2.Мотивация познавательной деятельности - Прочитайте и сравните две записи на доске: 1. Около дома росла маленькая яблонька. 2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. - Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.) - А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.) - А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями) - О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.) - Вы представили себе картину, с которой начинается текст? - Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.) - Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».) - Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.) - Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька? - Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.) - Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.) - Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.) - Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша? – Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.) – Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.) - Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод. Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких предложений). - Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы. - Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли). - Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом, единством темы. - А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька). - Это тема текста. - Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте? Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема. - Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку). - В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.) - Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена. - Давайте продолжим наше правило: Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений. Предложения объединяет общая тема. Предложения связаны друг с другом по смыслу. Предлагаю вам посмотреть видеоролик о связи слов в предложении |