 74, указав особенности природы территории.

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности

называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по мате­рикам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наи­более распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйст­венной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы

§16

стр.125



17

Охрана природы


§17 стр. 132

Дом. работа «Нанесение на контурную карту мира объекты Всемирного наследия




18

Население Земли

Пр. работа № 5 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира».


§18 стр. 139

Домашняя пр. работа «Нанести на контурную карту районы с наибольшей концентрацией населения»



19

Страны мира

Обозначить на к-карте:

А) три крупнейшие по площади страны:

Б) три крупнейшие по численности страны



§ 19

стр.144




Раздел 2. Материки планеты Земля (55 часов)





Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов)




20

Географическое положение и история исследования Африки


1.Определить координаты крайних точек материка, его протяженность с севера на юг в градусах и километрах

2. Выделить основные этапы в изучении Африки. Результаты работы оформить в виде таблицы на стр. 156

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

География основных типов хозяйственной деятельности

Называть имена иссле­дователей континента и результаты их работы; по­казывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты край­них точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «геогра­фическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей рас­тительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебни­ка); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность на­родов материка

§ 20

? стр. 155




21

Геологическое строение и рельеф Африки

Пр. работа № 5 «определение координат крайних точек материка Африка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и в километрах» (о-3)

1.Определить по карте максимальную и минимальную высоты Африки. Определить амплитуду колебания высот в пределах материка.

2. Определить по картам атласа, на территории какой страны находятся точки с максимальной и минимальной высотами

§ 21

? стр.161

Обозначить на к/к главные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых



22

Климат Африки

Сравнить климатограммы Касабланки и Дурбана (рис. 107). Определить в чем причина различий климата данных территории?

§ 22

стр. 168



23

Гидрография Африки

Пр. работа № 6 «обозначение на К/К крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Используя план «Приложения», составить описание реки Конго, озера Виктория

§23

стр. 175



24

Разнообразие природы Африки

Определить природные зоны, в которых расположены страны Кения, ЮАР, Алжир, Чад, Ангола.

§ 24

? стр. 183



25

Население Африки.

Составить схему классификаций рас и народов Африки


Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в со­став; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения

§ 25

стр. 189



26

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

Обозначить на к/к крупнейшее по площади и крупнейшее по численности государство Африки.


§ 26

стр. 195-196




27

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

Нанести на к/к страны, в которых располагаются гора Килиманджаро, озера Танганьика и Ньяса, водопад Виктория


§ 27

стр.202

Нанести на к/к объекты природы, охраняемые в пределах каждой ООПТ



28

Регионы Африки: Южная Африка

Нанести на к/к страны Южной Африки







Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов)




29

Географическое положение. История открытия и исследования Австралии.

Используя физическую карту материка, определить координаты крайних точек Австралии

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изу­чаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения

Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воз­душные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера; определять климатические пока­затели по карте; объяснять влияние истории заселе­ния материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых

§ 28

Стр. 9



30

Компоненты природы Австралии

Обозначит на к/к области с максимальным и минимальным количеством осадков

§ 29

? стр. 17-18



31

Пр. работа № 7 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков»(о-4)





32

Особенности природы Австралии

Обозначит на к/к природные зоны Австралии

§ 30 Выбрать растения и животных, которые могли бы стать символами каждой из природных зон Австралии.




33

Австралийский Союз

Обозначить на к/к Австралии районы с максимальной и минимальной плотностью населения


Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной дея­тельности, крупные города и столицу, определять географическое положение крупных горо­дов,

§ 31

Придумать и изобразить свой вариант флага Австралии



34

Океания

Составить маршрут туристической поездки по островному миру Океании


§ 32

стр. 36




Тема 3. Антарктида – холодное сердце (3 часа)




35

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Сравнить географическое положение Антарктиды и Австралии, используя типовой план описания «Приложения». Установить черты сходства и различия.

Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты, особенности компонентов природы Антарктики; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объек­тов объяснять особенности природы Антарктики, обра­зование ледникового покрова, стоковых ветров; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

§ 33

стр. 48



36

Особенности природы Антарктиды

Рассчитать удаление крайней северной точки материка от Южного полюса и крайней точки ближайшего материка


§ 34

стр. 58



37

Обобщающее повторение по теме «Антарктида»







Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов)





38

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

Определить координаты крайних точек Юной Америки

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.














Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследо­вателей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты реч­ной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий).












§35

стр. 67




39

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

Составить описание рельефа территории материка, используя план «Приложения»

§ 36

стр. 74




40

Климат Южной Америки

1.На основе анализа климатических карт материков Земли приведите доводы в пользу утверждения «Южная Америка - самый влажный материк»

2.На основе анализа климатических карт материков Земли приведите доводы против утверждения «Южная Америка - самый влажный материк»


§ 37

стр.81

Обозначить на к/к Южной Америки климатеические пояса и области климата.



41

Гидрография Южной Америки

Пр. работа № 7 «описание крупной речной системы Южной Америки, оценка возможностей хозяйственного освоения бассейна реки» (о-5)

1.Составить описание реки Амазонки, используя план «Приложения»

2. Составить описание географического положения озера Титикака на основе плана «Приложения»

§ 38

стр.87




42

Разнообразие природы Южной Америки


§ 39 стр.98-99

Подготовить презентацию о природных зонах Южной Америки



43

Пр. работа № 8 «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа»





44

Население Южной Америки

Классифицировать государства материка по географическому положению, заполнить таблицу на стр. 105

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание).

называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран.

§ 40 стр. 104

Обозначить на к/к государство, являющееся одновременно крупнейшим по площади и численности населения в Южной Америке.



45

Регионы Южной Америки

Составить описание государства, используя план «Приложения»

§ 41



46

Обобщение по теме: «Южные материки»








Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец» (8 часов)




47

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

Определить координаты крайних точек Северной Америки. Определить удаление в километрах каждой из точек от экватора с помощью элементов градусной сетки и масштаба карты. Объясните соответствие полученных результатов.

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять осо­бенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон

§42

? стр.124

Сравнить географическое положение Северной и Южной Америки и установит черты сходства и различия



48

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

Определите страны, через территории которых протянулись Кордильеры

§ 43

стр. 133



49

Климат Северной Америки

Пр. работа № 9

«Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения»

1.Составить описание влияния климатообразующих факторов на распределение осадков в пределах Северной Америки

По климатограмме из параграфа составить тематическую информацию, заключенную в климатограмме, в табличной форме

§ 44

стр140



50

Гидрография Северной Америки

Пр. работа № 10

Характеристика речной системы с установлением связей: рельеф-климат.

Нанести на к/к упоминавшиеся в параграфе географические объекты. Определить координаты истоков и устьев нанесенных на к/к рек

§ 45 стр. 149



51

Разнообразие природы Северной Америки

Описать одну из природных зон материка, используя план «Приложения»

§ 46

стр.157



52

Население Северной Америки

Определить столицы государств Северной Америки


называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран

§ 47

? стр. 165



53

Регионы Северной Америки



§ 48

Подготовить презентацию на тему «Историко-культурные и природные памятники Северной Америки»



54

Андские страны



§ 48





Тема 6. Евразия – музей природы (13 часов)




55

Географическое положение. История исследования Евразии

Составить описание географического положения Евразии, используя план описания «Приложения»

называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран,

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континен­та, территории или исследованные элементы берего­вой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности гео­графического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследо­ваний русских путешественников для развития географической науки, называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздуш­ные массы, климатические пояса и области, основ­ные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, описывать географиче­ское положение крупных форм рельефа, рельеф, кли­мат отдельных территорий, реку (по выбору); объяс­нять особенности размещения крупных форм релье­фа на материке и причины, их вызывающие, называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и живот­ного мира природных зон материка; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон

§ 49



56

Геологическое строение и рельеф Евразии

Пр. работа № 11

Обозначение на К/К крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Установить соответствие между формами рельефа и эпохой складчатости

§ 50 стр. 189



57

Климат Евразии

Составить описание климата выбранной территории, используя план описания «Приложения»

§ 51

стр. 197



58

Гидрография Евразии

Охарактеризовать по плану «Приложения» выбранные реку, озеро.

§52

стр. 203



59

Разнообразие природы Евразии Пр. работа № 12 «сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон"

Составить описание природной зоны, используя план «Приложения»

§ 53

стр. 212



60

Население Евразии

1.Обозначить на к/к государства, упомянутые в тексте параграфа.

2.Определить координаты столиц этих государств

описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств

называть и показывать большинство стран континента, их столицы и круп­ные города, основные народы, языковые семьи и наи­более распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, ви­ды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения на­селения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов

§ 54

стр.219



61

Регионы Европы

Составить описание одного государства Европы, используя план «Приложения»

§ 55

стр.230



62

Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Восточная Азия

Нанести на к/к упомянутые в тексте параграфа государства и объекты Всемирного наследия

§ 56

стр. 239




63

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Построить круговую диаграмму, отражающую долю населения Южной Азии в общей численности населения Земли


§ 57

стр. 246



64

Пр. работа № 13 «Составление характеристики стран Евразии по картам атласа»







65

Обобщение по разделу: «Материки планеты Земля»




Подготовиться к к/р



66

Контрольная работа № 2



§




Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)




67

Природа и человек

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами

называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО; объяснять причины географической зональности, це­лостности, ритмичности процессов в ГО

§58

? стр. 258

Изготовить рекламный плакат (рисунок) на экологическую тематику.



68

Взаимодействие природы и общества

Привести пример одной из экологических проблем. Укажите причины её возникновения и предложить пути её решения



§58



69-70

Итоговое повторение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!