Тема. «Рисуем птиц. Маленький воробышек»
Цели и задачи: продолжение знакомства с жанром анималистики в изобразительном искусстве; передача в рисунках красоты линий, формы, окраски; развития воображения, умение восхищаться красотой окружающего мира, воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование: рисунки с изображением птиц, таблицы, акварель.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку
II. Сообщение темы. Введение в тему урока.
1. Беседа.
- Дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящён природе. Ведь природа – это богатство человечества. Её необходимо беречь как жизнь человека.
- Разве мы можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку!
- Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.
2. Загадки о птицах.
а) Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
б) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
в) Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
г) Непоседа птица эта –
Одного с берёзой цвета. (Сорока)
3.Выступление уч - ся.
- Ребята, а как вы думаете, что для птиц страшнее: голод или холод?
1 учен. Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
2 учен. Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
3 учен. Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко
Пережить холода.
- Да, птицам очень тяжело зимой. Из 10 только 1 или 2 доживают до весны. Вот тут – то на помощь птицам должен придти человек.
- Подумайте, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время?
- Поднимите руку те, у кого дома, за окошком есть кормушка для птиц?
- Как бы вы поступили, если бы находились рядом с голодной, замерзающей птичкой?
- А как вы думаете, о чём мечтают птицы в зимнее время, когда вокруг снег,
лёд и холод?
- Послушайте ещё одну загадку.
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
— Вот сегодня мы с вами и нарисуем маленького воробышка.
- Видели ли вы этих птиц?
- Какое у них оперение?
- Проживают ли они в наших краях?
III. Работа над новым материалом
1.Наблюдение и анализ строения птицы.
Учитель предлагает рассмотреть образец, форму, цвет.
Для выявления особенностей тела птицы следует обратить внимание на туловище: оно овальной формы и несколько поднято спереди.
Туловище воробья держится на коротких ногах, шея наклонена, голова небольшая, круглая, с коротким клювом.
2.Последовательность выполнения рисунка.
а) Работа карандашом.
Определение границы изображения (с учётом основных пропорций модели).
Показ – разметка на доске поэтапно.
Определение соотношения частей тела птицы: туловища, головы, шеи, и хвоста.
б) Уточнение пропорций.
Уточнение формы, прорисовка крыльев, клюва, глаз, ног, оформление в карандаше деталей.
3.Работа в цвете в технике акварель.
4.Завершение работы.
Прорисовка соответствующего антуража - изображение воробышка на фоне природы (покормим птичку – дорисовка зёрнышек).
IV. Игра - шутка
Учитель называет птиц, но, если появились не птицы, ученики хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Комары, кукушки.
V. Итог урока.
Выставка рисунков. Анализ работ.
-Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Только вместе, только дружно
Помогать природе нужно!
Лишь тогда всем повезёт –
Радуйся, лесной народ!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Будем птицам помогать!