СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить формы личных местоимений при склонении; формировать орфоэпические нормы при употреблении личных местоимений; учить избегать неоправданных повторов в речи, используя местоимения; воспитывать уважительное отношение к людям, прививать нормы этикета.

Просмотр содержимого документа
«Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений»

Тема. Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений

Цели: повторить формы личных местоимений при склонении; формировать орфоэпические нормы при употреблении личных местоимений; учить избегать неоправданных повторов в речи, используя местоимения; воспитывать уважительное отношение к людям, прививать нормы этикета.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию. Выборочная проверка упражнения.

II. Актуализация опорных знаний

Выборочный диктант

Задание

Прослушайте стихотворение. Выпишите местоимения с соответствующими падежами.

МОЯ ГРАММАТИКА

Я талантлив от рожденья!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный —

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для меня.

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Раздают подарки.

Дательный —

Это значит — только мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня — броня!

И запомните:

Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не мной!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне. (М. Раскатов)

— К какому разряду относится местоимение Я?

— Как оно изменяется?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Работа с таблицей личных местоимений

Единственное число Множественное число

1. Я 1. Мы

2. Ты 2. Вы

3. Он, она, оно 3. Они

2. «Наш друг — учебник»

Работа с таблицей склонений в учебнике.

3. Говорите правильно!

а) Грущу по вас.

Тоскуешь по нас.

Скучает по вас.

б) Ее — от нее.

Ей — к ней.

Им — с ним.

Возвратное местоимение себя. Отсутствие именительного падежа.

V. Закрепление материала

1. Письмо по памяти с грамматическим заданием

Задание

Написать по памяти отрывок из басни И. Крылова «Волк и ягненок» от слов «Когда светлейший Волк позволит…» до слов «Питья мутить ему никак я не могу». Подчеркнуть местоимения как члены предложения, обозначить лицо, число, род (если есть), падеж.

Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью,

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу…

Образец

Я — подлежащее, выражено

местоимением 1 лица, ед. числа,

им. падежа.

2. Задание

Определить лицо, число, падеж местоимений.

Сперва к тебе, от тебя да к вам,

а от вас к тебе же. (Поговорка)

3. Стилистическая работа

Задание 1

Откорректировать текст, устранив повторяющиеся местоимения.

Я люблю бродить по лесам и полям. Я встаю очень рано. Я хочу еще спать, но я быстро вскакиваю, я делаю зарядку, я бегу умываться.

Задание 2

Откорректировать текст, устранив повторяющиеся имена существительные и заменив их местоимениями.

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идем через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

4. Лексическая работа

Задание

Записать слова и словосочетания, определить их лексическое значение.

Себялюбец, читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить по себе, уйти в себя, не похож на себя, себе на уме.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!