Тема. Личные и возвратное местоимения. Склонение местоимений
Цели: повторить формы личных местоимений при склонении; формировать орфоэпические нормы при употреблении личных местоимений; учить избегать неоправданных повторов в речи, используя местоимения; воспитывать уважительное отношение к людям, прививать нормы этикета.
Ход урока
I. Опрос по домашнему заданию. Выборочная проверка упражнения.
II. Актуализация опорных знаний
Выборочный диктант
Задание
Прослушайте стихотворение. Выпишите местоимения с соответствующими падежами.
МОЯ ГРАММАТИКА
Я талантлив от рожденья!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный —
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для меня.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
Раздают подарки.
Дательный —
Это значит — только мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня — броня!
И запомните:
Винительный
Не касается меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не мной!
Ждёте, видимо,
Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне. (М. Раскатов)
— К какому разряду относится местоимение Я?
— Как оно изменяется?
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Работа с таблицей личных местоимений
Единственное число Множественное число
1. Я 1. Мы
2. Ты 2. Вы
3. Он, она, оно 3. Они
2. «Наш друг — учебник»
Работа с таблицей склонений в учебнике.
3. Говорите правильно!
а) Грущу по вас.
Тоскуешь по нас.
Скучает по вас.
б) Ее — от нее.
Ей — к ней.
Им — с ним.
Возвратное местоимение себя. Отсутствие именительного падежа.
V. Закрепление материала
1. Письмо по памяти с грамматическим заданием
Задание
Написать по памяти отрывок из басни И. Крылова «Волк и ягненок» от слов «Когда светлейший Волк позволит…» до слов «Питья мутить ему никак я не могу». Подчеркнуть местоимения как члены предложения, обозначить лицо, число, род (если есть), падеж.
Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От светлости его шагов я на сто пью,
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу…
Образец
Я — подлежащее, выражено
местоимением 1 лица, ед. числа,
им. падежа.
2. Задание
Определить лицо, число, падеж местоимений.
Сперва к тебе, от тебя да к вам,
а от вас к тебе же. (Поговорка)
3. Стилистическая работа
Задание 1
Откорректировать текст, устранив повторяющиеся местоимения.
Я люблю бродить по лесам и полям. Я встаю очень рано. Я хочу еще спать, но я быстро вскакиваю, я делаю зарядку, я бегу умываться.
Задание 2
Откорректировать текст, устранив повторяющиеся имена существительные и заменив их местоимениями.
У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идем через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.
4. Лексическая работа
Задание
Записать слова и словосочетания, определить их лексическое значение.
Себялюбец, читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить по себе, уйти в себя, не похож на себя, себе на уме.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Теория по учебнику.