СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-творческий потенциал учителей к работе с одаренными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье исследована  проблема психолого-педагогической подготовленности учителей общеобразовательных школ к работе  с одаренными детьми. Рассматривается личностно-ориентированный подход как оптимальная образовательная стратегия, обеспечивающая условия для развития одаренных детей и их психологической адаптации. Полученные данные свидетельствуют о том, что на современном этапе обновления образования у учителей недостаточно сформирована личностно-творческая составляющая профессионально-педагогической культуры, что обусловливает необходимость разработки мер по ее развитию в форме тренингов, семинаров и других форм подготовки соответствующей тематики.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-творческий потенциал учителей к работе с одаренными детьми.»


Шульга Гульнара Альбертовна

учитель технологии и ИЗО, первой категории

МБОУ СОШ №33 с углубленным изучением

английского языка, г. Нижнекамск

e-mail: giti@bk.ru

УДК 371


ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

PERSONALITY-CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN.

Аннотация. В статье исследована проблема психолого-педагогической подготовленности учителей общеобразовательных школ к работе с одаренными детьми. Рассматривается личностно-ориентированный подход как оптимальная образовательная стратегия, обеспечивающая условия для развития одаренных детей и их психологической адаптации. Полученные данные свидетельствуют о том, что на современном этапе обновления образования у учителей недостаточно сформирована личностно-творческая составляющая профессионально-педагогической культуры, что обусловливает необходимость разработки мер по ее развитию в форме тренингов, семинаров и других форм подготовки соответствующей тематики.

Ключевые слова: одаренность, развитие одаренности, адаптация, личностно-ориентированый подход, профессионально-педагогическая культура, личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.

Annotation:The article investigates the psychological and pedagogical readiness of secondary school teachers to work with gifted children .One considers the student-centered approach as the optimal educational strategy, providing conditions for the development of gifted children and their psychological adaptation. The findings suggest that, at the present stage of renovation education teachers underdeveloped personality and creative component of professional pedagogical culture, which necessitates the development of measures for its development in the form of workshops, seminars and other forms of training on relevant topics .

Keywords: talent, talent development, adaptation, personality-based, in approach, professional and pedagogical culture, personal and creative component of professional and pedagogical culture.



К настоящему времени внимание многих ученых привлечено к проблеме развития одаренных детей и их психологической поддержки. В то же время недостаточно исследованы вопросы профессионально-педагогической культуры учителя в работе с одаренными детьми. Органичное сочетание развивающей работы и активной направленности учителя на психологическую адаптацию ребенка, которое обеспечивается личностно-ориентированной педагогической технологией, необходимо в школе в целом, а одаренные дети нуждаются в этом особенно остро в связи с особенностями их психологической организации. В связи с этим целесообразно исследовать, насколько готовы учителя к реализации личностно-творческой составляющей педагогической культуры. Это позволит определить психологический потенциал учителей к успешной работе с одаренными детьми.

Проблема исследования: каков уровень развития личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры учителя?

Гипотеза исследования. На современном этапе обновления образования у учителей недостаточно сформирована личностно-творческая составляющая профессионально-педагогической культуры.

Идея личностного подхода разрабатывалась отечественными учёными с 80-х годов прошлого века в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Данный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения [Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: "Современное слово", 2001. – С. 374].

В нашем исследовании готовность учителя к реализации личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися рассматривалась как один из уровней его педагогической культуры. Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

По В.А. Ильину профессиональная культура – сложное структурное образование, определяющее уровень профессиональной компетентности, и включающее в себя аксиологическую, методологическую, профессионально-этическую, коммуникативную, акмеологическую культуру [Ильин В.А. Педагогическая культура будущего юриста и ее становление в процессе профессионального образования: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Владимир, 2000. – 18 с.; Ильин, В.А. Проблема воспитания педагогической культуры слушателей высшего учебного заведения Министерства внутренних дел России // Проблемы теории и практики правоохранительных органов. – Владимир, 1999. – 58 с.].

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Основная функция личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры учителя – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика.

Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку. Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его "познавательный портрет" (характеристику его личностного развития) и выявляет его "познавательный профиль" (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика [Харитонова.О.А. Технология подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Курск, 2007. – 18 с.].

Для исследования уровня развития личностно-творческой составляющей профессионально-педагогической культуры учителя проведено эмпирическое исследование. В исследовании использовались следующие методики:

  1. опросник "Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности";

  2. методика "Педагогические ситуации".

Базой исследования послужила общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка (г. Нижнекамск). В ходе исследования было обследовано 20 учителей. Возраст испытуемых варьировал в диапазоне от 24 до 55 лет (средний возраст 28 лет). Из них 10 человек татарской национальности и 10 русской. Образование – среднее профессиональное или высшее. В качестве экспертов выступили учителя – коллеги испытуемых в количестве 35 человек. Диагностика проводилась в дневное время, индивидуально.

Для выявления структуры личностных качеств личностно-творческого уровня профессионально-педагогической культуры учителей были проранжировали общие показатели средних значений, полученные по анкете "Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности". Исходя из этого, получена структура, которая представляет информацию об учителях (см. таблицу 1).

Таблица 1


Структура личностных качеств личностно-творческого уровня профессионально-педагогической культуры учителей


Личностные характеристики преподавателя

Ср. балл

Ранг

Работоспособность

11

1,5

Коммуникабельность

10,8

2,4

Исполнительность

6,6

3,3

Адаптированность

6,6

3,6

Способность к творчеству

6,6

3,7

Уровень саморегуляции

3,9

4,8

Уровень уверенности в своих силах

2,9

5,2

Путем подсчета средних значений личностных характеристик учителей получен психолого-педагогический портрет учителя (см. рис 1).

Для изучения готовности учителей к творческому личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию на уровне поведения и деятельности была использована методика "Педагогические ситуации", включающая 14 проблемных ситуаций.

По выборам поведенческих реакций на данные ситуации определялась толерантность учителя, способность к гибкому педагогическому общению.

Рис 1. Личностные характеристики учителей

На диаграмме (см. рис. 2) наглядно представлено, что слабо развита способность адекватно решать педагогические проблемы в 10% случаев, среднеразвита и высокоразвита у 50% и 40% учителей соответственно.

Рис. 2. Результаты измерения готовности учителей к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию на уровне поведения и деятельности


Модифицированная анкета "Оценка качества преподавания", проведенная среди коллег исследуемых учителей, определяет характеристики деятельности, осуществляемой учителем. Из таблицы 2 видно, что, по мнению коллег, глубоко владеют предметом 90% учителей; дают прочные знания 87%; умеют вызвать и поддержать интерес учеников во время урока 83%; инициативны, самостоятельно ставят перед собой задачи и стремятся их достичь только 63% учителей; создают педагогические ситуации, в которых учащиеся проявляют самостоятельность, творческую инициативу, внутреннюю свободу 79% педагогов; ориентируют на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности 88% исследуемых; доброжелательны, тактичны 98% учителей.

Таблица 2

Результаты оценки качества преподавания учителей коллегами


Профессионально важные качества


Количество учителей

Глубоко владеет предметом

90%

Дает прочные знания

87%

Умеет вызвать и поддержать интерес учеников во время урока

83%

Инициативен, самостоятельно ставит перед собой задачи, и стремиться их достичь

63%


Создает педагогические ситуации, в которых учащиеся проявляют самостоятельность, творческую инициативу, внутреннюю свободу

79%

Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности

88%

Доброжелателен, тактичен, считается с возможностями ученика

98%

Является авторитетом для учеников

85%

Со стороны родителей имеет положительные отзывы

99%

Пользуется уважением среди коллег

100


Оцениваются положительно со стороны учеников 85%, со стороны родителей – 99%, среди коллег – 100% учителей. Наглядно все перечисленное можно увидеть на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты оценки качества преподавания учителей коллегами

Полученные в исследовании результаты дают обширную информацию о личностно-творческом измерении профессионально-педагогической культуры педагога в современной школе. Исследование доказало, что существует определенные недостатки в личности педагогов: неуверенность в своих силах, эмоциональная напряженность, скованность, боязнь совершения ошибки в работе.

Эмпирическое исследование структуры личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры учителей показало, что наиболее развитыми личностными качествами являются "работоспособность" и "коммуникабельность"; слабо выражены "уверенность в своих силах" и "саморегуляция".

Учителям свойственна высокая исполнительская дисциплина и ответственность. Благодаря хорошей работоспособности они успевают одновременно многое: подготовиться к урокам, внеурочным мероприятиям, проверить тетради, вести классное руководство и прочее. В то же время учителя более склонны к шаблонным способам ведения уроков, им трудно адаптировать свою деятельность к изменяющимся условиям.

На уровне поведенческих установок, несмотря на недостатки психоэмоциональной саморегуляции, неуверенность в себе, педагоги демонстрируют готовность к творческому, недирективному взаимодействию с учащимися. Это заставляет предположить наличие повышенной проблемности учителей, возможность срывов эмоциональной адаптации, связанных с противоречием между установкой на толерантное общение и недостаточной подготовкой для совладания с трудными ситуациями педагогического общения.

Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что на современном этапе обновления образования у учителей недостаточно сформирована личностно-творческая составляющая профессионально-педагогической культуры, что обусловливает необходимость специальной разработки методических рекомендаций по ее развитию, тренингов и семинаров. Успешность подготовки учителя к работе с одаренными детьми может быть обеспечена при комплексном (системном) подходе к разработке методических рекомендаций по развитию профессионально-педагогической культуры.

Список литературы

1.Ильин В.А. Проблема воспитания педагогической культуры слушателей высшего учебного заведения Министерства внутренних дел России // Проблемы теории и практики правоохранительных органов. – Владимир, 1999.-58с.

2.Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: "Современное слово", 2001. – 374с.

3. Харитонова.О.А. Технология подготовки учителя к реализации личностно ориентированного подхода в обучении школьников: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Курск, 2007. – 18 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!