СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа "Мы Москвичи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Мы - москвичи»

НАПРАВЛЕННОСТЬ

нравственно-патриотическая

Уровень программы - ознакомительный

 

                  Программа разработана

Голубиной Ю.Е.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения Возраст 14-15 лет

 

 

 

 

Москва

                                                2016-2017

 

Пояснительная записка 

Образовательная программа к курсу «Мы москвичи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе программы «Москвоведение», авторы Горелова Н.А., Поникарова Н.М., Кузина И.Н., Тесленко И.Н.

Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.          Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призвана осуществить программа дополнительного образования "Мы  москвичи". Программа кружка «Мы москвичи» является составной частью программы внеурочной деятельности ГБПОУ КГТиТ № 41 и, в соответствии с требованиями ФГОС,  реализует социальное направление развития личности обучающихся.   Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального и общего образования. 

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в различных жизненных ситуациях (надпредметно).

Цель программы:  воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития школьника.

Задачи программы: - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; - повышение общей культуры и эрудиции школьников; - создание условий для социального проектирования. Курс внеурочной интегрированной деятельности «Мы -москвичи» рассчитан на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.  Программа кружка «Мы-москвичи» дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых курсов школьной программы: окружающим миром, литературным чтением, трудовым обучением. Возраст детей: программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Срок реализации – программа рассчитана на 38 часов – по 1 часу в неделю (38 недель) в 4 классе.

Планируемые результаты освоения программы:

 Личностные  результаты.  Результатом обучения по курсу «Мы-москвичи» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностями.  Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.  Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции: высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла; формирование у школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира; умение анализировать и оформлять полученные знания; социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;  развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города. Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления, умения воспринимать художественные образы. Метапредметные результаты. В результате освоения программы, учащиеся получат возможность овладеть: навыками работы со справочной литературой; элементами исследования, связанными с поиском данных, отбором, анализом, обобщением, представлением результатов мини-исследования.. 

Предметные результаты В результате освоения программы «Мы-москвичи» учащиеся получат возможность узнать: исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;  историю и архитектуру родного города; топонимику и историю центральных улиц и районов города; быт и нравы жителей древней Москвы; имена и биографии знаменитых москвичей; «адреса» известных жителей города; «литературную и театральную» Москву; «военную историю» Москвы; правила поведения и безопасности в городе; 

Учащиеся получат возможность научиться:  ориентироваться в городе; отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала; правильно излагать усвоенный материал; использовать навыки исследовательской работы; работать с цифрами и датами; делать сжатые деловые записи;  рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу; пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе; давать словесное описание объектов; наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти; уметь составлять зрительный ряд.

 

Содержание программы 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.   Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и, тем самым, жизнеспособность российского общества.  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.  Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.  

Программа кружка «Мы - москвичи» содержит следующие модули: «Москвоведение», «Безопасная жизнь москвича».

Цель работы по модулю «Москвоведение»  - подведение детей к пониманию того, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей. 

Работа по модулю «Безопасная жизнь москвича» обеспечивает социализацию обучающихся.

Содержание модуля «Москвоведение». На современном этапе развития общества очень важно не терять  связь  со своими корнями, всем тем, всего культурного наследия в целом.  Как известно, архитектура представляет  собой  неотъемлемую часть   культуры русского народа. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём,  это  касается не только истории как таковой, но и множества важнейших  событий  мировой  истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному  созерцанию  всех  бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя  целый  ряд объектов,   каждый   из   которых   заслуживает   предельно    внимательного исследования. В данном модуле содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры.  Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм. 

Содержание модуля «Безопасная жизнь москвича». На улицах Москвы. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП. Правила пользования городским общественным транспортом. Транспортная система Москвы. Формирование современной радиально-кольцевой планировки города.  Нумерация домов. Что делать, если ты заблудился в городе. Техника безопасности во время передвижения по городу. Как не быть обманутым.  Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты. Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

Практические  работы:  Решение ситуационных задач (ориентирование в городе), настольные игры по ПДД. Видеоэкскурсии: «Дорога и её части»,  «Виды транспорта», «Пешеходные переходы» (наземные, подземные, надземные)», «Светофор», «Где можно, а где нельзя играть», «Где можно, а где нельзя кататься на велосипеде».

Творческие работы: Составление памяток «Правила пешехода», «Правила поведения  на транспорте».    

Один дома. Московские пожары и пожарные.  Предупреждение пожара. Действия в случае пожара.  Опасные предметы дома.  Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь? Практические работы:  Деловые игры «Один дома», «Этого можно было избежать» (на основе анализа материалов СМИ).

Творческие работы:  изготовление буклета «Безопасность моего дома" 

Москва и москвичи. Географическое положение Москвы. Факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей. Поведение в природе. Границы своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района.            Москвичи. Численность населения Москвы. Правила поведения в общественных местах.

Социальная структура населения. Занятость москвичей. Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий. Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях.           Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

 Практические работы:  Запись телефонов и названий служб экстренной помощи москвичам. Деловые игры:  Как избежать конфликта при общении с ……. 

Творческие работы: Составление памяток «Правила поведения детей в общественных местах, на пляже; в лесопарке и др.)»      

Методическое обеспечение программы 

1. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко; 2. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007; 3. Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004; 4. Методика проведения олимпиад и конкурсов школьников по социальногуманитарным дисциплинам / Под ред. С.И. Козленко, Е.В. Саплиной М.: МИОО, 2006; 1. Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997; 

2.  Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1998; 3. Конспект викторины по москвоведению (в приложении); 4. План-конспект занятия по теме «Площади Москвы» (в приложении) .

 

Учебно-тематический план.

  1. Кто основал Москву. День рождения Москвы. Работа с презентацией.                         1 час
  2. Большая Москва. Работа с картой и иллюстрированным материалом.                          1 час                                               
  3. На улицах Москвы. Видеофильм.                                                                                               1 час
  4. Видеоэкскурсия «Дорога и её части». Обсуждение.                                                             1 час
  5. Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра.                                         1 час
  6.  Видеоэкскурсия «Пешеходный переход». Обсуждение.                                                    1 час
  7.  Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра.                                         1 час
  8.  Видеоэкскурсия «Светофор». Иллюстрирование.                                                                 1 час
  9. Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра.                                         1 час
  10. Как Москва стала Москвой. Беседа. Работа с презентацией.                                             1 час
  11. Как Москва стала столицей. Видефильм.                                                                                 1 час
  12. Родословная москвичей. Работа с иллюстрированным материалом.                              1 час
  13.  Правила поведения в общественных местах. Ролевая игра.                                               1 час
  14. Видеоэкскурсия в «Музей декоративно-прикладного искусства».                                    1 час
  15. «Город мастеров». Знакомство с народными промыслами. Практическая работа.      1 час
  16. «Город мастеров». Знакомство с народными промыслами. Практическая работа.       1 час
  17. Герб и флаг Москвы. Работа с наглядностью.                                                                           1 час
  18. У стен Кремля. Показ слайдов.                                                                                                      1 час
  19. Мемориал в Александровском саду. Показ видеоматериала.                                             1 час
  20. Главная площадь Москвы.  Занятие – интервью.                                                                     1 час                                                                                         
  21. Видеоэкскурсия на Красную площадь 1 час
  22.  «Прогулка по Кремлю». Составляем рассказ по фотографиям.1 час
  23. «Прогулка по Кремлю». Практическая работа. Рисунок.                                                         1 час
  24.  Экскурсия в Кремль. Презентация.                                                                                               1 час
  25.  Московские пожары и пожарные. Экскурсия к зданию МЧС.  1 час
  26. Предупреждение пожара. Беседа о противопожарной безопасности.1 час
  27. Действия в случае пожара. Ролевая игра.                                                                                    1 час
  28. Опасные предметы дома. Занятие-интервью.                                                                            1 час
  29. Опасные предметы дома.  Ролевая игра.                                                                                     1 час
  30. Кому открывать дверь. Ролевая игра.                                                                                           1 час
  31. Если дома ты один. Устное тестирование.                                                                                   1 час
  32.  «Маленькие москвичи». Рассказ о любимом городе.                                                             1 час
  33. «Маленькие москвичи». Практическая работа. Рисунок.1 час
  34. «Маленькие москвичи». Мой кусочек Москвы. 1 час
  35. Правила поведения на дорогах Москвы. Беседа.1 час
  36. Правила поведения на дорогах Москвы. Занятие-практикум.                                               1 час
  37. Правила безопасного поведения в природе. Вода и солнце – друзья и враги.                 1 час
  38. Правила безопасного поведения в природе. Домашние и дикие животные.                    1 час.

 

Список литературы 

1. Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.  

2. Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005; 

3. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005. 

4. Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

 5. Клепинина З. А. «Край Московский: мир природы», М. «Ювента», 2012. 

6. Аквилева Г. Н. «Край Московский», М. «Ювента», 2011 

7. Яковлева Н. И., Аквилева Г. Н. «Москвоведение», М., «ДиК», 2012 

8. Александров Ю.Н. Заповедные зоны Москвы. М., 1991.  

9. Александров Ю.Н. История Москвы в памятниках. М., 2002. 

10. Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1994. 

11. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва: Архитектурный путеводитель. М, 1997. 

12. Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007. 

13. Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым московским окраинам. Экскурсии. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007. 

14. Коробко М.Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М., 2005. 

15. Кузьминский К. Что осталось от Москвы после пожара 1812 года. М., 1910. 

16. Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин: Путеводитель. М., 1989. 

17. Лебедева Е. Город храмов и палат. М.: Издание Сретенского монастыря, 2006.  

18. Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. М., 2003. 

19. Наумов М. Под семью холмами. Прошлое и настоящее московского метро. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2010. 

20. Нестерук Ф. Я. Водное строительство Москвы. М., 1950. 

21. Носарев В. А., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. М., 2004. 

22. Памятники архитектуры Москвы: В 4-х кн. М., 2003–2007. 

23. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых: Путеводитель. М., 1990.

 24. Федосюк Ю. Бульварное кольцо. Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1972. 

25. Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004.  

История Москвы 

1. Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902.  

2. Зайченко Л. В. Москва в Отечественной войне 1812 года. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006. 

3. История Москвы. В 6 т. М., 1952-1959. 

4. История Москвы с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1997. 

5. Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850летию столицы. М, 1997. 

6. Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны /Муров Е. А. и др. М.: Кучково поле, 2010. 

7. Румянцов В. Е. Древние здания Московского Печатного Двора. М., 1869. 

8. Смирнова А.Г. История Москвы: Заповедное Замоскворечье: Экскурсионный потенциал: Методические рекомендации по разработке экскурсий. М.: АНО МИМЦ «Русская филология», 2008 (Биб-ка экскурсовода-москвоведа). 

9. Сорокин В.В. По Москве исторической. М.: Издат. Дом Тончу, 2006. 

10. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 2000. 

11. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва. М., 1997. 

Литература для организации проектно-исследовательской деятельности 

1. Исследования об отдельных частях города и памятниках 

Азаров В. А. За други своя: О часовне-памятнике гренадерам, павшим под Плевной. М., 2002.

 Артамонов М. Московский некрополь. М.: «Столица», 2010. 

Баталов А. Л., Головкова Л. А., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. М.: «Лето», 2005. 

Белявский М. Т., Сорокин В. В. Наш первый, наш московский, наш российский. М., 1969. 

Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. 

Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. М.: Вече, 2006. 

Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. 

Буторов А. Храм Христа Спасителя: история строительства и разрушения. М.: "Юный художник", 1992. 

Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М.: Издательство «Спутник+», 2010. 

Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957. 

Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. Культовая архитектура. Крепостная архитектура. Успенский собор в Москве (1472-1479). М., 1988. 

Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1973. 

Грицак Е. Н. Архангельское. М.: Вече, 2007. 

Зарядье. Путеводитель // Отв. ред. Г. Щуцкая. М.: ООО «Издательство Эпифания», 2000. 

Золото кольцо Москвы: путеводитель. – М.: Новая Элита, 2008. 

Земенков Б. С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и культуры. М., 1959. 

Казакевич И. И. Московское Зарядье. М., 1977.

 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. 

Кириченко Е. И. Исторический музей. М., 1984. 

Коваленская Н. Н. Мартос. М., 1938. 

Костина И. Д. Соборы Московского Кремля. М., 1993. 

Левин Им. Арбат. Один километр России. М.: «Галарт», 2005. 

Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР. М., 1982. 

Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10.  М., 1997. 

Маркова Г. А. Большой Кремлевский дворец. М., 1978. 

Маясова Н. А. Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. 

Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963. 

Московский Кремль. Красная площадь/ Под ред. И. Ю. Юдакова. М.: Национальное географическое общество, «Вече», 2010. 

Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1987. 

Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 года// Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 1998. 

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983. 

Памятники архитектуры Москвы: Замосковречье. М., 1994. 

Петерсон И. Карта-путеводитель «Центральный музей Великой Отечественной войны». М.: 2010. 

Покровская З. К. Осип Бове. М., 1999. 

Романюк С. Кремль. Красная площадь. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004. 

Романюк С. К. Москва. Вокруг Кремля и Китай-города: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008. 

Романюк С. К. Москва. Остров. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2009. 

Сергиевская И. Москва, которую вы никогда не увидите. М.: Эксмо, 2010. 

Сергиевская И. Москва романтическая. М.: Эксмо, 2012. 

С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы/Сост. В. Енишерлов, В. Матусевич. М.: Советский писатель, 1990. 

Смирнов А. Москва - героям 1812 года. М.:«Московский рабочий», 1981. 

Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М., 1935. 

Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953. 

Суздалев В. Е. Очерки истории Коломенского. М.: МГОМЗ, 2008. 

Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль: история архитектуры. М., 1971. 

Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: к 100-летию уникального памятника русской культцры. М., 1979. 

Трубникова О. Как сооружалось здание таможни на Комсомольской площади //http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=3 

Трубникова О. История проектирования и строительства здания таможни на Комсомольской площади // http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=1 

Федосюк Ю. Москва в кольце садовых. М.: Московский рабочий, 1983. 

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в Ямской коломенской слободе на Зацепе/ Сост. Е. А. Мусорина и С. И. Выстрелков. М.: «Православная Таганка», 2010. 

Храм Христа Спасителя: путеводитель /Cост. С. М. Чибинеев. М.: Фонд Храма Христа Спасителя; ООО «Венец - Ф», 2004 

Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Планета, 1997. 

Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра. М., 1955. 

Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем монастыре/ Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 2000. 

Щуцкая Г. К. и др. Музей «Палаты в Зарядье»: Путеводитель. М., 2003. 

Шуцкая Г. К., Трегубова Е. Л. Старый дом на Варварке. М., 2007.  

2. Литераторы в Москве 

Евсеев Д. М. Чеховская Москва. М.: Гелиос АРВ, 2009. 

Васькин А. «Я не люблю московской жизни» или Что осталось от пушкинской Москвы. М.: Издательство «Спутник+», 2010.  

3. Справочная литература 

История московских районов. Энциклопедия / Под ред. К.А. Аверьянова. М., 2005. 

Москва: все православные храмы и часовни/Авт.-сост. М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. М.:Эксмо, Алгоритм, 2009. 

Москва златоглавая: монастыри, храмы, святыни/ Сост. В. Островская. М: УКИНО «Духовное преображение», 2011. 

Москва: Энциклопедия. / Гл. ред. С.О. Шмидт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. 

Московский Кремль /Сост. Е. Конькова. М.: Вече, 2002. 

Российская музейная энциклопедия. В 2 Т. М.: «Прогресс», «Рипол классик», 2001 / Мин-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии. 

Святыни Москвы. Справочник-путеводитель. Ч. I–II. / Сост. О.В. Эразмова, Н.А. Харченко, А.Н. Стеблецов. М., 2002–2005. 

Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. / 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа "Мы Москвичи"»

Государственное Бюджетное Профессиональное Учреждение Колледж градостроительства транспорта и технологий №41

подразделение Давыдково





Рекомендована УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Руководитель подразделения

Протокол ПС № 1 от Кочубей Г.Н.

«31» августа 2016г. «31» августа 2016г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мы - москвичи»

НАПРАВЛЕННОСТЬ

нравственно-патриотическая

Уровень программы - ознакомительный


Программа разработана

Голубиной Ю.Е.


Программа рассчитана на 1 год обучения Возраст 14-15 лет





Москва

2016-2017


Пояснительная записка

Образовательная программа к курсу «Мы москвичи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе программы «Москвоведение», авторы Горелова Н.А., Поникарова Н.М., Кузина И.Н., Тесленко И.Н.

Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека. Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призвана осуществить программа дополнительного образования "Мы москвичи". Программа кружка «Мы москвичи» является составной частью программы внеурочной деятельности ГБПОУ КГТиТ № 41 и, в соответствии с требованиями ФГОС, реализует социальное направление развития личности обучающихся. Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального и общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Методологической основой внеурочной деятельности является интеграция, т. е. взаимодействие базовых предметов, предметов искусства и системы дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в различных жизненных ситуациях (надпредметно).

Цель программы: воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития школьника.

Задачи программы: - знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы; - воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич; - воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; - повышение общей культуры и эрудиции школьников; - создание условий для социального проектирования. Курс внеурочной интегрированной деятельности «Мы -москвичи» рассчитан на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства. Программа кружка «Мы-москвичи» дает широкие возможности для организации внеурочной деятельности учащихся как в стенах школы, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых курсов школьной программы: окружающим миром, литературным чтением, трудовым обучением. Возраст детей: программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Срок реализации – программа рассчитана на 38 часов – по 1 часу в неделю (38 недель) в 4 классе.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты. Результатом обучения по курсу «Мы-москвичи» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностями. Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание. Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции: высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла; формирование у школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира; умение анализировать и оформлять полученные знания; социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания; развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города. Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления, умения воспринимать художественные образы. Метапредметные результаты. В результате освоения программы, учащиеся получат возможность овладеть: навыками работы со справочной литературой; элементами исследования, связанными с поиском данных, отбором, анализом, обобщением, представлением результатов мини-исследования..

Предметные результаты В результате освоения программы «Мы-москвичи» учащиеся получат возможность узнать: исторически сложившуюся планировку улиц Москвы; историю и архитектуру родного города; топонимику и историю центральных улиц и районов города; быт и нравы жителей древней Москвы; имена и биографии знаменитых москвичей; «адреса» известных жителей города; «литературную и театральную» Москву; «военную историю» Москвы; правила поведения и безопасности в городе;

Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в городе; отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала; правильно излагать усвоенный материал; использовать навыки исследовательской работы; работать с цифрами и датами; делать сжатые деловые записи; рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу; пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе; давать словесное описание объектов; наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти; уметь составлять зрительный ряд.



Содержание программы

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и, тем самым, жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программа кружка «Мы - москвичи» содержит следующие модули: «Москвоведение», «Безопасная жизнь москвича».

Цель работы по модулю «Москвоведение» - подведение детей к пониманию того, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

Работа по модулю «Безопасная жизнь москвича» обеспечивает социализацию обучающихся.

Содержание модуля «Москвоведение». На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём, это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования. В данном модуле содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры. Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Содержание модуля «Безопасная жизнь москвича». На улицах Москвы. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП. Правила пользования городским общественным транспортом. Транспортная система Москвы. Формирование современной радиально-кольцевой планировки города. Нумерация домов. Что делать, если ты заблудился в городе. Техника безопасности во время передвижения по городу. Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты. Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

Практические работы: Решение ситуационных задач (ориентирование в городе), настольные игры по ПДД. Видеоэкскурсии: «Дорога и её части», «Виды транспорта», «Пешеходные переходы» (наземные, подземные, надземные)», «Светофор», «Где можно, а где нельзя играть», «Где можно, а где нельзя кататься на велосипеде».

Творческие работы: Составление памяток «Правила пешехода», «Правила поведения на транспорте».

Один дома. Московские пожары и пожарные. Предупреждение пожара. Действия в случае пожара. Опасные предметы дома. Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь? Практические работы: Деловые игры «Один дома», «Этого можно было избежать» (на основе анализа материалов СМИ).

Творческие работы: изготовление буклета «Безопасность моего дома"

Москва и москвичи. Географическое положение Москвы. Факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей. Поведение в природе. Границы своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района. Москвичи. Численность населения Москвы. Правила поведения в общественных местах.

Социальная структура населения. Занятость москвичей. Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий. Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях. Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

Практические работы: Запись телефонов и названий служб экстренной помощи москвичам. Деловые игры: Как избежать конфликта при общении с …….

Творческие работы: Составление памяток «Правила поведения детей в общественных местах, на пляже; в лесопарке и др.)»

Методическое обеспечение программы

1. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. М.: МИОО., 2006 / Под ред. С. И. Козленко; 2. Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А.В. Святославский. М.: МИОО, 2007; 3. Козленко С.И., Святославский А.В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004; 4. Методика проведения олимпиад и конкурсов школьников по социальногуманитарным дисциплинам / Под ред. С.И. Козленко, Е.В. Саплиной М.: МИОО, 2006; 1. Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997;

2. Программные материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1998; 3. Конспект викторины по москвоведению (в приложении); 4. План-конспект занятия по теме «Площади Москвы» (в приложении) .



Учебно-тематический план.

  1. Кто основал Москву. День рождения Москвы. Работа с презентацией. 1 час

  2. Большая Москва. Работа с картой и иллюстрированным материалом. 1 час

  3. На улицах Москвы. Видеофильм. 1 час

  4. Видеоэкскурсия «Дорога и её части». Обсуждение. 1 час

  5. Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра. 1 час

  6. Видеоэкскурсия «Пешеходный переход». Обсуждение. 1 час

  7. Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра. 1 час

  8. Видеоэкскурсия «Светофор». Иллюстрирование. 1 час

  9. Правила дорожного движения для пешеходов. Ролевая игра. 1 час

  10. Как Москва стала Москвой. Беседа. Работа с презентацией. 1 час

  11. Как Москва стала столицей. Видефильм. 1 час

  12. Родословная москвичей. Работа с иллюстрированным материалом. 1 час

  13. Правила поведения в общественных местах. Ролевая игра. 1 час

  14. Видеоэкскурсия в «Музей декоративно-прикладного искусства». 1 час

  15. «Город мастеров». Знакомство с народными промыслами. Практическая работа. 1 час

  16. «Город мастеров». Знакомство с народными промыслами. Практическая работа. 1 час

  17. Герб и флаг Москвы. Работа с наглядностью. 1 час

  18. У стен Кремля. Показ слайдов. 1 час

  19. Мемориал в Александровском саду. Показ видеоматериала. 1 час

  20. Главная площадь Москвы. Занятие – интервью. 1 час

  21. Видеоэкскурсия на Красную площадь 1 час

  22. «Прогулка по Кремлю». Составляем рассказ по фотографиям.1 час

  23. «Прогулка по Кремлю». Практическая работа. Рисунок. 1 час

  24. Экскурсия в Кремль. Презентация. 1 час

  25. Московские пожары и пожарные. Экскурсия к зданию МЧС. 1 час

  26. Предупреждение пожара. Беседа о противопожарной безопасности.1 час

  27. Действия в случае пожара. Ролевая игра. 1 час

  28. Опасные предметы дома. Занятие-интервью. 1 час

  29. Опасные предметы дома. Ролевая игра. 1 час

  30. Кому открывать дверь. Ролевая игра. 1 час

  31. Если дома ты один. Устное тестирование. 1 час

  32. «Маленькие москвичи». Рассказ о любимом городе. 1 час

  33. «Маленькие москвичи». Практическая работа. Рисунок.1 час

  34. «Маленькие москвичи». Мой кусочек Москвы. 1 час

  35. Правила поведения на дорогах Москвы. Беседа.1 час

  36. Правила поведения на дорогах Москвы. Занятие-практикум. 1 час

  37. Правила безопасного поведения в природе. Вода и солнце – друзья и враги. 1 час

  38. Правила безопасного поведения в природе. Домашние и дикие животные. 1 час.



Список литературы

1. Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

2. Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

3. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

4. Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

5. Клепинина З. А. «Край Московский: мир природы», М. «Ювента», 2012.

6. Аквилева Г. Н. «Край Московский», М. «Ювента», 2011

7. Яковлева Н. И., Аквилева Г. Н. «Москвоведение», М., «ДиК», 2012

8. Александров Ю.Н. Заповедные зоны Москвы. М., 1991.

9. Александров Ю.Н. История Москвы в памятниках. М., 2002.

10. Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1994.

11. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва: Архитектурный путеводитель. М, 1997.

12. Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007.

13. Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым московским окраинам. Экскурсии. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007.

14. Коробко М.Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М., 2005.

15. Кузьминский К. Что осталось от Москвы после пожара 1812 года. М., 1910.

16. Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин: Путеводитель. М., 1989.

17. Лебедева Е. Город храмов и палат. М.: Издание Сретенского монастыря, 2006.

18. Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. М., 2003.

19. Наумов М. Под семью холмами. Прошлое и настоящее московского метро. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2010.

20. Нестерук Ф. Я. Водное строительство Москвы. М., 1950.

21. Носарев В. А., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. М., 2004.

22. Памятники архитектуры Москвы: В 4-х кн. М., 2003–2007.

23. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых: Путеводитель. М., 1990.

24. Федосюк Ю. Бульварное кольцо. Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1972.

25. Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004.

История Москвы

1. Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902.

2. Зайченко Л. В. Москва в Отечественной войне 1812 года. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006.

3. История Москвы. В 6 т. М., 1952-1959.

4. История Москвы с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1997.

5. Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850летию столицы. М, 1997.

6. Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны /Муров Е. А. и др. М.: Кучково поле, 2010.

7. Румянцов В. Е. Древние здания Московского Печатного Двора. М., 1869.

8. Смирнова А.Г. История Москвы: Заповедное Замоскворечье: Экскурсионный потенциал: Методические рекомендации по разработке экскурсий. М.: АНО МИМЦ «Русская филология», 2008 (Биб-ка экскурсовода-москвоведа).

9. Сорокин В.В. По Москве исторической. М.: Издат. Дом Тончу, 2006.

10. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 2000.

11. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва. М., 1997.

Литература для организации проектно-исследовательской деятельности

1. Исследования об отдельных частях города и памятниках

Азаров В. А. За други своя: О часовне-памятнике гренадерам, павшим под Плевной. М., 2002.

Артамонов М. Московский некрополь. М.: «Столица», 2010.

Баталов А. Л., Головкова Л. А., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. М.: «Лето», 2005.

Белявский М. Т., Сорокин В. В. Наш первый, наш московский, наш российский. М., 1969.

Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999.

Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. М.: Вече, 2006.

Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.

Буторов А. Храм Христа Спасителя: история строительства и разрушения. М.: "Юный художник", 1992.

Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. М.: Издательство «Спутник+», 2010.

Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.

Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. Культовая архитектура. Крепостная архитектура. Успенский собор в Москве (1472-1479). М., 1988.

Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1973.

Грицак Е. Н. Архангельское. М.: Вече, 2007.

Зарядье. Путеводитель // Отв. ред. Г. Щуцкая. М.: ООО «Издательство Эпифания», 2000.

Золото кольцо Москвы: путеводитель. – М.: Новая Элита, 2008.

Земенков Б. С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и культуры. М., 1959.

Казакевич И. И. Московское Зарядье. М., 1977.

Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.

Кириченко Е. И. Исторический музей. М., 1984.

Коваленская Н. Н. Мартос. М., 1938.

Костина И. Д. Соборы Московского Кремля. М., 1993.

Левин Им. Арбат. Один километр России. М.: «Галарт», 2005.

Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР. М., 1982.

Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. М., 1997.

Маркова Г. А. Большой Кремлевский дворец. М., 1978.

Маясова Н. А. Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002.

Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963.

Московский Кремль. Красная площадь/ Под ред. И. Ю. Юдакова. М.: Национальное географическое общество, «Вече», 2010.

Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1987.

Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 года// Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 1998.

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983.

Памятники архитектуры Москвы: Замосковречье. М., 1994.

Петерсон И. Карта-путеводитель «Центральный музей Великой Отечественной войны». М.: 2010.

Покровская З. К. Осип Бове. М., 1999.

Романюк С. Кремль. Красная площадь. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004.

Романюк С. К. Москва. Вокруг Кремля и Китай-города: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008.

Романюк С. К. Москва. Остров. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2009.

Сергиевская И. Москва, которую вы никогда не увидите. М.: Эксмо, 2010.

Сергиевская И. Москва романтическая. М.: Эксмо, 2012.

С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы/Сост. В. Енишерлов, В. Матусевич. М.: Советский писатель, 1990.

Смирнов А. Москва - героям 1812 года. М.:«Московский рабочий», 1981.

Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М., 1935.

Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953.

Суздалев В. Е. Очерки истории Коломенского. М.: МГОМЗ, 2008.

Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль: история архитектуры. М., 1971.

Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: к 100-летию уникального памятника русской культцры. М., 1979.

Трубникова О. Как сооружалось здание таможни на Комсомольской площади //http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=3

Трубникова О. История проектирования и строительства здания таможни на Комсомольской площади // http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=1

Федосюк Ю. Москва в кольце садовых. М.: Московский рабочий, 1983.

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в Ямской коломенской слободе на Зацепе/ Сост. Е. А. Мусорина и С. И. Выстрелков. М.: «Православная Таганка», 2010.

Храм Христа Спасителя: путеводитель /Cост. С. М. Чибинеев. М.: Фонд Храма Христа Спасителя; ООО «Венец - Ф», 2004

Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Планета, 1997.

Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра. М., 1955.

Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем монастыре/ Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 2000.

Щуцкая Г. К. и др. Музей «Палаты в Зарядье»: Путеводитель. М., 2003.

Шуцкая Г. К., Трегубова Е. Л. Старый дом на Варварке. М., 2007.

2. Литераторы в Москве

Евсеев Д. М. Чеховская Москва. М.: Гелиос АРВ, 2009.

Васькин А. «Я не люблю московской жизни» или Что осталось от пушкинской Москвы. М.: Издательство «Спутник+», 2010.

3. Справочная литература

История московских районов. Энциклопедия / Под ред. К.А. Аверьянова. М., 2005.

Москва: все православные храмы и часовни/Авт.-сост. М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. М.:Эксмо, Алгоритм, 2009.

Москва златоглавая: монастыри, храмы, святыни/ Сост. В. Островская. М: УКИНО «Духовное преображение», 2011.

Москва: Энциклопедия. / Гл. ред. С.О. Шмидт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

Московский Кремль /Сост. Е. Конькова. М.: Вече, 2002.

Российская музейная энциклопедия. В 2 Т. М.: «Прогресс», «Рипол классик», 2001 / Мин-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии.

Святыни Москвы. Справочник-путеводитель. Ч. I–II. / Сост. О.В. Эразмова, Н.А. Харченко, А.Н. Стеблецов. М., 2002–2005.

Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!