СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока :

  • Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.
  • Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
  • Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.
  • Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс»


Урок русского языка по теме «Развитие умения находить грамматическую основу предложения».

Учитель начальных классов: Захарова Светлана Ивановна


Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тема

Связь слов в предложении

Базовый учебник

Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык 2 класс Москва


Тема урока: Развитие умения находить грамматическую основу предложения

Место урока в теме: 4

Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.

Дата урока: 16.09.15

Образовательные ресурсы: учебник

Цель урока :

  • Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.

  • Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

  • Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.

  • Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.


Задачи урока

Предметные:

  • Активизировать знания учащихся о предложении;

  • учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,

  • расширить информацию о роли в предложении главных членов; находить главное, преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему;

  • развивать умения находить грамматическую основу предложения.

Метапредметные:

Освоить следующие общеучебные умения на уровне узнавания:

2.2.1.Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.

2.1.1 Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста

3.1.2 Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта

1.11 Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

1.10 Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации Уровень узнавания

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников

1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.


Планируемые образовательные результаты:

способствовать формированию представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.

Получат возможность научиться: находить грамматическую основу предложения.




План урока


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений. Постановка познавательной задачи (формулирование проблем).

  4. Открытие нового знания.

  5. Закрепление знаний, развитие умений.

  6. Обобщение знаний.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание. Инструктаж.




Метапредметная карта урока


Этапы урока

Осваиваемое УУД с указанием уровня

ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

2.Актуализация знаний


2.2.1.Понимать сказанное однократно в нормальном темпе.





Уровень узнавания

При деловом общении используются особые правила эффективного слушания: выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их


Учащиеся выделяют главные мысли говорящего и стараются правильно понять их.


Учитель предлагает на основе услышанного эпиграфа, настроиться на положительную работу.


3.Постановка познавательной задачи

2.1.1 Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста

Уровень узнавания

Читая отрывок статьи, учащиеся учатся соблюдать основные нормы литературного произношения, логические ударения и паузы, тон, темп чтения








Дети получают дополнительную информацию о новом словарном слове. Составляют предложение с новым словом.










Учитель предлагает использовать знания, полученные на предыдущих уроках, подводит к проблемной ситуации.






4.Открытие новых знаний




3.1.2 Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта


Уровень узнавания







Установить точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта














Учащиеся определяют: можно ли группу слов назвать предложением, какие слова в предложении можно назвать главными.








Учитель предлагает прочитать слова, определить аспект анализа, доказать, что это предложение. Доказать, что выбранные слова в предложении можно называть главные члены предложения.





5. Закрепление знаний, развитие умений.


1.11 Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

Уровень узнавания


Осуществляя самоконтроль обучающиеся учатся оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.


Самостоятельно работают в рабочих тетрадях

Учитель – контролирует работу учащихся


6. Обобщение знаний

1.10

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации Уровень узнавания

Обращение к плану, учебной задаче. Итоги деятельности на уроке.


В рабочих листах определяют истинность или ложность ответов

Предлагает итоговую игру










7.Рефлексия.




1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников





На рабочем листе дети отмечают лестницу успеха



- Предлагаю вам продолжить предложение: - Сегодня на уроке я узнал, что…

- Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?

- Чувствуете ли вы себя уверенными?


8.Домашнее задание. Инструктаж.


1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.



Обращение к изученному материалу для выполнения домашнего задания

Самостоятельно выбирают уровень задания для домашней работы

Инструктаж домашнего задания


Ход урока

  1. Организационный этап.


– Я хочу начать урок с высказывания известного человека:

  1. Актуализация знаний.


- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к преодолению трудностей». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.


- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить


3. Постановка познавательной задачи

Сегодня мы откроем новый секрет русского языка.

Как строится урок, на котором мы узнаём новое? Сначала мы повторяем необходимые знания, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, ставим цель и сами строим способ выхода из трудной ситуации. А потом нам надо проверить, правильно ли мы справились с поставленной задачей на уроке. Мы напишем самостоятельную работу.

Если вы готовы, тогда вперёд.

Прочитайте слова : Снег, доска, играть, пенал, котёнок.

- Найдите лишнее слово. Что значит найти лишнее слово? (значит сравнить)

- Найдите в выбранном слове букву, которая обозначает согласный, звонкий , непарный звук. Это буква Р

Чистописание.

Буква Рр ррр оро ря ри река рука

Словарная работа с введением новых слов.

Знакомство с правописанием слова рябина. В насловарь добавляется новое словарное слово, чтобы его узнать, отгадайте загадку.

Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)


– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой.

– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ – «костёр рябины красной».

– Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)

Запись слова рябина в тетрадях. Подбор родственных слов: рябиновый, рябинка. Выделяем корень.

Рябина — жительница лесных полян, опушек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках. Быть может, обычай сажать рябинку вблизи своего жилища идет с тех древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева. Во многих местах России еще в прошлом веке существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку

Лингвистический эксперимент.

Деформированное предложение.

Прочитайте. Это предложение?

Рябину, около, молодую, дома, посадили.



4. Открытие новых знаний



Составьте предложение из данных слов.


Молодую рябину посадили около дома.

 

- Прочитайте.

- Докажите, что это предложение (оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу, можно задать от слова к слову вопросы)

- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

 - По интонации? (невосклицательное)

- Можем ли мы сказать, что мы всё знаем о предложении? Ведь вы правильно ответили на мои вопросы?

- Тогда давайте ещё больше узнаем о предложении.

 - Сколько слов в предложении? (5)

- А какое из слов самое главное?…


- Ребята, может, кто-то догадался, над какой темой мы будем работать на уроке? (Версии ребят: главные слова, слова в предложении и т. д. )


Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока: “ Главные члены предложения”.

Цель нашего урока: знакомство с главными членами предложения.

Каждый из вас определяет и личную цель на этом уроке . Подумайте и запишите её в тетрадь.


А чтобы цели наши были достигнуты, мы должны работать по плану. В рабочих листах прочитаем его.

Достичь своей цели, не сбиться с пути, можно лишь тогда, когда есть план урока.

– Составим план, по которому будем сегодня работать.

План (примерный).

1. Учиться находить главные слова в предложении.

2. Учиться ставить к главным словам вопросы.

3. Научиться обозначать графически главные члены предложения.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Лингвистический эксперимент.

Работа в группах.

Задание 1 группе:

а) прочитайте предложение без первого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

Задание 2 группе:

а) прочитайте предложение без второго слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 3 группе:

а) прочитайте предложение без третьего слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 4 группе:

а) прочитайте предложение без четвёртого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

- К какому выводу пришли?


- К какому выводу пришли? Если из предложения убрать имя существительное или глагол, то предложение теряет законченную мысль. Значит главные слова в предложении – это то, о ком или о чём говорится в предложении, т.е. имя существительное, и действие, которое оно совершает, т.е. глагол


Какое универсальное действие мы с вами сейчас развивали? Вы формулировали и аргументировали свою точку зрения. Давайте обсудим, опираясь на алгоритм всё ли у нас получилось.


5. Развитие умений

Давайте поработаем с предложениями, используя алгоритм.

- В рабочем листе задание №

С неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали до земли. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки разлетались в танце.


Проговариваю для  учеников несколько вариантов названий: грамматическая основа предложения, главные члены предложения, (подлежащее и сказуемое?)


  1. Обобщение знаний.


Самостоятельная работа. 

1 уровень.

Подчеркните главные члены предложения.

Весело плещется синяя река.
Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

2 уровень.

Допиши слово в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

С дерева слетали последние …
Дети собирали грибы и …

- Самопроверка по эталону. Если вы справились с первым предложением без ошибок поставьте +, если допустили ошибку, поставьте +?. Проведите такую же работу со вторым предложением.

У кого была допущена ошибка? Ты сравнил её с образцом?

1 уровень.

Весело плещется синяя река.

Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

2 уровень.

С дерева слетали последние листочки.
Дети собирали грибы и ягоды.

Я предлагаю поработать дома с похожим заданием

- ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДВЕСТИ ИТОГ НАШЕЙ РАБОТЕ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ игру «ИСТИНА-ЛОЖЬ», ЗАПИСАВ СЕБЕ –И-, если вы согласны с утверждением, -Л-, если не согласны.

1. Наступила золотая осень. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ. (Л)

2.Ель растёт под дворцом. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ имя существительное ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КТО? (Л)

3. СЛОВО ПЁСТРЫЙ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (И)

4.Змея шипит. Это грамматическая основа предложения. (И)

5. Бабушка вяжет внучке носочки. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАГОЛ ВЯЖЕТ.(И)


Л,Л,И,И,И


  1. . Рефлексия


Сравним полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации

- Давайте вернемся к плану урока и посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

1. Вы научились находить главные слова в предложении?

2. Научились ставить к главным словам вопросы?

3. Как графически обозначить главные члены предложения?


- Предлагаю вам продолжить предложение: - Сегодня на уроке я узнал, что…

- Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?

- Чувствуете ли вы себя уверенными?

Спасибо!

8.Домашнее задание. Инструктаж.


1 уровень.

Подчеркните главные члены предложения.

На улице выпал пушистый снег.
Дети слепили большого снеговика.

2 уровень.

Допиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Пушистый снег искрится на …
Ветви деревьев опустились под тяжестью …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!