на тему «Письменные приемы сложения и вычитания. Подготовка к умножению».
Учитель: Невмятуллина Е.В.
Методист: Уланова Е.В.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать математическую речь, умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли
Воспитывать познавательный интерес к уроку математики.
ПУУД: умеют сравнивать, анализировать информацию, и использовать ее в работе.
РУУД: умеют оценивать свою деятельность по ходу урока, давать самооценку своей деятельности.
КУУД: умеют использовать математическую терминологию.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Организационный момент | Настроить учащихся к работе на уроке. | Словесный | – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок математики. Меня зовут Амелия Сергеевна. Посмотрите, всё у вас готово на столах к уроку математики. | Приветствуют, слушают учителя. | Ф | Речь учителя | Самоконтроль | | | |
2.Актулизация | Актуализировать знания по теме | Словесный, наглядный | – Ребята, кто изображен на картинке? – А кто знает, кто это? – Это немецкий барон, офицер русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным, как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в этом нам поможет Барон Мю́нхгаузен. – Чтобы нам поехать, нам нужен транспорт, и барон Мюнхгаузен предлагает отправиться нам в путь на верблюдах. И пока барон готовит караван. Нам нужно собрать вещи в путешествие, но что их собрать нам нужно решить задачи. Устный счет Ребята, на доске написаны задачи, нужно их решить сложением, отвечаем по поднятой руке: 1. В шкафу 6 кофт. Сколько таких кофт в 2 таких шкафах? 2. К чаю подали 4 тарелок с пирожками по 3 на каждой. Сколько пирожков подали к чаю? 3. Дети посадили 10 рядов яблонь по 5 яблонь в ряду. Сколько яблонь посадили дети? 4. Купили 2 коробок елочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько елочных игрушек купили? – Ребята, что лишнее в путешествие наших собранных вещах? – Давайте запишем задачу, в которой говорилось о нужной нам вещи в путешествии. – В какой задаче говорилось о нужной нам вещи? – Ребята, открываем тетради, отступаем 4 клетки от последней написанной строчки, записываем дату, сегодня 16 февраля, классная работа. Ребята | Барон Мюнхгаузен Барон, офицер русской службы и рассказчик 12 кофт 12 пирожков 50 яблонь 8 игрушек В шкафу 6 кофт. Сколько таких кофт в 2 таких шкафах. Открывают тетради и записывают дату и классную работу. | Ф | Речь учителя | Самоконтроль, контроль учителя | Закрепляют сложение | Контролируют свою деятельность | Проверяют и оценивают работу одноклассников |
3.Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока | Подвести учащихся к теме урока | | – Ребята, сегодня мы будем путешествовать с бароном Мюнхгаузеном, посмотрите на доску, что мы должны сделать ещё, и с помощью перепутанных карточек составьте предложения: – определите цели урока: - повторить алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик; - учиться решать задачи. – Ребята, сегодня мы повторим алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик и решим задачи. | Слушают, определяют цель урока | Ф | | | | РУУД: актуализируют опорные знания по теме – такого РУУД нет; | |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации | Закрепить тему урока | | – А сейчас мы отправляемся. Ребята, мы попали в какой-то турецкий город, барону Мюнхгаузену нужна наша помощь, оказывается он пришел сюда с разведкой, и ему нужно сосчитать количество пушек, но он не помнит, как считать. – Давайте, напомним ему, перед вами выражения. Нужно найти х значение. (4 человека решают у доски по 2 примера, остальные пишут в тетрадях. После выполнения сравнивают с доской). – Посмотрите на доску, в этом задании нужно выписать только те уравнения, решением которых является число 18. – Что хотите сказать? – Прочитайте уравнения, в которых неизвестным является слагаемое. – Как найти неизвестное слагаемое? – В каких уравнениях неизвестное – уменьшаемое? – Как найти неизвестное уменьшаемое? – В каких уравнениях неизвестным является вычитаемое? – Как найти неизвестное вычитаемое? – Кто хочет выйти к доске и решить два первых уравнения? – Обязательно комментируй своё решение. Остальные делают задание в тетради. – Посмотрите на доску, в этом задании нужно выписать только те уравнения, решением которых является число 18. – Прочитайте уравнения, в которых неизвестным является слагаемое. – Как найти неизвестное слагаемое? – В каких уравнениях неизвестное – уменьшаемое? – Как найти неизвестное уменьшаемое? – В каких уравнениях неизвестным является вычитаемое? – Как найти неизвестное вычитаемое? – Ребята, давайте прикинем, какие уравнения могут быть равны 18? – Ребята, давайте решим эти уравнения. Кто хочет к доске решить 1 уравнение? (2 человека решают у доски по 1 уравнения, остальные пишут в тетрадях. После выполнения сравнивают с доской). – Молодцы, ребята, вы смогли напомнить барону, как считать. Оказалось, что в этом турецком городе ровно 100 пушок. | 60-18=42 90-56=34 73-45=28 82-37=45 29+16=45 56+34=90 54-37=17 48-42=6 27-x=9 x=27-9 х=18 проверка: 27-18=9 9=9 70-x=6 x=70-6 x=64 проверка: 70-64=6 6=6 x+2=20 х=20-2 х=18 проверка: 18+2=20 20=20 х-8=10 х=10+8 х=18 проверка: 18-8=10 10=10 4+x=14 x=14-4 x=10 проверка: 4+10=14 14=14 x+7=18 x=18-7 x=11 проверка: 11+7=18 18=18 | Ф И | | | | | |
5. Физкультминутка | Снять эмоциональное напряжение | | – Ребята, давайте немного отдохнем, встаем. | Делают физкультминутку. | Ф | | | | ПУУД: воспринимают речь учителя | Снимают эмоциональное напряжение |
6. Первичное закрепление в измененной ситуации | Закрепить знания и умения | | – А мы отправляемся дальше. Посмотрите на карту, куда мы отправимся дальше. Мы отправляемся в египетский город. – Ребята, пока мы добирались до города, Мюнхгаузен решил поиграть в настольную игру с местным жителем. Но они не могут определить, кто же победил, давайте посчитаем и скажем. – Ребята, почему нам дано такое решение? – Давайте посчитаем, какое значение выражения? – Сколько раз здесь взято слагаемое 5? – Чему будет равна сума 5 и 5? – Сумма 10 и 5? – Сумма 15 и 5? – Сколько раз здесь взято слагаемое 3? – Сумма 3 и 3? – Сумма 9 и 3? – Кто же победил Мюнхгаузен или местный житель? – Что в этом городе мы проездом, а сейчас мы направляемся, в африканский городок. – Ребята, Мюнхгаузен нашел какой-то послание на одной из улиц города и не понимает, что оно обозначает. Давайте, поможем ему. – Что это такое? – Все верно. Откройте учебник на странице 31 №5. – В этом задании нужно будет, заменить число суммой одинаковых чисел. – Посмотрите в образец, по сколько нужно взять 3, чтобы получить 6? – По сколько нужно взять 2, чтобы получить 6? – Ребята, кто хочет к доске заменить числа суммой одинаковых слагаемых? – По сколько ты возьмешь число 8? – По сколько ты возьмешь число 12? – По сколько ты возьмешь число 16? | Потому что на 1 квадрате 5 точек, потому что на 1 квадрате 3. 5 10 15 20 3 6 12 Мюнхгаузен Номер упражнения | Ф И | Самоконтроль, контроль учителя | | Умеют применять полученные знания при решении задач | ПУУД: строят речевые высказывания в устной форме; КУУД: прислушиваются к точке зрения одноклассников; | |
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | | | – О чем говорится в задачи? – Итак, сколько было всего автобусов? – А сколько было маленьких автобусов? – Сколько больших? – Что же нам следует найти? – Давайте составим краткую запись. В тетрадях запишите №2. Записывают краткую запись. – Ребята, как можно записать решение? – А теперь давайте запишем решение на доске. Кто хочет пойти к доске? – Ребята, а вы записываете у себя в тетрадях. – Так, что вы нашли первым действием? – Хорошо, как вы это сделали? – Какое второе действие? – Какой у нас был вопрос задачи? – Мы ответили на вопрос задачи? – Хорошо, записываем ответ. – Каким способом можно ещё решить задачу? – Молодцы! Ребята, барон очень рад, что вы ему помогли, и что вы составили компанию в его путешествии. | Об автобусах 90 25 50 Сколько автобусов осталось в парке Было – 90 ав. Выехали - ? ав. 50 бол. и 25мал. ав. Осталось - ? ав. 1 способ 1) 50+25=75 (ав.) – выехали 2) 90-75=15 (ав.) 2 способ 1) 90-50=40 (ав.) – выехало больших автобусов. 2) 40-25=15 (ав.) 3 способ 1) 90-25= 65 (ав.) – выехало маленьких автобусов. 2) 65-50=15 (ав.) Ответ: 15 автобусов осталось в парке. | | | | | | |
8.Домашнее задание | Ознакомить учащихся с домашним заданием | | Вашим домашним заданием будет: Задание № 8 на стр. 31, вам нужно будет найти лишние фигуры, здесь должно быть три ответа. Так же задание под 8 упр. Последнее под знаком вопроса. Здесь нужно найти значение выражений и выполнить проверку. | Слушают домашние задание | Ф И | Речь учителя | Самоконтроль | | | |
9.Итог урока. Рефлексия | Подвести итог урока | Словесный, прием светофор | – Итак, наш урок-путешествие подошел к концу. Мы с вами преодолели все трудности. – Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Замечательно. – Ребята, у вас на партах лежат пушки. Раскрасьте их. Зеленый - Если вы были активны на протяжении всего урока и не совершили ошибок в решении. Желтый - Если у вас было немного ошибок, и вы были малоактивны. Красный - Если вы были не активны, было много ошибок. Покажите. Какие пушки получились! – Отлично. Вы замечательно работали на уроке, спасибо вам за это. Урок окончен | Помочь Мюхгаузену и закрепить письменные приемы сложения и вычитания, решить задачу. Раскрашивают пушку. | Ф И | Речь учителя | самоконтроль | | Р – оценивают свою деятельность К – уважительно ведут диалог и принимают любое мнение | Проявляют интерес к предмету |