СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как один из способов реализации ФГОС.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как один из способов реализации ФГОС.»

Чегошева Марина Анатольевна

Учитель истории,

МБОУ Малосалаирская СОШ


Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания

как один из способов реализации ФГОС.


Учить – это все равно, 
что бросать мысли в почтовый ящик 
человеческого подсознания. 
Вы знаете, когда они отправлены, 
но никогда не известно, 
когда они будут получены и в каком виде» 

Э. Ловель 

ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-технология.

Кейс-технология-это метод изучения конкретных ситуаций, изучает общие закономерности на примере анализа конкретных ситуаций. Название технологии произошло от английского «casе» -казус, запутанный или необычный случай.

Актуальность технологии заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - может помочь сформировать и закрепить эти навыки.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 1924г. 

В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам. В 2012 году А. М. Деркач защитил в РГПУ им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании.
Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Обучающие кейсы: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них жизни.

Цели кейс-метода:
- отработка умений работы с информацией
- активизация познавательной деятельности
- повышение мотивации к учебному процессу
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения,
- осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки.

В своей педагогической деятельности я рекомендую следующую последовательность работы над кейс-технологией:

  • записать цель, над которой предстоит работать группе;

  • выписать вопросы, сформулированные для данной темы;

  • по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);

  • сформулировать мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.

Для представления результатов работы рекомендуется:

  • подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);

  • выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оценивают доклад модератора.

Критерии эффективности работы группы:

  1. полнота и глубина проработки информации;

  2. использование разнообразных источников информации;

  3. оригинальность представления;

  4. участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Алгоритм работы в группе:

1. Распределение ролей в группе:

    • «координатор» (модератор), организует работу в группе, распределяет вопросы между участниками и принимает решения;

    • «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;

    • «шкипер», представляющий проект.

2. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.

3. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.

4.. Работа над проблемой (дискуссия).

5. Выработка решений проблемы.

6. Дискуссия для принятия окончательных решений.

7. Подготовка доклада.

8. Аргументированный краткий доклад.

Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС СОО.

Пример №1. Кейс по истории.

Тема: «Опыт российского парламентаризма. Основные политические партии в России в начале ХХ века.» , 11 класс профильный уровень.

  1. Найти информацию о политических партиях:

  • Союз русского народа;

  • Организация объединенного дворянства;

  • Союз 17 октября;

  • Партия народной свободы (кадеты);

  • РСДРП:

А. большевики;

Б меньшевики;

  • Партия социалистов революционеров (эсеры).

Критерии информации:

  • год образования, лидеры ,состав;

  • вопрос о власти;

  • аграрный вопрос;

  • рабочий вопрос;

  • национальный вопрос.

Подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы, презентации); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут.

Тема: «Движение декабристов» ,10 касс.

В Конституции Н.Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля, найти информацию:

Критерии информации:

  • Форма правления;

  • Законодательная власть;

  • Исполнительная власть;

  • Государственное устройство;

  • Избирательное право;

  • Аграрный вопрос;

  • Военные поселения.

Подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы, презентации); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут.

Пример №2. Кейс по обществознанию

«Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

  • Какое право нарушено?

  • Кем нарушено?

  • На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

  • Что нужно сделать для его восстановления?

  • Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Особенности кейс- технологии:

  1. метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична;

  2. акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика;

  3. в результате применения-технологии учащиеся получают знания и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

  4. технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить:

  • предварительно прочитав и изучив кейс, привлекая к этому различные источники информации;

  • подробно обсудить содержание;

  • преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества;

Достоинством технологии заключается не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].

  2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].

  3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.

  4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.

  5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. –2005.– № 5. – с. 106-116.

  6. Мухина С.А. Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.

  7. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

  8. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода /Под ред. доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!