СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Развитие жизни в кайнозое"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи. Сформировать знания о временных рамках и продолжительности кайнозойской эры, делении ее на третичный и четвертичный периоды. Рассмотреть изменение климата и эволюцию растений и животных по периодам кайнозойской эры. Дать характеристику основным ароморфозам растительного и животного мира кайнозоя.

Просмотр содержимого документа
«2. Карточка у доски»

Запишите на доске номера вопросов, против них – краткие ответы.


**********************************************





  1. Временные рамки мезозойской эры?

  2. Когда появились яйцекладущие млекопитающие?

  3. Когда появились сумчатые и плацентарные млекопитающие?

  4. Когда появились птицы?

  5. Когда появились цветковые растения?

  6. От какой группы животных произошли птицы?

  7. Какие ароморфозы привели к появлению птиц?

  8. Какие ароморфозы привели к появлению млекопитающих?

  9. Какие ароморфозы привели к появлению цветковых растений?







**************************************************

Запишите ответы и садитесь на место.


Просмотр содержимого документа
«3. Карточки»

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое у животных. Объясните их значение.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое у растений. Объясните их значение.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Растительный мир мезозоя.

Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.


Животный мир мезозоя.


Просмотр содержимого документа
«4. Кодограмма. Кайнозойская эра»


Тема: Кайнозойская эра.


Эра новой жизни, 67 млн. лет


1. Палеоген, неоген (третичный период).


П

ервая половина – тропическая и субтропическая растительность. Вторая – происходит остепнение, однодольные вытесняют древесную растительность.

От насекомоядных обособляется отряд Приматов (70 млн. лет назад). В середине периода появляются предки понгид (человекообразных обезьян) и гоминид (прямоходящих приматов). В конце периода от гоминид произошли Люди.


2. Антропоген (четвертичный период, 1 – 1,5 млн. лет).


Евразия и Северная Америка четырежды подвергались оледенениям!

В

ымирают (уничтожаются) мамонты, саблезубые тигры, шерстистые носороги и многие другие.











П

онижение температуры снизило уровень Мирового океана на 60 – 90 м (!), сухопутные мосты между Европой и Британскими о-вами; Азией и Северной Америкой (Берингийский мост).

Отсутствие моста сохранило фауну и флору Австралии.

Перед последним оледенением (40 тыс. лет назад) древний человек заселил С. Америку.

10 – 12 тыс. лет назад – неолитическая революция, развивается земледелие и скотоводство.

Просмотр содержимого документа
«Развитие жизни в кайнозое»

Урок. Развитие жизни в кайнозое

Задачи. Сформировать знания о временных рамках и продолжительности кайнозойской эры, делении ее на третичный и четвертичный периоды. Рассмотреть изменение климата и эволюцию растений и животных по периодам кайнозойской эры. Дать характеристику основным ароморфозам растительного и животного мира кайнозоя.


1. Развитие жизни в кайнозое


Кайнозой — эра новой жизни. Продолжается кайнозой 67 млн. лет и делится на два неравных по времени периода — третичный (палеоген и неоген) и четвертичный (антропоген). В это время уже сформировалось современное положение материков. В первой половине третичного периода (в палеогене) на большей части Земли вновь установился теплый тропический климат. Очень быстро идет эволюция цветковых растений, они приспосабливаются к жизни в различных условиях, увеличивается их видовое разнообразие. Кроме двудольных растений появляются эволюционно более молодые однодольные растения.

Исчезновение динозавров способствовало эволюции и появлению современных отрядов млекопитающих. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, в дальнейшем от них произойдут ластоногие и китообразные. Млекопитающие становятся доминирующим классом среди позвоночных животных. Продолжается эволюция приматов, увеличиваются их размеры, жизнь на деревьях привела к формированию длинных пальцев и цветного бинокулярного зрения.

В воздухе господствуют птицы, в их челюстях уже отсутствуют зубы. Среди беспозвоночных наибольшего видового многообразия достигают насекомые.

Во второй половине (неогене) изменяется климат, тропические леса заменяются степями, распространяются однодольные растения. В морях неогена властвовали гигантские акулы – кархародоны, длина которых достигала 20 м, в их раскрытую пасть мог въехать автомобиль. В связи с появлением открытых пространств быстро эволюционируют непарнокопытные. 50 млн. лет назад на опушках в лесах Северной Америки обитало существо размером с собаку с четырехпалыми передними конечностями и трехпалыми задними. Приспособления к жизни на открытых пространствах привело к увеличению размеров, уменьшению количества пальцев – к формированию лошади.

В результате остепнения, происходившего во второй половине третичного периода, часть приматов вынуждена была спуститься на землю и приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. В конце неогена некоторые приматы стали постоянно жить на открытых пространствах – появились приматы, передвигающиеся на двух ногах, прямоходящие приматы – гоминиды. Другая часть осталась жить в тропических лесах и стала предками человекообразных обезьян — понгид. В конце третичного периода от гоминид появляются обезьянолюди, питекантропы.

В четвертичном периоде, который продолжается около 1,5 млн. лет, в ледниковый период Евразия и Северная Америка четыре раза подвергались оледенениям. Холодный климат привел к уменьшению уровня мирового океана на 60 — 90 м, образовывались и спускались к югу ледники, толщина льда которых достигала десятков метров, вода испарялась, а таять не успевала. Образовались сухопутные мосты между Азией и Северной Америкой, между Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага. По этим сухопутным мостам происходили миграции животных с континента на континент. Около 40 тыс. лет назад по Берингийскому мосту древние люди ушли из Азии в Северную Америку. В результате похолодания и появления человека, успешно охотившегося на животных, исчезают многие крупные звери: саблезубые тигры, мамонты, шерстистые носороги. Рядом со стоянками древних людей обнаруживаются останки многих десятков мамонтов и других крупных животных.

В связи с истреблением крупных животных 10 — 12 тыс. лет назад человек вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию и скотоводству.


Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.


Письменная работа с карточками на 10 мин.


Письменная работа с карточками на 10 мин.

  1. Характеристика третичного периода.

  2. Характеристика четвертичного периода.

  3. Эволюция животных в кайнозойскую эру.

  4. Как развивался растительный мир в кайнозое?


Работа с карточкой у доски:

    1. Временные рамки кайнозойской эры?

    2. Когда на Земле появились приматы?

    3. От животных какого отряда произошли приматы?

    4. Климат в палеогене?

    5. Климат в неогене?

    6. Климат в антропогене?

    7. Когда появились гоминиды — прямоходящие приматы?

    8. Когда появились первые люди?

    9. На сколько метров снизился уровень воды в мировом океане в связи с накоплением гигантских запасов льда и снега на суше в антропогене?


Тестирование:


Тест 1. Временные рамки кайнозойской эры:

  1. 2500 — 570 млн лет назад.

  2. 570 — 230 млн лет назад.

  3. 230 — 67 млн лет назад.

  4. 67 млн лет — до наших дней.

Тест 2. Приматы появились от животных отряда:

  1. Хищные.

  2. Насекомоядные.

  3. Грызуны.

  4. Зверозубые пресмыкающиеся.

Тест 3. Первые приматы появились:

  1. В конце мела мезозойской эры, 70 млн лет назад.

  2. В конце палеогена.

  3. В неогене.

  4. В антропогене.

Тест 4. Климат в палеогене, (первой половине третичного периода):

  1. Влажный, тропический.

  2. Сухой, холодный.

  3. Произошли четыре гигантских оледенения.

Тест 5. Климат в неогене (второй половине третичного периода):

  1. Влажный, тропический.

  2. Сухой, холодный.

  3. Произошли четыре гигантских оледенения.

Тест 6. Климат в антропогене (четвертичном периоде):

  1. Влажный, тропический.

  2. Сухой, холодный.

  3. Произошли четыре гигантских оледенения.

Тест 7. Гоминиды (прямоходящие приматы) появились:

  1. В палеогене.

  2. В неогене.

  3. В антропогене.

Тест 8. Первые люди появились:

  1. В начале палеогена.

  2. В конце палеогена.

  3. В начале неогена.

  4. В антропогене.

Тест 9. Накопление гигантских запасов льда и снега на суше в антропогене кайнозойской эры привело к снижению уровня мирового океана:

  1. На 20—40 метров.

  2. На 40—60 метров.

  3. На 60—90 метров.

  4. На 90—120 метров.

**Тест 10. Сухопутные мосты в антропогене кайнозойской эры существовали:

  1. Между Австралией и Азией.

  2. Между Европой и Британскими островами.

  3. Между Азией и Северной Америкой.

  4. Между полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!