СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные результаты педагогического работника в инновационной деятельности (разработка и др) Задания для проверочных работ по литературе и русскому языку (IV четверть, ДО на платформе "ЯКласс")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап заявления. Раздел III. Личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания (для высшей категории – продуктивного использования новых образовательных технологий), транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (для высшей категории – результатов инновационной деятельности)

3.3. Участие в инновационной деятельности  (для высшей категории заполнение таблицы № 6 обязательно, на первую при наличии). Степень участия  (организатор, разработчик, участник и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Личные результаты педагогического работника в инновационной деятельности (разработка и др) Задания для проверочных работ по литературе и русскому языку (IV четверть, ДО на платформе "ЯКласс")»

С.Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...". "Пороша" 6 класс /литература

1.  С.Есенин. Мелколесье. Степь и дали..."  (4 Б.)

Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? Перечислите. Оформите запись через зяпятую ( 1?)

Ответ:

2.  С.Есенин. "Пороша".  (1 Б.)

Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? Найдите сравнения, олицетворения.

Ответ:

3.  Звуковые образы  (1 Б.)

Найдите аллитерацию в стихотворении (повторяющиеся согласные звуки). Приведите пример 

1.  Самый русский поэт  (1 Б.) - 9класс /литература

1.Какие мотивы преобладают в есенинской поэзии?

С.А.Есенин Разбуди меня завтра рано....docx

Ответ:

  • радостные

  • печальные

  • грустные

2.  Сын крестьянской Руси  (1 Б.)

1. Кто этот "дорогой" гость?

С.А.Есенин Разбуди меня завтра рано....docx

Ответ:

  • талант

  • перемены

  • бог

  • кобылица с красным хвостом

  • радостное событие

3.  Образ России в лирике Есенина  (1 Б.)

... О чувстве пронзительной любви к Родине, её неброской красоте. О сквозных образах в лирике поэта ...  /  Например, о стихотворении, где лирический герой сравнивает свою Родину с Раем?

Ответ:

  • "Разбуди меня завтра рано..."

  • "Вот уж вечер. Роса..."

  • "Край ты мой заброшенный..."

  • " Гой ты, Русь моя родная..."

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне" (8 класс)


1.  Вслед за автором (вопрос 1)  (1 Б.)

   Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделенных разумом?

Ответ:

  • нет

  • да

2.  Художественные приёмы (вопрос 2)  (1 Б.)

Какой прием используется автором, чтобы показать необычную "жизнь" вещей? Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека жизнью: "часы шагают, хворают, кашляют", печка мыслит","запечатанное письмо подмигивает и рисуется", раздвинутые ножницы кричат", "кресло сидит".

 

Ответ:

  • олицетворение

  • эпитет

  • сравнение

  • метафора

3.  Третий вопрос (М.А. Осоргин. "Пенсне")  (1 Б.)

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

"шляпа передразнивает своего владельца", "лицо у неё свое, забулдыжно-актерское", чайник - "добродушный комик", "у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость", некоторых вещей "страсть...

Ответ:

  • к наукам

  • к путешествиям

  • к карточной игре

4.  Четвертое задание (.А. Осоргин "Пенсне")  (4 Б.)

Мало того , вещи имеют социальный статус и политические убеждения.

Найдите четыре примера из текста.

Ответ:

5.  Пятое задание (М.А. Осоргин "Пенсне")  (3 Б.)

В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов.

Какая душа...? Какое пенсне...? Какие стёклышки...?

Ответ:

6.  Об истории карандаша или пенсне  (5 Б.)

Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Составь пересказ

Что же произошло с пенсне? Какая история с ним произошла? Составь пересказ (по выбору)

М.А.Булгаков. "Собачье сердце" (9 класс)


1.  Вслед за автором (главы 1-2)  (3 Б.)

Смешно или грустно читать начало повести?

Ответ:

2.  Вслед за автором (главы 3-4)  (3 Б.)

1. Прочитайте диалог о новой власти со слов «Глухой, смягчённый потолками и коврами, хорал…» до слов «Филипп Филиппович вошёл в азарт».

Вопрос. В чём профессор видит разруху и как предлагает с ней бороться? Доктор Борменталь утверждает, что профессор произносит «контрреволюционные вещи».

2. Прочитайте выразительно фрагмент операции над Шариком со слов «Зубы Филиппа Филипповича сжались…» до слов «Борменталь минут в пять зашил голову, сломав три иглы».

Впрос. Как он связан с социальными переменами в России?

Ответ:

3.  Вслед за автором (главы 5-6)  (3 Б.)

Чего ждал от операции профессор и какого результата он добился?

Ответ:

4.  Вслед за автором (главы 7-8)  (5 Б.)

 Прочитайте по ролям диалог профессора и доктора Борменталя (глава 8 со слов «Филипп Филиппович жестом руки…» до слов «…которые существуют в природе!»).

Вопрос. Почему профессор считает, что нельзя создавать новых людей искусственным путём? 

Вопрос. Что такое эволюционный путь развития общества и в чём его социальные преимущества?

Ответ:

5.  Вслед за автором (глава 9)  (3 Б.)

 Какие поступки Шарикова убедили профессора, что необходимо превращение обратно в собаку?

Ответ:

6.  Поэтика повести (1)  (1 Б.)

Профессор Преображенский подобрал на улице больного и голодного пса

  • фантастика

  • реальность

7.  Поэтика повести (2)  (1 Б.)

Повествование ведётся от лица пса Шарика, который мыслит по-человечески и описывает события человеческой речью

  • фантастика

  • реальность

8.  Поэтика повести (3)  (1 Б.)

Булгаков применяет композиционное соотнесение парадоксально несхожих ситуаций: Преображение Господне -операция по пересадке половых желез. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление-усиление темного, злого, агрессивного  начала. Этот прием подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества. Какой художественный прием, кроме метафоры, вы увидели в повести !Собачье сердце" ?

Ответ:

  • сатира

  • юмор

  • гротеск

  • ирония

Проверочная работа по разделу "Писатели и поэты XX века о родине, родной природе и о себе" (5 класс)



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Роды литературы  (1 Б.)

К какому роду литературы относятся стихотворения?

Ответ:

  • к лирике

  • к драме

  • к эпосу

2.  Что такое стихотворение?  (1 Б.)

Что такое стихотворение?

Ответ:

  • написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто выражающее душевное переживание

  • стихотвоный текст, в основе которого чаще всего лежит историческое событие с острым, напряжённым сюжетом

3.  Вопрос 1  (1 Б.)

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос.

Какие произведения называются лирическими?

Ответ:

4.  Вопрос 2  (1 Б.)

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос.

Какой один запах и одна нега, по мнению Дон-Аминадо, есть в мире?

Ответ:

5.  О рифме  (1 Б.)

Как называется рифма, которую Н.М. Рубцов использует в приведённой ниже строфе из стихотворения "Родная деревня"

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу.

Ответ:

  • парная (смежная) рифма -аабб

  • опоясывающая (кольцевая, охватная) рифма - абба

  • перекрёстная рифма - абаб

6.  Практическая работа по теме"О рифме в строфе"  (1 Б.)

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос.

Как называется рифма, сответствующая схеме: абба? Приведи пример строфы (по выбору)-с.155-156 в учебнике

Ответ:

7.  Вопрос 3  (1 Б.)

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос.

Какого цвета, по мнению С. Есенина, Русь?

Ответ:

8.  Поэтические тропы  (1 Б.)

Какое изобразительно-выразительное средство языка поэты XX века используют  в приведённых ниже примерах из стихотворений?

"Старый Лондон", "ослепительный Неаполь" (Дон-Аминада), "Милая Алёнушка" (А.А. Прокофьев), "Родная неяркая моя", "нетленная краса"(Д.Б.Кедрин)

Ответ:

  • метафора

  • эпитет

  • олицетворение

  • сравнение

Саша Черный. "Кавказский пленник" (5 класс)


1.  Первый вопрос  (1 Б.)

Где происходит действие?

Ответ:

2.  Второй вопрос  (2 Б.)

Какое время года изображено?. Почему вы так решили?

Ответ:

3.  О художественных приемах  (3 Б.)

Автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города. Прочитаем фрагменты и опредлим художественные средства. Мы отметим с Вами, что во вступлении обилие художественных приемов: сравнений ("как приклееный... сидел скворец", "воробьи кричали,кувыркались, дрались... как дерутся школьники", "переливалась солнечной чешуей вода); метафор(лапы лиственницы; дворняжка Тузик, лохматая серая муфта), эпитетов (сквозным кружевным шатром, свежо зеленели,весёлая рябь речонки,генеральский хвост петуха).

В  некоторых выражениях сливаются эпитеты и метафоры (пенистые гроздья цветов, изумрудная листва), а в некоторых -эпитеты и олицетворения (весёлая рябь речонки, генеральский хвост петуха)

Найдите в других фрагментах художественные  приемы (эпитет, сравнение, метафору, олицетворение- по выбору /1 пример).

Ответ:

4.  О роли интерьера (третий вопрос)  (1 Б.)

Прочитайте материал прикрепленного файла (О роли интерьера)

Вопрос. Какое произведение  вы прочитали ранее?

О роли интерьера

Ответ:

  • Саша Черный "Кавказский пленник"(рассказ)

  • Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"(рассказ)

  • А.С. Пушкин "Кавказский пленник"(поэма)

5.  Какого цвета была столовая?  (1 Б.)

В рассказе есть предложение "За отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столовая" Какого цвета была столовая"?

Ответ:

  • светло-синего

  • темно-зеленого со светлыми пятнами

  • светло-коричневого с красноватым оттенком

6.  О книге  (1 Б.)

Кто является автором книги "Кавказский пленник", которую девочки Валя и Катюша прочли "в первый раз в жизни страницу за страницей по-очереди"?

Ответ:

  • Алексей Николаевич Толстой

  • Александр Сергеевич Пушкин

  • Саша Черный

7.  Лексическое значение  (1 Б.)

В рассказе есть предложение :"Ей (Катюше) еже надоело кукситься, -день был такой светлый"

Что обозначает слово "кукситься"?

Ответ:

8.  Вслед за автором  (3 Б.)

Почему в рассказе Саши Черного "Кавказский пленник" никто из детей не хотел быть Костылиным?

Ответ:

9.  Что такое юмор?  (1 Б.)

Что такое юмор?

Ответ:

  • беспощадное уничтожающее осмеяние, критика дествительности, человека, явления

  • выражение насмешки

  • изображение героев в смешном виде

10.  О юморе в рассказе  (5 Б.)

Прокомментируйте юмористические эпитеты, сравнения, олицетворения, смешные слова и выражения

(приведите кратко один пример, по желанию)

А.А. Ахматова "Перед весной бывают дни такие..." (6 класс)


1.  О предвесеннем состоянии природы  (1 Б.)

 Определите  из текста слова и словосочетания, соотнесенные с предвесенним состоянием природы и человека.В данном задании  с предвесенним состоянием природы.  Согласитесь c представленными примерами, а один (неуместныий) исключите.

Ответ:

  • теплый ветер нежен и упруг

  • легкость

  • плотный снег

  • деревья весело-сухие

2.  О предвесеннем состоянии человека  (1 Б.)

Определите  из текста слова и словосочетания, соотнесенные с предвесенним состоянием природы и человека.В данном задании  с предвесенним состоянием человека.  Согласитесь с представленными примерами, а один (неуместный) исключите.

Ответ:

  • поешь

  • легкость

  • теплый ветер нежен и упруг

  • с волнением

  • новый

  • дивится

  • не узнаешь

3.  О предвесеннем состоянии человека и природы  (1 Б.)

В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья еще не оделись листвой, поэтому кажется, что их ветки сухие. Веселье, нежность, упругость - это ощущение человека, предчувствующего наступление весны и обновление природы.Слова, передающие состояния человека, "созвучны" состоянию природы весной. 

Каким образом подчеркнуто единство человека и природы, их нерасторжимая связь? Определите правильный ответ

Ответ:

  • Строфы в стихотворении не разделены пробелом.

  • Счастье - это открытие нового в давно знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне.

  • Ожидание счастья - более сильное чувство, чем состояние счастья.

  • Лирический герой испытывает удивление, волнение, радость именно "перед весной" ,а не в момент ее наступления.

4.  О художественной функции анафоры.  (1 Б.)

В этом стихотворении Ахматова использует приём который называется анафара. Познакомьтесь с его определением (Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф, словосочетаний или предложений). Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах. Противоположностью анафоры является эпифора.).

При помощи анафоры в стихотворении подчеркнута общность мира человека и природы. Определите пример  анафоры в стихотворении.

Термины (2)

Ответ:

  • "и дома своего ...", "а песню ту, что прежде..."

  • "и теплый ветер...", "и легкости...", "и дома...",

  • "перед весной бывают...","под плотным снегом..."

  • "дни такие", "дивится тело", "отдыхает луг"

5.  О художественной идеи стихотворения  (3 Б.)

Продолжите предложения по смыслу, думая о поэтических предметах и явлениях, перечисленных (представленных) поэтессой в стихотворении

Ощущение неразрывной связи человека и природы приносит счастье и радость открытия нового в давно знакомых предметах и явлениях:  (в чем?)...

Ответ:

6.  Из автобиографического очерка  (0 Б.)

Стихотворение написано в 1915 г. В усадьбе Слепнево Тверской губернии. В автобиографическом очерке "Коротко о себе" (1965) Ахматова писала: "Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба..." Поэтесса стремилась глубже познать прошлое и настоящее "тверской скудной земли", особенности крестьянской жизни и местных обычаев. Окружающие пейзажи, трудт и быт слепневских крестьян, их праздники, радости и беды запечатлены во многих стихотворениях А.А. Ахматовой, написанных в Тверском крае, который она назвала "второй родиной". Именно здесь поэтесса познала подлинную Россию, воссоздавая в своих стихах национальный  образ мира. В планах так и не написанной мемуарной книги "Мои полвека" Анна Андреевна" говорит об "огромном" и "великом" значении Слепнева в её жизни.

Стихотворение "Перед весной бывают дни такие..." посвящено Надежде Григорьевне Чулковой (1874-1961), переводчице, мемуаристке, жене Георгия Ивановича Чулкова (1879-1939), поэта, писателя, критика. С супругами Чулковыми А.А. Ахматову связывала многолетняя дружба. Среди тех, кому Ахматова преподнесла свою первую книгу стихотворений "Вечер. Стихи"с дарственной надписью был Г.И. Чулков.

Ответ:

(СПб.: Цех поэтов, 912)

С.А. Есенин. "Пугачёв" как поэма на историческую тему. (8 класс)



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Писатели о поэте  (1 Б.)

Кто так вспоминал о чтении С.Есениным поэмы "Пугачев"?

"Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится я не мог сказать ему никаких похвал, да он - думаю - и не нуждался в них".

Ответ:

  • Борис Пастернак

  • Максим Горький

  • Марина Цветаева

2.  Вслед за автором...  (1 Б.)

К какому лирическом герою поэмы Есенина "Пугачев" относится монолог?

В солончаковое ваше место

Я пришёл из далёких стран-

Посмотреть на золото телесное,

На родное золото славян.

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,

Как живёт здесь мудрый наш мужик?

Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,

Гонится овес на водопой рысцой,

И на грядках, от капусты пенных,

Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,

Слышен прялки ровный разговор?

 

Ответ:

  • Сторож

  • Пугачев

  • Хлопуша

3.  Художественные особенности поэмы  (1 Б.)

Определите вид тропа:

"Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи ?"

Ответ:

  • метафора

  • сравнение

  • олицетворение

4.  Поразмышляем над прочитанным...  (5 Б.)

Каким предстаёт предводитель восстания в поэме "Пугачёв" С. Есенина ?

А.А.Блок. Цикл стихотворений "На поле Куликовом" (8 класс)



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  А.А.Блок. Цикл стихотворений "На поле Куликовом"  (1 Б.)

В каком стихотворении цикла образ святой Руси сливается с образом Богоматери

А.А. Блок. Цикл стихотворений На поле Куликовом.docx

Ответ:

  • "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..."

  • "В ночь, когда Мамай залёг с ордою..."

  • "Опять над полем Куликовым..."

  • "Мы, сам-друг, над степью в полночь стали..."

  • "Опять с вековою тоскою..."

2.  "Опять с вековою тоскою..."  (1 Б.) (8 класс)

...Об исторической теме в стихотворном цикле "На поле Куликовом", о её современном звучании и смысле. ... Например, кого в четвертом стихотворнии поэт обозначает местоимением ты?

А.А. Блок. Цикл стихотворений На поле Куликовом.docx

Ответ:

  • к России-жене

  • к матери

  • к древнему русичу-воину

  • к современнику поэта

3.  А.А. Блок. Стихотворение "Россия"  (1 Б.)

Соотнесите цитату стихотворения "годы золотые"с образом России.

Ответ:

  • образ настоящей России

  • образ прошлой России

  • образ будущей Росии

Н.М. Рубцов. "Звезда полей" (6 класс)


1.  Слово о поэте  (3 Б.)

Прочитай краткие сведения о Н.М. Рубцове. Чего успел достичь в жизни поэт?

Краткие сведения о Н.М. Рубцове.odt

Ответ:

Слово о поэте.

2.  О восклицательной интонации  (1 Б.)

В скольких четверостишиях восклицательная интонация?

Ответ:

  • в четырех четверостишиях

  • в двух четверостишиях

  • в одном четверистишии

  • в трех четверостишиях

3.  1 строфа  (1 Б.)

Лексическая работа.

Полынья - пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки или плавающих ледяных полях моря и озера. Полыньи образуются на реках в местах с быстрым течением.

Полынья - это конкретный образ,возникающий в сознании поэта при воспоминаних о родных местах.

Горячая звезда - заледенелая мгла , полынья среди льда. Звезда из далекого космического пространства смотрит в страшную черную полынью. Все кругом сковано  холодом, спит.

Вопрос.Какие строки усиливают мотив всеобщего сна, забвения?

Ответ:

  • Она горит под золотом осенним,/ Он горит над зимним серебром...

  • Звезда полей во мгле заледенелой,/ Остановившись, смотрит в полынью.

  • Уж на часах двенадцать прозвенело, / И сон окутал родину мою...

4.  2 строфа  (2 Б.)

Выпишите из второй строфы слова, противопоставленные по эмоциональному звучанию. Это противопоставление подчеркивапет безучастность звезды ко всему, что происходит.

Ответ:

5.  Несуетное бытие вечности  (1 Б.)

Речь в стихотворении идет о потрясениях в судьбе страны, отозвавшихся в судьбах людей.

Но  почему звезда горит "тихо"? Наверняка, в этом слове отражается несуетное бытие вечности, освещенной тихим светом высоких устремлений и идеалов. Каких устремлений и идеалов! Примите приведенные примеры, исключая лишний (неуместный ) ответ

Ответ:

  • любви и добра

  • весны

  • правды

  • веры

  • надежды

6.  Образ звезды  (1 Б.)

Что дает силу лирическому герою? Чтобы не происходило, свет далекой звезды будет неизменным, как стремление к идеалу. Воспоминание о свете далёкой звезды дает силы лирическому герою для преодоления всех невзгод. "Звезда горит" теперь не только ...? (исключите неверный пример)

Ответ:

  • не только "тихо за холмом"

  • "моих полей"

  • "для всех тревожных жителей земли"

  • "для всех"

  • "она горит над зимнем серебром"

  • для "всех городов"

7.  Прием художественной выразительности  (1 Б.)

В стихотворении последовательно развивается мотив неугасаемого света, звездного сияния, осеняющего родину светом вечности, идеала силы человеку.  В первых трех строфах (не строках) центральный образ начинает первую строку. Как называется это прием  художественной выразительности?

Ответ:

  • анафора

  • сравнение

  • метафора

  • олицетворение

  • эпитет

8.  Художественные приемы  (1 Б.)

Проследите  метафоры, исключите эпитет

Ответ:

  • под золотом осенним

  • мгла заледенелая

  • сон окутал Родину мою

В.В. Маяковский "Послушайте",

(9 кл.)


1.  О "вечных" образах  (1 Б.) Люблю" (отрывок), «А вы могли бы? »

О стихотворении "Послушайте!" (1914). В стихотворнии В. Маяковского "Послушайте!" трактуются "вечные" образы.Звезды -лишь "плевочки" для большинства людей, но и жемчужины" для "кого-то", кто является посредником между Богом и людьми("плевочки" и "жемчужины" - слова-антитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта - нести свет. Образ Бога снижен. Бог - это старик, у которога "жилистая рука".  А если вспомнить стихотворение Маяковского "А все-таки" (1914). Бог заплачет над моею книжкой! /... и побежит по небу с моими стихами подмышкой  / и будет, задыхась, читать их своим знакомым".

Сколько в стихотворении Маяковского "Послушайте!" лирических персонажей?

Ответ:

  • один персонаж

  • четыре персонажа

  • три персонажа

  • два персонажа

2.  Изобразительно-выразительные стредства языка поэта  (1 Б.)

Литературный исследователь А.С. Субботин считает, что стихотворение "Послушайте! - это"прямое обращение к слушателю": "Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы он скорее появились, разделили с ним радость и любовь отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях "тревожного, но спокайного наружно"персонажа стихотворения, не выносящего "беззвездную муку" много затаенных надежд и желаний автора".

 Вопрос. К какому изобразительно-выразительному средству языка поэта относятся строки:

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 

Ответ:

  • эпитет

  • анафора

  • риторический вопрос

  • метафора

  • восклицание

  • сравнение

  • риторический вопрос и восклицание

3.  О системе стихосложения  (1 Б.)

Юрий Тынянов считал, что стих Маяковского "породил особую систему стихового смысла. Слово занимало целый стих, слово выделялось, и поэтому фраза (тоже занимающая  целый стих) была приравнена к слову, сжималась".

Вопрос. Какой системой стихосложения пользуется в нём поэт?

Ответ:

  • дольник

  • тактовик

  • силлабическое стихосложение

  • силлабо-тоническое стихосложение (+)

  • акцентный стих

4.  Поэма "Люблю" (отрывок)  (2 Б.)

 Прочитайте фрагмент статьи учебника «Владимир Владимирович Маяковский» со слов «Особое отношение было у Маяковского к любви…» до слов «…готовое обнять весь мир». Как В. В. Маяковский относился к любви?  Прочитайте выразительно фрагмент из поэмы «Люблю».

Первый вопрос. Как В. В. Маяковский относился к любви?

Второй вопрос. Какие чувства и особенности поведения внушает людям любовь? (по выбору, кратко (1предложение)
 5.  Вслед за автором (1)  (1 Б.)

 Вопрос. Почему он называет её «укротительница»?

Ответ:

6.  Вслед за автором (2)  (3 Б.)

Вопрос. Как понять слова «Нет его — ига!»?

Ответ:

7.  Воображаемый мир, который творит поэт  (1 Б.)

 В стихотворении Маяковского "А вы могли бы?" лирический герой хочет изменить мир, в котором живёт? Чем различаются два мира, в которых живёт лирический герой? Определите из черт реального бытового мира черту (цитату стихотворения )воображаемого мира, который творит поэт.

  • "карту будня"

  • "плеснувши краску из стакана"

  • "на чешуе жестяной рыбы"

  • " на блюдце студня"

  • "на флейте водосточных труб"

8.  Реальный бытовой мир  (1 Б.)

 В стихотворении Маяковского "А вы могли бы?" лирический герой хочет изменить мир, в котором живёт? Чем различаются два мира, в которых живёт лирический герой? Определите из черт воображаемого мира черту реального бытового мира (цитату стихотворения), который творит поэт.
 

Ответ:

  • "зовы новых губ"

  • "плеснувши краску из стакана"

  • "на блюдце студня"

  • "косые скулы океана"

  • " А вы / ноктюрн сыграть / могли бы"

9.  Поэтический неологизм  (1 Б.)

 Найдите поэтический неологизм, созданный Маяковским для решения конкретной художественно-изобразительной задачи. Обратим внимание на первую строку "Я сразу смазал катру будня"

"Будня". Мы знаем словоо "будни" только в форме множественного числа. Какое "словоновшество" ввел Маяковский?

Карта (чего?) будня- род. п., ед. число. А в им. п. ед числа  какая будет форма? Какой неологизм придумал В. Маяковский? Напишите это слово.

Ответ:

10.  Метыфоры (поэтический троп)  (1 Б.)

Докажите, что это примеры метафор ("карта будня", "косые скулы океана", "флейта водосточных труб" и др. есть), по выбору. Напишите одни пример "...., как..."

Ответ:

11.  Писатели о Маяковском.  (1 Б.)

К какой точке зрения о Маяковском вы бы присоединились (Объясните, почему? -2 балла)

1)"... Удивительно гармоничное слияное героики и лирики, гуманности и непримиримости"  (Э. Межелайтис)

2)"...Железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувства долга..." (Б. Пастернак)

3)" И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придётся не назад, а вперёд". (М. Цветаева)

Оформите ответ косвенно. Говоря о Маяковском, я  присоединяюсь к точке зрения Бориса Пастернака, который говорил , что у Маяковского...

 (или)

Говоря о В. Маяковском я  присоединяюсь к точке зрения Марины Цветаевой, которая говорила о нем то , что мы будем ..

 Говоря о В. Маяковском я  присоединяюсь к точке зрения Эдуардаса  Межелайтеса, котый говорил о творчестве Маяковсого, подчеркивая, что в нем... 

С.А. Есенин. "Письмо к женщине" (9класс)



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Строфы 1-4 (О художественной функции монолога)  (1 Б.)

С какой целью автор использует прием лирического монолога? Отвечем на вопрос кратко.

Автор использует прием лирического монолога, чтобы...

С.Есенин. Письмо к женщине

Ответ:

2.  Строфы 5-11  (1 Б.)

Что мучает поэта больше?

Ответ:

  • непонимание происходящего на Родине

  • разрыв с любимой

3.  Строфы 12-17  (4 Б.)

За что просит прощение у любимой (1 предложение). Прокомментируйте финальную строфу. Как в ней проявилась мудрость поэта и его философское  отношение? (1-3 предлож.)

Ответ:

4.  Изобразительно-выразительные средства языка  (1 Б.)

Определите пример изобразительно-выразительного средства языка.

Любимая!

  • Сравнение

  • ритрический вопрос

  • Анафора, повтор

  • Метафора, олицетворение

  • Обращение

  • Антитеза

  • Эпитет

  • Гипербола

  • Восклицание

5.  Лирический образ  (1 Б.)

Для изображения неустойчивости обстановки в стране поэт находит...

Ответ:

  • образ корабля

  • рулевого

  • рок судьбы

  • трюм русского кабака

  • яростного попутчика

6.  О глубокой мысли стихотворения  (1 Б.)

"Большое видится на расстоянье..." (С.Есенин "Письмо к женщине")

Термины

Ответ:

  • фразеологизм

  • пословица

  • афоризм

7.  Гипербола  (1 Б.)

 Найдите гиперболу.

Сочинение-рассуждение (9.1). Подготовка к ОГЭ



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Содержание текста  (1 Б.)

Для того, чтобы выполнить задание, прочитай текст.

 

(1)В одном из пограничных французских городков, занятом немцами, жил некто Альваж, человек с тёмным прошлым, не в худом смысле этого слова, а в таком, что никто не знал о его жизни решительно ничего.
(2)Альваж был усталый человек. (3)Действительность смертельно надоела ему. (4)Он жил очень уединённо, скрытно; единственным счастьем его жизни были игрушки, которыми Альваж заменил сложную и тягостную действительность. (5)У него были великолепные картонные фермы с коровками и колодцами; целые городки, крепостцы, пушки, стреляющие горохом, деревянные солдатики, кавалеристы, кораблики и пароходы. (6)Альваж часто устраивал меж двумя игрушечными армиями примерные сражения, расставляя армии на двух ломберных столах в разных концах комнаты и стреляя из пушечек мочёным горохом. (7)У Альважа был партнёр в этом безобидном занятии — глухонемой парень Симония, но Симония был недавно расстрелян пруссаками, и старик развлекался один.
(8)Пруссаки, как сказано, заняли город. (9)На пятый день оккупации капитан Пупенсон отправился вечером в ратушу, или мэрию, руководить расстрелом тридцати французов, взятых заложниками.
(10)Путь Пупенсона лежал мимо дома Альважа. (11)Весьма удивлённый тем, что, несмотря на запрещение, в окне бокового фасада горит послевосьмичасовой огонь, Пупенсон перелез палисад, подкрался к окну и заглянул внутрь. (12)Он увидел диковинную картину: тщедушный старик в ночном колпаке и халате заряжал вершковую пушечку, приговаривая: «Всех разнесу, постой!». (13)И горошина с треском положила несколько берёзовых рядовых, упавших навытяжку, руки по швам.
(14)Пупенсон, гремя саблей, полез в окно. (15)Альваж не испугался, он ждал, что дальше.
— (16)Вы что делаете? — сказал Пупенсон. — (17)Что вы ребенок, что ли?
— (18)Как хотите! — возразил Альваж. — (19)Вам нравится ваша игра, мне — моя. (20)Моя лучше. (21)Не хотите ли сыграть партию?
(22)Пупенсон, пожимая плечами и улыбаясь, рассматривал армии, составленные вполне правильно, со всеми комплектами артиллерии, обозов, кавалерии и саперии. (23)Игрушки делал сам Альваж.
— (24)Ну, ну! — снисходительно сказал Пупенсон, вертя в руках пушечку. — (25)Как она действует? (26)Так, что ли?!
(27)Велика притягательность новизны и оригинальности!
(28)Прошёл час, другой... (29)В комнате сидели двое: увлечённый, разгорячившийся Пупенсон и торжествующий Альваж; он, как более наметавший руку, беспрерывно поражал армию Пупенсона прежде, чем тот успевал подстрелить у него десяток-другой. (30)Горох, подскакивая, неистово прыгал по полу и столам.
(31)Наконец Пупенсон вспомнил о деле и с сожалением покинул Альважа с его любопытными армиями. (32)Но он опоздал: полчаса назад расстрел заложников был отменён (ибо пригрозили в соседнем городе расстрелять немецких заложников). (33)А не опоздай он, всё было бы кончено для тридцати человек раньше, чем пришла бы отмена казни.
(34)Отличные игрушки старика Альважа следовало бы завести всем воинственно настроенным людям.
(А.С. Грин)

 

Выбери вариант ответа, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему капитан Пупенсон подошёл к окну дома Альважа?».

 

  • Капитан увидел запрещённый послевосьмичасовой огонёк в окне.

  • Пупенсон издалека увидел, как горошина из маленькой пушечки с треском положила несколько соладтиков.

  • Пупенсон услышал, как из окна кто-то кричит: «Всех разнесу, постой!».

  • Пупенсон шёл к Альважу на расстрел.

2.  Задание 1. Сочинение-рассуждение 9.1)  (1 Б.)

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современноо лингвиста Юлия Абрамовича Бельчикова: "Лексическоеизначение слова выявляется в сочетании с другими словами"

Прошу обратить внимание на предложения 7, 12. Составляем сочинение по знакомому нам алгоритму

Ответ:

3.  Задание 2. Сочинение-рассуждение (9.1)  (1 Б.)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Владимира Галактионовича Короленко: "Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает".

(Прошу обратить внимание на предложения 18-21.  Это слова героя. Но есть ещё слова-чувства автора(предложения 27 или другие) Пишем строго по абразцу. Нам он знаком. Мысль развиваете, когда комментируете пример из предложения.

Ответ:

4.  Задание 3. Сочинение-рассуждение (9.1)  (5 Б.)

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современноо лингвиста Юлия Абрамовича Бельчикова: "Лексическое значение слова выявляется в сочетании с другими слова".

Прошу обратить Ваше внимание на предложения 7,12 и др.

А.А. Блок. "Летний вечер". Средства создания поэтических образов. (6 класс)



Имя, фамилия ученика


Класс


Дата

1.  Звуковые образы  (1 Б.)

Какие звуки рисуют картину ясного вечера?

Ответ:

  • аллитерации на "м"

  • аллитерации на "р"

  • аллитерации на "л"

2.  Аллитерации на "ш" , "ч"  (1 Б.)

Какие зуки передают тишину и шорохи наступающей ночи?

Ответ:

  • множество звонких согласных

  • множество глухих согласных

  • множество гласных звуков

3.  О роли звука  (1 Б.)

Какой единственный звук нарушает наступившую тишину?

Ответ:

  • "умчись без цели на коне..."

  • замирающая песня жницы

  • "ни крика птицы..."

  • "ни ветерка..."

4.  О роли цвета  (1 Б.)

В стихотворении в конце мир как бы гаснет: уже нет цветных картин. Определите уместную цитату предшествующей фразе.

Ответ:

  • "Над рощей - красный диск луны..."

  • " В туман и в луговые дали, / Навстречу ночи и луне!"

  • "Дремотой розовой объята"

  • "Последние лучи заката..."

5.  Лирический герой.  (1 Б.)

К чему стремится лирический герой? Отметьте неуместный ответ.

Ответ:

  • Намёки на тревожное мироощущение всё же есть : диск луны "красный" , а путь всадника не ясен из-за тумана.

  • Стремится навстречу ночи и тревожной луне.

  • Приказывает самому себе забыть тревоги и печали.

  • Лирический герой лишён собеседника, одинок, и его занимают мысли о несчастных , которые в ненастную ночь "лишены" крова".

6.  О главном чувстве стихотворения...  (1 Б.)

Какое настроение стихотворения?

Ответ:

  • весёлое

  • настроение более экспрессивно

  • умиротворение

  • радостное

  • грустное

А.А. Блок. "О, как безумно за окном..." (6класс)


1.  Звуковые образы (фоника)  (1 Б.)

Какую роль играют в стихотворении звуковые образы? Какие ассонансы  дают читателю явственно услышать завывание верта бури, шум дождя? Исключите неверный звук.

Ответ:

  • ассонансы на "а"

  • ассонансы на "о"

  • ассонансы на "у"

2.  О лексике стихотворения  (1 Б.)

Стихотворение наполнено глагольным формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицательными конструкциями, которые передают смятение и тревогу лирического "я". Определите пример "осязательного" образа.

Ответ:

  • "И сожаленье гонит прочь"

  • "мраком и дождем"

  • "объятья холода сырого"

2. Что такое баллада? (1 Б.)

Что такое баллада?

Ответ:

  • стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом

  • краткое стихотворение или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл

  • поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к кому-нибудь

Не с глаголами (5 класс)


1.  Первый пример  (1 Б.)

Вспомним, как пишется не с существительными. Есть общее правило для глаголов и существительных: не пишется слитно, если слово без не употребляется (не является в этом случае приставкой): ненавидеть-ненависть, негодовать-негодование.

Если в предложении есть отрицание, противопоставление, то существительное пишется с не раздельно. Если противопоставления нет-слитно.

Разгулялась (не)погода. 

Ответ:

  • раздельно

  • слитно

2.  Второй пример  (1 Б.)

Не хочу делать уроки: виновата (не)погода, а лень.

Ответ:

  • слитно

  • раздельно

3.  Третий пример  (1 Б.)

Это (не)правда!

Ответ:

  • слитно

  • раздельно

4.  Четвертый пример  (1 Б.)

Ты говоришь (не)правду, а ложь.

Ответ:

  • раздельно

  • слитно

5.  Особые случаи (первый пример)  (1 Б.)

В предложении "Кто поздно встает, у того хлеба недостает" необходимо разобрать по составу глагол недостает: в этом глаголе приставка недо-.Смысл этой приставки -недостаточность, нехватка чего-либо.

Не будем путать со случаями, когда рядом оказываются отрицательная частица не и приставка до-

Мой братишка не достает до кнопки нашего этажа в лифте. Ему недостает роста (выучить)

Из-за плохого аппетита ребёнок часто не доедал суп. Бедные люди недоедают. (выучить)

Задание. Мой братишка (не)достает до верхней полки книжного шкафа.

Ответ:

  • раздельно

  • слитно

6.  Второй пример  (1 Б.)

Ему (не)достает роста.

Ответ:

  • раздельно

  • слитно

7.  Третий пример  (1 Б.)

Из-за плохого аппетита ребенок часто (не)доедал суп.

Ответ:

  • слитно

  • раздельно

8.  Четвертый пример (особый случай)  (1 Б.)

Бедные люди (не)доедают.

Ответ:

  • раздельно

  • слитно

9.  Примеры для разминки  (1 Б.)

(Не)буду -(не)был) -быть; (не)могу-(не)мог-мочь; (не)хотел-(не)хочу -хотеть; (не)стану-(не)стал-стать.

Ответ:

  • слитно

  • раздельно

10.  Развиваем культуру речи  (3 Б.)

Составьте предложения со словами: недоумевать,неволить, неистовствовать (сначала изучи в словаре значения слов)

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!