СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные качества и профессионально-педагогические компетенции учителя, необходимые при работе с интеллектуально одарёнными детьми.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с интеллектуально одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Личностные качества и профессионально-педагогические компетенции учителя, необходимые при работе с интеллектуально одарёнными детьми.»

Личностные качества и

профессионально-педагогические компетенции учителя,

необходимые при работе

с интеллектуально одарёнными детьми.


Косова Татьяна Анатольевна.

МОУ гимназия имени А. С. Пушкина

г. Шахты Ростовской области


Все учителя могут оказаться в ситуации встречи с интеллектуально одарёнными детьми. Эту возможность нельзя пропустить и не разглядеть уникальность сочетания способностей и личностных особенностей такого ребёнка.

Признанный авторитет по вопросам образования Бенджамин Блум в ходе исследования жизни талантливых людей выделил три типа учителей, работа которых была важна для развития интеллекта учеников. Это, во-первых, учитель, пробуждающий у ребёнка интерес к учебному предмету и создающий атмосферу эмоциональной включенности в работу, иначе говоря, влюбляющий ребёнка в предмет. Во-вторых, это учитель, отрабатывающий технику - навыки, умения, необходимые для успешного восхождения к поставленной цели. Самая большая сложность этой роли – добиться совершенной техники без потери любви к предмету. И, наконец, третий тип – учитель, выводящий ребёнка на профессиональный уровень работы, помогающий открыть тонкости науки, отшлифовать грани таланта и раскрыть индивидуальность. Эти три варианта зависят как от личностных особенностей учителя, так и от его опыта.

Цель работы учителя – содействие. Своим личным примером учитель должен способствовать тому, чтобы подвести интеллектуально одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей. Главная цель работы учителя – содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту одарённого ребёнка; непрерывному самооткрытию, реализации своих интеллектуальных возможностей на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном» направлении, - сложно и непривычно.

Преобладающую роль в развитии интеллектуально одарённых детей играет непрерывное самооткрытие, которому можно содействовать, но которое нельзя навязать. Именно поэтому учитель должен быть особенно чуток как к ребёнку, так и к процессу обучения.

Личностные качества учителя. Каким же должен быть учитель, чтобы действительно содействовать реализации способностей и становлению личности интеллектуально одарённого ребёнка?

Безусловно, ведущими являются личностные качества педагога, а среди них такая глобальная характеристика личности как система взглядов и убеждений учителя, его представления о целях и задачах своей педагогической деятельности. Вот какие личностные характеристики часто входят в описание учителей, которые успешно сотрудничают с интеллектуально одарёнными детьми:

- понимает, поддерживает, уважает других и доверяет им;

- чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами;

- умственное развитие выше среднего; в интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;

- инициативен, обладает организаторскими способностями;

- имеет развитое воображение;

- гибкость, открытость новым идеям;

- обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;

- отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний;

- интуитивен, хорошо развито восприятие;

- стремится к совершенствованию; энтузиаст;

- обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия;

Безусловно, эти качества желательны для всех учителей.

Итак, абсолютно необходимые требования к педагогу, работающему с интеллектуально одарёнными детьми:

- высокий интеллект и глубокое знание своего предмета;

- эмоциональная зрелость в сочетании с сильной я-концепцией;

- способность принять другого человека как личность и его право на свою точку зрения.

Профессионально-личностные умения учителя. При работе с интеллектуально одарёнными детьми приоритетным считается, когда учитель в своей деятельности:

- склонен скорее вести, направлять, чем управлять или оказывать давление;

- демократичен, а не авторитарен;

- внимателен как к процессу обучения, так и к его результату;

- склонен к новаторству, экспериментам, но не к подражанию образцам;

- стремиться решить стоящие перед ним педагогические задачи, а не делать необоснованные выводы;

- стремится вовлекать других в поиск, а не давать готового решения.

Легко заметить, что большая часть приведённых умений определяет именно содействие интеллектуально одарённым детям.

Имеет смысл дополнительная подготовка учителей к работе с одарёнными детьми. Подготовленные учителя учат лучше. Исследования подтвердили, что специально разработанное обучение влияет на умения учителей и на общую атмосферу в классе. Обученные учителя используют методы, более подходящие для одарённых; скорость обучения становится выше; учителя чаще стимулируют самостоятельную работу учащихся, ориентируются на активизацию высших познавательных процессов (например, обобщение, углубленный анализ проблем, критическая оценка информации), их работа способствует развитию творческих способностей детей, они поощряют учащихся рисковать. Наблюдатели также отметили, что подготовленные учителя ставят более четкие и более дифференцированные задачи урока; выбирают более подходящий материал для обучения.

Четыре кита в подготовке учителя. Существенной частью подготовки учителя является практический опыт использования знаний и умений – это:

1) техника обучения;

2) техника вопросов;

3) обратная связь;

4) межличностное взаимодействие.

В категории «Техника обучения» учитывается, как учитель ведёт к целям обучения. Основное различие заключается в распределении педагогом времени на разные виды активности учеников на уроке. Учителя, работающие с интеллектуально одарёнными детьми, меньше объясняют, меньше дают информации, демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это делать учащимся.

«Техника вопросов» учитывает типы вопросов, которые задаёт учитель, и в этом выявляются заметные различия. Учителя, работающие с одарёнными детьми гораздо больше задают дивергентных-открытых-вопросов, которые стимулируют обсуждение, провоцируют идти за пределы первоначальных ответов. Например, такие вопросы: «Что случилось, если бы…?», «Что ты имеешь в виду…?», «Если это верно, то как это повлияет на …?» Преподаватели стремятся получить знания, которым планируют обучить, от самих учащихся. Ещё одно важное отличие в том, что такие учителя гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу или решению, к оценке результата работы.

Однако наибольшие различия заметны в категории «Обратной связи», то есть в том, как реагируют учителя на ответы учащихся: анализируете ли вы подробно ответ; выделяете ли пути его улучшения; даёте ли вы оценку ответу. Большинство учителей стараются откликнуться в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя, работающие с одарёнными детьми, ведут себя больше как психотерапевты – избегают реагирования на ответы. Они находят способы показать, что принимают ответы. Они внимательно и с интересом выслушивают своих питомцев, но не оценивают их ответы. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами дают оценку ответу. Учащиеся меньше зависят от учителя, и у них развивается умение вслушиваться, вдумываться в свои ответы и самостоятельно оценивать их. Таким образом, у интеллектуально одарённых учеников повышается ответственность за свои решения и развивается определённая независимость от оценки окружающих людей.

В категории «Межличностное взаимодействие» фиксируется то, как устанавливаются и поддерживаются отношения между одарёнными учащимися и учителем. Здесь отмечаются более ровные отношения. Учителя воспринимают учащихся как интересных людей. Они часто обсуждают темы, прямо не связанные со школой, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения. И такие учителя готовы учиться у детей!

Выявленные по этим категориям отличия помогают лучше понять, к чему должны стремиться педагоги, которые собираются или уже работают с интеллектуально одарёнными детьми.

Круг обязанностей учителя. Следующая проблема определяется вопросом, что входит в круг работы учителя с одарёнными учениками. Это:

- первичная идентификация одарённых детей;

- выбор форм обучения для них;

- разработка и индивидуализация учебных программ с учётом конкретных особенностей одарённых;

- оценка результативности обучения;

- в случае необходимости, консультирование одарённых учеников и их родителей.

Работа учителя с интеллектуально одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и, обязательно, с родителями одарённых учеников. Этот процесс требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной.

Как утверждал один из лучших знатоков детского развития швейцарский психолог Ж. Пиаже: « Всякий раз, когда мы учим ребёнка чему-то раньше, чем он сам мог открыть, мы не позволяем ему изобрести это, а следовательно, и понять полностью». Максимально верным данное утверждение является для каждого учителя, работающего с интеллектуально одарёнными детьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!