НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЬ – ЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом школы Заместитель директора по ВР Директор школы
Е. А. Андреева ___Н.АФарукшина
Протокол № 4 от «27__ » 08 2021г. от «27 » 08_2021г.
от«27__ »___08____ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Физика вокруг нас»
(общеинтеллектуальное направление развития личности школьника)личности школьника)
9 класс
Составитель:
Кравчук Л.М.__________
П. Юганская Обь
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ».
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ»;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Целями изучения курса являются:
- развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о физических явлениях, величинах, характеризующих эти явления.
- формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами :
регулятивные УУД:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
организации учебной деятельност;
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
познавательные УУД:
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
коммуникативные УУД:
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами являются:
ученик научится:
-пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
ученик получит возможность научиться:
-формировать убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
-формировать теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
-докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
Механические явления – 17ч.
Большие и малые тела, сравнение скоростей тел. Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Практика: физические приборы и точность их измерения (датчики скорости, влажности, давления, звука, магнитного поля, температуры и т.д.).
Их движение. Виды движений. Движение трамвая, движение дирижабля, движение планет. Строение тел. Практика: механические свойства твердых тел – прочность и хрупкость, пластичность и упругость.
Тепловые явления – 5ч.
Температура. Теплопроводы и теплоизоляторы. Ускорители весны. Кристаллические и аморфные тела. Туман. Практика: возникновение тумана. Туман и цвет. Облака и их типы. Этот изменчивый снег. Примеры тепловых явлений в поэзии, прозе, легендах.
Электрические явления – 7ч.
Практика: электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Атмосферное электричество и газовый разряд электросварки, работа электронагревательных приборов, работа компьютерной техники. Виды молний. Электрические явления в поэзии, прозе, легендах.
Оптические явления – 5ч.
Свойства света и его роль в природе и технике; зрение, фотоаппарат, бинокль, телескоп. Видимые и невидимые излучения. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Практика: дисперсия света. Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Ход светового луча в капле дождя. Интерференция в живой природе. Световые явления: мифы и легенды.
Календарно -тематический план
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Механические явления – 17ч. |
1 | Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях. | 1 | Познавательная деятельность | | 02.09 | | Рассказ, беседа |
2 | Правила определения абсолютных и относительных погрешностей. | 1 | | урок- практикум | 09.09 | | Рассказ, беседа |
3 | Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов | 1 | | урок- практикум | 16.09 | | Самостоятельная работа в парах |
4 | Изучение правил пользования штангенциркулем и микрометром | 1 | Познавательная деятельность | | 23.09 | | Практический |
5 | Масса, плотность. | 1 | | Игровая деятельность | 30.09 | | Беседа |
6 | Определение плотности вещества посредством штангенциркуля и технических весов. | 1 | | урок- практикум | 07.10 | | Самостоятельная работа в парах |
7 | Сила упругости, сила трения. | 1 | | Игровая деятельность | 14.10 | | Словесный, наглядный |
8 | Измерение жесткости пружины. | 1 | | урок- практикум | 21.10 | | Самостоятельная работа в парах |
9 | Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. | 1 | | урок- практикум | 28.10 | | Исследовательский |
10 | Определение коэффициента трения на трибометре | 1 | | урок- практикум | 11.11 | | Практическая, самостоятельная работа в парах |
11 | Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. | 1 | | урок- практикум | 18.11 | | Исследовательский, самостоятельная работа в парах |
12 | Сила Архимеда | 1 | Познавательная деятельность | | 25.11 | | Беседа |
13 | Измерение выталкивающей силы. | 1 | | урок- практикум | 02.12 | | Исследовательский, самостоятельная работа в парах |
14 | Наклонная плоскость, коэффициент полезного действия. Изучение движения тела по наклонной плоскости, определение ее коэффициента полезного действия. | 1 | | урок- практикум | 09.12 | | Беседа, практический |
15 | Колебательное движение. Период колебаний, частота. | 1 | | Игровая деятельность | 16.12 | | Словесный, наглядный |
16 | Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити. | 1 | | урок- практикум | 23.12 | | Исследовательский, самостоятельная работа в парах |
17 | Проверка формулы центростремительной силы | 1 | | урок- практикум | 13.01 | | Работа в группах |
Тепловые явления – 5ч |
18 | Температура. Изучение правил пользования жидкостным термометром. | 1 | Познавательная деятельность | | 20.01 | | Беседа, работа со справочной литературой |
19 | Исследование зависимости скорости остывания тела от разности температур с окружающей средой. | 1 | | урок- практикум | 27.01 | | Исследовательский |
20 | Современные методы измерения удельной теплоемкости вещества. | 1 | | Игровая деятельность | 03.02 | | Познавательный, словесный, работа с дополнительной литературой |
21 | Влажность. Изучение правил пользования психрометром. | 1 | | урок- практикум | 10.02 | | Беседа, практический |
22 | Использование калориметрического способа измерения удельной теплоемкости вещества для большого числа образцов | 1 | | урок- практикум | 17.02 | | Творческая, самостоятельная работа в парах |
Электрические явления – 7ч. |
23 | Сила тока, напряжение. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. | 1 | | урок- практикум | 24.02 | | Исследовательский, самостоятельная работа в парах |
24 | Сопротивление. Определение удельного сопротивления проводника. | 1 | | урок- практикум | 03.03 | | Практический, словесный |
25 | Мощность. Определение сопротивления и мощности, потребляемой электрической лампочкой. | 1 | | урок- практикум | 10.03 | | Практический, словесный |
26 | Виды соединений. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. | 1 | | урок- практикум | 17.03 | | Практический, словесный |
27 | Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников. | 1 | | урок- практикум | 24.03 | | Практический |
28 | Принцип действия измерительных приборов | 1 | Познавательная деятельность | | 07.04 | | Метод самостоятельной работы |
29 | Электрическая безопасность при работе с электроизмерительными приборами | 1 | | урок- практикум | 14.04 | | Проект |
|
Оптические явления – 5ч. |
30 | Виды линз. Измерение оптической силы линзы. | 1 | | Игровая деятельность | 21.04 | | Практический |
31 | Формула тонкой линзы. Определение фокусного расстояния собирающей линзы методом параллакса | 1 | | урок- практикум | 28.04 | | Познавательный, практический |
32 | Определение увеличения линзы. | 1 | | урок- практикум | 05.05 | | Самостоятельная работа |
33 | Спектр. Виды спектров. | 1 | Познавательная деятельность | | 12.05 | | Беседа, наглядный |
34 | Наблюдение спектров: сплошных, линейчатых и поглощения. | 1 | | Игровая деятельность | 19.05 | | Наглядная учебная деятельность |