СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География викторина 7класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы по теме «Термины здорового образа жизни»

1.Как называется повышенная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды?    (аллергия)

2.Назовите раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на организм человека и занимающийся нормированием этих факторов и установлением предельно допустимых условий. (гигиена)

3.Как называется нарушение нормальной жизнедеятельности организма? (болезнь)

4.Состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений, называется … здоровьем

5.Эмоциональное выражение потребности человека в пище – это … аппетит

Вопросы по теме «Первая помощь при несчастных случаях»

1.Вопреки распространенному мнению, нельзя смазывать обожженное место этим веществом. Каким? (маслом, лосьоном, кремом)

2.Перечислите меры оказания 1-ой помощи при переломе конечности. (закрепить поврежденную конечность в местах выше и ниже перелома, можно наложить шину)

3.Какую 1-ую помощь надо оказать при укусах животных? (промыть рану теплой водой с мылом, затем наложить чистую повязку)

4.С помощью какого самого простого способа можно уменьшить опухоль при укусе пчелы? (наложить на ужаленное место холодный компресс)

5.Как помочь человеку при пищевом отравлении? (надо дать выпить как можно больше любой жидкости)

 

Вопросы по тем «Правильное питание»

1.Как называется разнообразное полноценное питание, содержащее в рационе все основные пищевые вещества? (сбалансированное питание)

2.Как называется тип питания, исключающий животную пищу. (вегетарианство)

3.Лечебное питание при различных заболеваниях с ограничением тех или иных компонентов пищи – это … диета

4.Питание, при котором в течение дня принимается один вид пищи, например, молочная, мясная, творожная, называется … монодиета или разгрузочные дни.

5.Известный пропагандист данного метода лечения Пол Брегг прожил 96 лет, причем погиб он, катаясь по морским волнам на водных лыжах. Назовите метод. (лечебное голодание)

 

Вопросы по теме «Факторы внешней среды»

1.Укажите минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться  при просмотре телепередач. (3 м)

2.Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдоль автомобильных дорог? (в них накапливаются вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей)

3.Как добиться хорошего цвета лица, не используя косметических средств? (надо чаще бывать на свежем воздухе, употреблять больше овощей и фруктов, избегать курения и других вредных привычек)

4.Назовите лучший способ избавления от моли без применения химикатов. (летом – проветривание одежды в жаркий солнечный день, зимой – в морозный)

5.Почему не рекомендуется длительное хранение продуктов в упаковке из поливинилхлорида? (при высокой температуре поливинилхлорид выделяется из упаковочного материала и попадает в пищу)

 

Просмотр содержимого документа
«география викторина 7класс»

География России.

Программные практические работы, обязательные для выполнения


ПРИРОДА


Раздел

Тема

Практические работы

Оценка

Главные

особен­ности

природы

Рельеф, геологическое

строение и минераль­ные ресурсы

1. Определение поясного вре­мени по карте часовых поясов.(Решение задач в тетради.)

Всем

№ 2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависи­мости рельефа от строения земной коры на примере от­дельных территорий; объясне­ние выявленных закономер­ностей. (Заполнение к/к.)

Всем

№ 3. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической карте. (Работа с к/к. сопоставительная таблица в тетради.)

Всем

Климат и агроклиматические ресурсы

№ 4. Определение по картам закономерностей распределе­ния суммарной и поглощен­ ной радиации и их объясне­ние. (Заполнение таблицы в тетради.)

Всем

№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. (Сравнительная таблица в тетради.)

Всем

№ 6. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков. (Работа с к/к и выводы в тетради.)

Всем


№ 7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. (Решение задач в тетради.)

Всем

Внутренние воды и водные ресурсы

№ 8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования. (Заполнение таблиц в тетради.)

Всем

Почвенно-раститель-

ный покров,

животный

мир, почвенные и

биологиче­ские ресурсы

№ 9. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Всем

Природ­ные

компле­ксы

Природ­ные зоны

№ 10. Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон. (В тетради схема, таблица.)

Всем

Человек и

природа

Природ­ные районы

№11. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов. (Заполнение к/к, выводы на отдельном листочке.)

Всем


№ 12. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования). (Заполнение таблицы в тетради, составление схемы.)

Всем

Примечание. Ссылки в инструктивных карточках для школьников даны на учебник: Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России. 8 класс. — М.: Просвещение, 1995.


Практическая работа № 1

Определение поясного времени по карте часовых поясов


Цели работы: в ходе выполнения практической работы, исполь­зуя текст учебника - § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:

  1. Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

  2. Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.


Последовательность выполнения работы

I. Теоретическая часть (время выполнения 15 мин).

Изучив текст § 4 и рис. 5 на с. 17:

    1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вок­руг своей оси за I ч, за 4 мин.

    2. Какое время называется местным?

    3. Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    4. Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    5. Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    6. Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    7. В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    8. Что называется поясным временем?

    9. Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

    10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой­дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

    11. Какое время называют декретным, летним, московским?

Обсуждение вопросов (10 мин).


II. Практическая часть работы: решение задач на определе­ние поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).

Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.

Краткая запись условия: Москва — 10 ч.

Якутск — ?

Последовательность выполнения задания:

определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва — во 2-м, Якутск — в 8-м;

определить разницу между часовыми поясами:

8-2 = 6;

определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.


Выполнить самостоятельно

  1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавлов­ске-Камчатском 8 ч вечера.

  2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибир­ске 13 ч.

  3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.


Дополнительные задания

  1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?

  2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно пе­реводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

  3. Чем отличается поясное время от декретного?

Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставропо­ле 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?


Практическая работа № 2

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей


Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.


Последовательность выполнения работы

Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина




Среднерусская возвышенность




Горы Хибины




Западно-Сибирская низменность




Алданское нагорье




Кавказ




Уральские горы




Алтай




Саяны




Верхоянский хребет




Хребет Черского




Сихотэ-Алинь




Срединный хребет





Практическая работа № 3

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте


Цели работы:

1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

2. Объяснить выявленные закономерности.


Последовательность выполнения работы

  1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

  2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

  3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие — к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

  4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

  5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной зависимости

Древние платформы:

осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь...)

Магматические (...)


Молодые платформы (плиты)



Складчатые области




Практическая работа № 4

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение


Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.


Цели работы:

1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.


Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

  2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

  3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация,

ккал/см2

Радиационный баланс,

ккал/см2

Мурманск



С.-Петербург



Якутск



Екатеринбург



Ставрополь



4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.


Практическая работа № 5

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды


Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.


Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.


Последовательность выполнения работы

  1. Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

  2. Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Омск

Чита

1. Температура воздуха



2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)



3. Облачность; если есть осадки, то какие



4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды



5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время




Практическая работа № 6

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков


Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  1. Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где — меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.


Практическая работа № 7

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов


Цели работы:

1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.


Последовательность выполнения работы

  1. Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

  2. Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

  3. Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

  1. Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

  2. Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?


Практическая работа № 8

Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования


Реки — «продукт климата».

А. И. Воейков


Питание и режим реки обусловлены клима­том, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.

Цели работы:

1. Определить особенности питания, режима, го­дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйствен­ного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ­ники географической информации для решения практических задач.


Последовательность выполнения работы

I. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб­ника, рис. 40 на с. 76, рис. 42, 43 на с. 79, табл. «Крупные реки России» на с. 87, составьте характеристику реки Лены по предло­женному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье


2. К бассейну какого океана принадлежит


3. Источники питания


4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки


5. Годовой сток


6. Длина реки


7. Падение реки


8. Уклон реки


9. Возможность ее хозяйственного использования


Форма фиксации результатов — по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отме­чены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана при­надлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенно­сти водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны паде­ние, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйствен­ного использования. Знаки легенды карты придумать самостоя­тельно.


Практическая работа № 9

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)


Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, ре­зультат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрас­том территории — с другой.

В. В. Докучаев


Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

  2. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Типы почв

Географи­ческое положение

Условия почвооб­разования (соотно­шение тепла и влаги, характер раститель­ности)

Особен­ности почвенного профиля

Содер­жание гумуса

Плодо­родие

Тундро­вые






Подзо­листые






Дерново- подзо- листые






Серые лесные






Черноземы






Бурые полу­пустынь






Серо- бурые пустынь







Практическая работа № 10

Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон


Каждая природная зона — это за­кономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг


Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными ком­понентами и природными ресурсами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источни­ками географической информации для решения практических задач.


Последовательность выполнения работы

  1. Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники инфор­мации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

  2. Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.



На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.


Положе- ние

Рель­еф

Осо­бен­ности кли­мата

Поч­вы

Рас­те­ния

Жи­вот­ные

Внеш­ний облик зоны

При­род­ные ре­сурсы

Дея­тель­ность человека

Экологи- ческие проб­лемы











Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.


Практическая работа № 11

Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов


Природные ресурсы — компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения мате­риальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от дру­гого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


Цели работы:

1. Используя различные источники географичес­кой информации, выявить природные ресурсы и условия их освое­ния на примере Кавказа.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источни­ки географической информации для решения практических задач.


Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа физической карты атласа, а также тема­тических карт атласа на с. 16—27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.

  2. На контурной карте укажите границы района, обозначьте ус­ловными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты долж­ны соответствовать знакам легенды атласа.

  3. На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сде­лайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, кли­мата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).


Практическая работа № 12

Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)


Восхождение человечества к вершинам прогресса тесней­шим образом связано с использованием им разнообразных даров природы — природных (или естественных) ресурсов.


Цели работы:

1. Составить по картам и статистическим матери­алам характеристику водных ресурсов.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источни­ки географической информации для решения практических задач.


Последовательность выполнения работы

  1. На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, со­ставьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.

  2. Результаты оформите в виде таблицы.

План характеристики

Характеристика водных ресурсов

1. Значение


2. Категория по степени исчерпаемости (исчерпаемые, неисчерпаемые, если исчерпаемые, то возобновимые или невозобновимые)


3. Составные части


4. Распространение по территории


5. Пути и способы рационального использования




НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО


Раздел

Тема

Практическая работа, формы их выполнения

Оценка

Население


№ 1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с к/к и письменный вывод.)

Всем

№ 2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. (Заполнение таблицы.)

Всем

№ 3. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. (Таблица и выводы в тетради.)

Всем

Хозяйство


География

отраслей

и межотраслевых

комплексов

№ 4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. (Таблица в тетради.)

Всем

№ 5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. (Заполнение таблицы в тетради или описание по плану.)

Всем

№ 6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. (Работа с к/к.)

Всем

№ 7. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. (Таблица в тетради.)

Всем

№ 8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. (Таблица в тетради.)

Всем

№ 9. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. (Письменная характеристика в тетради или заполнение к/к с подробными выводами.)

Всем

Хозяйствен

ные

районы России


№ 10. Составление схемы производственных связей на

примере одного из районов (по выбору учителя.)

Всем

№ 11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя). (Сравнительная таблица в тетради.)

Всем

Примечание.

Ссылка дана на учебник: Ром В.Я., Дро- ноп В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс. — М.: Дрофа, 1997.


Практическая работа № 1

Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение

Поскольку человек является и производителем, и потребителем хозяйственных благ, то раз­мещение населения следует признать очень важным показателем для экономико-геогра­фической характеристики любой территории.

Н.Н. Баранский

Цели работы:

1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения на­селения.

2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного матери­ала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. Определите среднюю плотность населения России.

  2. Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учеб­ника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58—59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения харак­теризовать размещение населения по территории страны?

  3. На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного ос­воения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.

  4. Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.


Практическая работа № 2

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения


По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, ис­торическим традициям, культуре, а также по трудовым на­выкам. По языковой принадлежности народы России отно­сят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населе­ния), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской (1,8%). В состав языковых семей входит много языковых групп.

Цели работы:

1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.

2. Продолжить формирование умения работать с картами и ста­тистическими материалами, делать на основе их анализа обобще­ния, выводы.

Последовательность выполнения работы

  1. Пользуясь табл. 13 учебника на с. 40, определите крупней­шие народы.

  2. Анализируя карту атласа «Народы» на с. 13, определите ос­новные районы размещения крупнейших народов.

  3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Языковые семьи

Крупнейшие народы

Районы компактного проживания

Индоевропейская

1. 2. 3.


Алтайская

1. 2. 3.


Уральская

1. 2. 3.


Кавказская

1. 2. 3.


Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наи­большей пестротой национального состава?


Практическая работа № 3

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны


Цифры и проценты, отражающие развитие эко­номики, о многом говорят вдумчивому человеку-

Н. Н. Баранский


Цели работы:

1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяй­ства.

2. Продолжить формирование умения анализировать статис­тические материалы, делать обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).

Отрасли народного хозяйства

Годы

1940

1960

1980

1990

1993

Всего

100

100

100

100

100

Промышленность и строительство

26

37

42

41

40

Сельское и лесное хозяйство

50

32

15

14

14

Транспорт и связь

6

8

10

10

8

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка

5

6

8

9

9

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание

7

12

18

18

20

Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование

3

2

2

2

3

Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.)

3

3

5

6

6

2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный пе­риод (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:

  1. какие отрасли относятся к производственной, а какие — к не­производственной сфере?

  2. Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.

  3. Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?

  4. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?

  5. Как изменился процент занятости населения в непроизвод­ственной сфере? Почему?

  6. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последую­щие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

Одной из основных целей изучения экономической геогра­фии следует считать умение читать экономическую кар­ту и при ее помощи и на ней находить нужные ответы.

И. И. Баранский


Цели работы:

1. Определить главные районы размещения тру­доемкого и металлоемкого машиностроения.

2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, де­лать обобщения и выводы.


Последовательность выполнения работы

    1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к тру­доемким, какие - к металлоемким.

    2. Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких — металлоемкое машиностроение?

    3. Обоснуйте сделанный вывод.

    4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Виды машино­строения

Примеры

отраслей

Особенности производства

Основные

районы размещения

Факторы

размещения

Трудоемкое





Металлоемкое






Практическая работа № 5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам


Цели работы:

1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна,

2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, до­полнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бас­сейна.

  2. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131—13? и рис. 33 на с. 130, подберите информацию для харак­теристики Печорского угольного бассейна.


Справочная информация

Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологичес­кие проблемы стоят перед регионами, в которых угольная промышлен­ность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты.

Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за По­лярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).

Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы за­нять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически нецелесообразно — они будут убыточны.

3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, офор­мив результаты работы в виде таблицы.

План характеристики угольного бассейна

Краткие записи результатов работы

1. Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный, бурый)


2. Географическое положение


3. Запасы угля:

а) обшегеологические;

б) промышленные


4. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)


5. Объем добычи


6. Способ добычи


7. Качество добываемого угля


8. Себестоимость


9. Направление перевозок


10. Эффективность перевозок


11. Перспективы развития


Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влия­ют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бас­сейна?


Практическая работа № 6

Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам


Цели работы:

1. Познакомиться с основными металлургически­ми базами страны, закрепить знания о факторах размещения ме­таллургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.


Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

  1. Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите ос­новные металлургические базы страны.

  2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение базы;

б) доля базы в общероссийском производстве проката;

в) основные месторождения железных руд и бассейны камен­ного угля, находящиеся на территории базы;

г) основные направления перевозок недостающего сырья;

д) главные центры производства металла.

На контурной карте

  1. Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.

  2. Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения исполь­зуемого сырья.

  3. Стрелками покажите основные направления перевозок недо­стающего сырья.

  4. С помощью круговых диаграмм укажите главные центры про­изводства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий ме­таллургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?


Практическая работа № 7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия


Цели работы:

1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения произ­водства.

2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.


Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 50-51.

  1. Изучив легенду карт, определите, какими условными обозна­чениями показаны центры выплавки меди и алюминия.

  2. Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.

  3. Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.

  4. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные отрасли

цветной металлургии

Главные центры

Факторы, объясняющие

размещение

Металлургия меди

Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,

Медногорск)

и т.д.

Наличие медных руд

Металлургия алюминия

Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы)

Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию

и т.д.


Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размеще­нии металлургии меди и алюминия?


Практическая работа № 8

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам


Цели работы:

1. Познакомиться с основными химическими ба­зами страны, закрепить знания о факторах размещения химичес­ких предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-геогра­фические характеристики на основе анализа карт и статистичес­ких материалов.


Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, на­зовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а) географическое положение;

б) база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;

в) используемое сырье;

г) доля базы (%) в химической и лесной промышленности Рос­сии;

д) основные производства.

На контурной карте

  1. Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.

  2. Укажите основные месторождения используемого химичес­кого сырья.

  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие цент­ры химической и лесной промышленности, отразите их специали­зацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения химической про­мышленности оказались наиболее действенными при формирова­нии сибирской химико-лесной базы?


Практическая работа № 9

Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства


Цели работы:

1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар­ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.


Последовательность выполнения работы

Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос­новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Результаты работы оформите в виде таблицы.

Основные культуры и направления животноводства

Основные районы производства

Зерновые культуры:

рожь пшеница кукуруза рис


Технические культуры:

лен

сахарная свекла подсолнечник


Оленеводство


Скотоводство:

молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство


Свиноводство


Овцеводство


Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?


Практическая работа № 10

Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)


Цели работы:

1. Установить производственные связи Централь­ной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с по­мощью картосхемы.

2. Проверить и оценить умение работать с различными форма­ми предъявленного учебного материала, отражать результаты ра­боты в знаковой форме.


Последовательность выполнения работы

  1. Нанесите на контурную карту границы района.

  2. Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся спра­вочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, кото­рыми богат район.

  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупные промыш­ленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.

  4. Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.

  5. Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, от­куда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.

  6. Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывози­мую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике произ­водственных связей постарайтесь точнее показать районы постав­ки топлива, сырья, продовольствия.

Сделайте выводы:

1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?

2. Какое влияние производственные связи оказывают на разви­тие экономики района? Приведите конкретные примеры.


Практическая работа № 11

Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя)


Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с детства названиями в самом правом углу — Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть Дальний Восток.


Цели работы:

1. Выявить специфические черты хозяйства Даль­него Востока, его хозяйственную специализацию.

2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.


Последовательность выполнения работы

1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),

сравните хозяйство двух районов по основным экономико-геогра­фическим показателям, выделив черты сходства и различия.

2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравни­ваемых районов.

3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Показатели для сравнения

Сравниваемые районы

Черты

Причины,

определя­ющие сходство и

различие

Восточная Сибирь

Дальний

Восток

сход­ства

разли­чия

1. Население и площадь






2. ЭГП и ПГП






3. Условия и ресурсы






4. Специализация промышленности






5. Специализация сельского хозяйства






6. Участие в разделении труда (внешние связи)











Скачать

© 2015, 1507 27

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!