Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе
Автор: Чепкасова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4
г. Чайковский Пермского края
2 КЛАСС
(УМК Перспективная начальная школа)
Урок развития речи
Тема урока: Типы текста. Тексты повествование и описание.
Дидактическая цель: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными призанками.
Задачи урока:
1. Личностные: формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
2. Метапредметные:
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные - использовать различные способы анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные – уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, умение работать в парах.
3. Предметные: ознакомиться с типами текста - повествованием и описанием, учиться самостоятельно анализировать содержание текста, определять тип текста.
Ход урока.
1.Мотивация к деятельности.
- Ребята, у нас сейчас урок развития речи. Как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы урок прошёл интересно? Что нам пригодится для успешной работы на уроке?
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке.
- Молодцы! И я желаю вам сегодня на уроке удачи и плодотворной работы.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- Прочитайте записанные на листочках предложения.
1) На деревьях набухли почки.
2) Вы любите весну?
3) Обязательно побывайте в весеннем лесу.
- Давайте вспомним и определим, какие эти предложения по цели высказывания? (1 - повествовательное, 2 – вопросительное, 3 - побудительное).
- С какой целью пишутся повествовательные предложения? (Когда люди что-то рассказывают друг другу).
- Когда мы употребляем в своей речи вопросительные предложения? (Когда спрашиваем о чем-то друг друга).
- С какой целью произносятся побудительные предложения? (Когда люди побуждают друг друга к каким-то действиям).
- Так же как и предложения, разными могут быть и тексты. Что такое текст? (Это запись, в которой все предложения связаны между собой по смыслу).
- Перед вами на партах лежат два текста. Прочитайте их и скажите, что объединяет эти тексты и в чем различие между ними.
1) «Дятел откидывает голову назад и с поразительной быстротой начинает ударять – барабанить клювом по дереву: тр-р-р-р-р! – далеко разносится громкий треск, похожий на протяжный скрип сухого дерева. Я смотрю на крылатого барабанщика, смотрю и удивляюсь: голова у него так быстро мотается взад и вперёд, что мне даже страшно – как бы она не оторвалась от шеи. Но дятлу, по-видимому, хоть бы что. Он сыплет одну дробь за другой. Вот уж настоящий, природный артист!»
Г.Скребицкий
2) На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну, и красавец!
Г. Скребицкий
- Чем похожи эти тексты? (У них общая тема – речь идет о дятле).
- С какой целью был написан первый текст? (Автор рассказывает о том, как дятел стучит по дереву).
- С какой целью был написан второй текст? (Автор рассказывает о внешнем виде дятла).
- Как вы думаете, эти тексты относятся к одному типу или к разным?
(Тексты относятся к разным типам).
- Чем они различаются? (Смыслом).
- По каким признакам это можно определить? (Дети высказали много разных мнений).
- Вы высказали разные мнения, придите к одному. (Мы не можем прийти к одному мнению, т.к. не знаем, какое правильное).
- Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Теперь вам необходимо выяснить причину своего затруднения – чего вы еще не знаете.
3.Выявление места и причины затруднения.
- Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Какие это типы текстов и их признаки).
Зафиксировать на доске вопрос: Какие бывают типы текстов?
- Почему вы не смогли определить? (Нам не знаком этот материал).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие бывают типы текстов и по каким признакам это можно определить).
- С помощью какого источника информации вы можете найти ответ на свой вопрос на уроке? (С помощью учебника).
- Откройте в учебнике страницу 74 и прочитайте тему урока. (Описание и повествование).
Тема появляется на экране.
- На какой вопрос вы будете сегодня искать ответ? (Какие тексты являются описанием, а какие – повествованием и как их различить?)
5. Реализация построенного проекта.
- Найдите в учебнике упражнение 45. Прочитайте сначала первый текст, затем прочитайте второй.
- Какой из двух текстов дает представление о том, как выглядит кот? (Первый).
- А какой текст рассказывает о том, как ведет себя кот: что и как он делает? (Второй).
- Можно ли сказать, что эти два текста разного типа? (Да, эти тексты разные).
-Какой, по-вашему, будет описанием, а какой повествованием? (Первый – описание, второй – повествование).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Давайте разберемся, так ли это.
- Что хотел сказать нам автор первого текста? (Автор хотел рассказать какой у кота внешний вид: какие шерстка, усы, лапки, глаза).
- То есть, что сделал автор в первом тексте? (Описал внешний вид кота).
На экране появляется вывод:
Текст, в котором дается описание предмета, живого существа: его внешний вид, характер называется текст-описание. |
- Что хотел сказать нам автор второго текста? ( Автор хотел рассказать о том, как кот наблюдал через стекло за галками).
- То есть, что сделал автор во втором тексте? (Рассказал о том, что делал кот).
На экране появляется второй вывод:
Текст, в котором рассказывается о каком-то событии, называется текст-повествование. |
Физкультминутка
- В каком из двух текстов про кота чаще встречаются слова-названия признаков? (В первом).
- Прочитайте их. (Отличный, черный, пушистая, блестящая, белые, загнутые, белые, цвета морской волны, независимое, гордое).
- Вы перечислили признаки описанного в тексте кота. Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно? (Да, можем).
- Представьте, что вы захотели сфотографировать этого кота. Сколько снимков вам потребуется сделать, чтобы показать какой он? (Один снимок).
- А почему только один снимок? (Какой кот, видно на одном снимке).
- Итак, описание – это текст, который указывает признаки объекта речи.
- Что же такое признак? Это характерная черта, особенность, примета, по которой мы узнаем предмет.
На экране открывается запись:
ПРИЗНАКИ: объём, размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, характер, сухость/влажность, твёрдость, прочность, гладкость, шероховатость и др. |
- Давайте подведем итог тому, что мы узнали о тексте-описании.
На экране появляется следующая запись:
В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета (одушевленного или неодушевленного) или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО. Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос КАКОЙ предмет? |
- В каком тексте больше слов-названий действий? (Во втором).
- Прочитайте их. (Запотело, считать, выдумал, поднялся, протирать, протер, стало яснее, уселся, принялся, водить).
- Почему автор использует в тексте так много слов-названий действий? (Чтобы мы могли узнать что произошло, что случилось).
- Прочитайте еще раз текст и попробуйте разделить его на смысловые части. Сколько частей у вас получилось? (Три смысловые части).
- Какой вопрос можно задать к первой части? (Что было сначала?)
- Ко второй части? (Что происходило потом?)
- К третьей части? (Чем все это закончилось?)
- Представьте, что вы захотели сфотографировать и этого кота. Достаточно ли будет одного снимка, чтобы запечатлеть все события, о которых говорится в тексте? (Нет, потому что действия меняются).
- Подведем итог тому, что мы узнали о тексте-повествовании.
На экране появляется запись:
В тексте-повествовании говорится о каких-то ДЕЙСТВИЯХ , последовательных событиях, которые сменяют друг друга. Их НЕЛЬЗЯ увидеть ОДНОВРЕМЕННО. Всё, о чём говорится в тексте-повествовании НЕЛЬЗЯ зафиксировать ОДНИМ СНИМКОМ. К такому тексту можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ? |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Пришло время поработать самостоятельно. Откройте печатную тетрадь для самостоятельной работы на с.80. Прочитайте и выполните самостоятельно задания № 99 и 100.
Открыть на экране верно выполненный образец.
- Сравните свою работу с эталоном и отметьте правильность выполнения.
- Что поставите, если ваш ответ не совпал с образцом? (Поставим «?»).
- А если совпал? (Поставим «+»).
После самопроверки идет разбор заданий, ответы на возникшие вопросы.
8. Включение в систему знаний.
- Сегодня на уроке вы узнали, что бывают тексты-описания и тексты-повествования.
- Давайте вернемся к текстам про дятла. Поработайте в парах: перечитайте тексты еще раз и определите, к какому типу каждый из них относится и почему. (Первый текст – это текст-повествование, потому что в нем говорится о действиях дятла и автора. Второй текст – текст-описание, потому что в нем дано описание внешности дятла).
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте вспомним, какое затруднение на уроке вы встретили? (Мы не могли определить типы текстов).
- Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать, какие бывают типы текстов и по каким признакам это можно определить).
- Как вы считаете, вы достигли этой цели? (Да).
- Чем можете доказать? (Мы знаем, что могут быть тексты-описания и тексты-повествования. В тексте-описании говорится о признаках предметов и можно сделать один снимок. В тексте-повествовании говорится о действиях предметов и нельзя сделать один снимок).
- Теперь вы сможете оценить свою работу на уроке на «Лесенке успеха». Те, кто понял новую тему, запомнил названия и признаки типов текстов, поставьте себя на верхнюю ступеньку «Лесенки успеха».
- Те, кто еще в чем-то не уверен, у кого остались вопросы, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, - на 2, 3 ступеньки.
- А те, кто пока совсем не разобрался с новой темой, остановитесь на нижней ступеньке и подумайте, в чем ваша трудность.
Проводится анализ рефлексии деятельности учеников.
10. Домашнее задание.
Учебник – стр. 76 № 46.