Предложение
От чего зависит предложение товаров
Количество товаров, которое предлагается продавцами к продаже (величина предложения), напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.
Чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок.
От чего зависит предложение товаров
Каждому уровню цены на рынке будет соответствовать своя величина предложения товаров со стороны продавцов (производителей).
Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения.
Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, т. е. зависимость между двумя показателями:
• ценой товара;
• объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.
Кривая предложения
Кривая предложения
Таким образом, кривая предложения позволяет ответить на два вопроса:
- какова будет величина предложения при различных уровнях цен?
- как изменится величина предложения при некотором изменении цены?
Величина предложения
Величина предложения обычно изменяется в том же направлении, что и цена. А вся совокупность возможных величин предложения при различных уровнях цен образует предложение на рынке определенных благ.
Предложение — это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей — экономической логики поведения продавцов (изготовителей).
Величина предложения
На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной Х руб .?» — ответом будет информация о величине предложения .
Величина предложения — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
Предложение
На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» — то ответом будет характеристика предложения на данном рынке.
Предложение — сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.
Эластичность предложения по цене
Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене.
Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения (в процентах) при изменении цены на один процент.
Любой изготовитель (продавец), принимаясь за дело, должен начинать с поиска ответов на следующие вопросы:
- Покроет ли выручка от продаж те затраты, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?
- Принесет ли производство (продажа) этого товара лично ему доход, и если да, то какой?
Закон предложения и факторы, влияющие на величину предложения
Закон предложения: при прочих равных условиях, предложение на товар тем выше, чем выше цена на него, и наоборот.
Факторы, влияющие на величину предложения товара.
- Цена товара.
- Цены других товаров (выгодность их производства).
- Цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара.
- Технология, т. е. способы изготовления товара или организации предоставления услуги.
При росте цены производители и продавцы готовы предложить на рынок все большую массу товаров, тогда как покупатели отвечают на рост цены снижением величины своего спроса.
Фирма
В последние годы на многих российских предприятиях уволили старых директоров.
Одна из главных причин таких увольнений — плохое понимание директорами «старой школы» принципов работы фирмы в рыночной среде , неумение четко осознать новые цели своих предприятий и то, как этих целей можно добиться.
Цели деятельности фирмы
Прибыль: А) важнейший фактор формирования предложения;
Б) цель любой коммерческой фирмы (не единственная).
Деятельность фирмы
Максимизация:
• прибыли, т. е. величины превышения выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт;
• объема продаж в течение определенного периода времени (например, года);
• темпов роста самой фирмы как таковой (например, величины ее производственных мощностей, числа занятых, количества филиалов и т. д.).
Выбор цели зависит от положения фирмы на рынке, а также от того, кто контролирует деятельность фирмы (собственник или наемный менеджер).
Деятельность приватизированных фирм в России
Сегодня в России в подавляющем большинстве случаев полный контроль за деятельностью фирм реально находится в руках менеджеров — директоров предприятий. Собственники мало что могут сделать, так как в их руках находится лишь несколько акция и их голос ничего не решает.
Однако при наличии контрольного пакета акций (50+1%), собственник вправе управлять фирмой самостоятельно.
Контрольный пакет — доля акционерного капитала, которая обеспечивает большинство голосов на собраниях акционеров и позволяет владельцу такого пакета установить контроль над акционерной компанией.
Деятельность приватизированных фирм в России
Для больших фирм достаточно владеть лишь 3 – 5% стоимости выпущенных акций.
Это порождает различие в целях собственников и менеджеров фирм. При бесконтрольности последних в России сформировался специфический способ организации деятельности фирм – «двойная звезда».
Деятельность фирмы
Интересы собственников тоже не всегда наиболее рациональны с позиций фирмы. Например, собственники могут требовать получения наибольшей прибыли, а фирме нужно закрепиться на рынке с новым продуктом.
Фирма выбирает получение максимальной прибыли в качестве своей главной цели чаще всего когда:
- ей реально управляет владелец;
- владелец желает именно получения наибольшей прибыли.
В остальных случаях – это другие цели фирмы:
- достижение максимального объема продаж своих товаров;
- обеспечение максимально высоких темпов роста объемов продаж и масштабов самой фирмы.
Молодые фирмы
Различия в кривых предложения фирм в зависимости от целей их деятельности (при прочих равных условиях)
Деятельность фирмы
Чаще всего в реальной коммерческой практике фирмы руководствуются не одной-единственной целью, а некоторым их сочетанием.
Отрасль — группа фирм, производящих сходные или одинаковые продукты и потому конкурирующих на одних и тех же рынках.
Домашнее задание
- Готовиться к тесту по §14 – 15.