СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированные технологии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированные технологии»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


в работе МБОУ ДОД СДЮСШОР

по легкой атлетике Маслова А.М.



В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Необходимо систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться использовать его в деятельности управленцев и педагогов. Для этого надо знать ответы на следующие вопросы:

1. Что такое личностно-ориентированный подход?

2. Чем он отличается от традиционных подходов?

3. Из каких компонентов он складывается?

Что такое личностно-ориентированный подход? Правильно ответить на этот вопрос очень нелегко, хотя часть ответа лежит на поверхности — в формулировке самого вопроса. Как ни покажется банальным, но личностно-ориентированный подход — это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами. Тогда следует определить, что такое подход вообще. Изучение педагогических публикаций не позволило в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Большинство авторов не утруждают себя описанием его содержания, состава и структуры. В таком случае необходимо обратиться к философии, где и родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой.

Философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

а) основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

б) принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

в) приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение личностно-ориентированного подхода. Итак, личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении выделим наиболее важные его аспекты, такие как:

- во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

- во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

- в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос, из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания обучающихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо педагога или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в коллективе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ oт идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания обучающихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.

Наличие у руководителя образовательного учреждения и педагогов представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволят более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные управленческие действия, учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Личностно-ориентированный подход в СДЮСШОР по легкой атлетике осуществляется:

-на уровне управления образовательным учреждением (конкретизируются разнообразием функций, приоритетами деятельности учреждения и т. д.);

-на уровне конкретного сотрудника (соответствуют его образовательной программе, контингенту детей, их возрастным особенностям и т. д.)

В соответствии с Типовым положением, СДЮСШОР по легкой атлетике решает следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и самоопределения обучающихся и сотрудников, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

С 2008 г. коллектив школы работает на личностно-ориентированное образование. За время произошли следующие изменения:

- формирование в составе педагогического коллектива группы педагогов, способных на высоком профессиональном уровне вести инновационно-методическую работу;

- совершенствование управленческой деятельности;

- появление новых социальных проектов и программ;

- появление мониторинговой системы;

- готовность педагогического коллектива школы к решению стратегических и тактических воспитательно-образовательных задач с позиций качества образования.

В настоящее время образовательная деятельность СДЮСШОР по легкой атлетике направлена на реализацию следующих задач:

- создание оптимальных условий для развития обучающихся;

- создание условий для выявления личностного потенциала каждого обучающегося и его самореализации, выбора индивидуального учебного плана и самоопределения обучающихся;

- ориентация на развитие социальной зрелости обучающихся как основы их успешной социализации в социуме;

- использование разнообразных здоровьесберегающих технологий;

- обеспечение доступности

Структурная модель образовательной программы школы имеет следующие ступени обучения:

I ступень – группы начальной подготовки;

II ступень – учебно-тренировочные группы;

III ступень – группы спортивного совершенствования;

IV ступень – группы высшего спортивного мастерства.

По результатам образовательной деятельности воспитанники показывают высокие результаты. Это подтверждает участие и победы в соревнованиях различного уровня.

Важным показателем результативности является самоопределение выпускников и получение дальнейшего образования по спортивной направленности.

Личностно-ориентированный подход осуществлен в содержании образовательной системы:

- в программах и в учебно-тематических планах всех направлений деятельности;

- в отношениях педагог-воспитанник;

- в использовании личностно-ориентированных технологий;

- в использовании методов обучения, воспитания и развития;

- в работе методической службы.

Основой деятельности педагога дополнительного образования является образовательная программа. Дополнительные образовательные программы имеют направленности, соответствующие направлениям центра и современным образовательным технологиям.

Содержание образовательных программ направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- адаптацию к жизни в обществе;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи образовательных программ обеспечивают обучение, воспитание и развитие детей.

Успешно работает модель методической службы, ориентированная на рост творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном итоге на повышение качества дополнительного образования детей.

Также реализуется мониторинг педагогической деятельности, который позволяет выявлять уровень профессиональной компетенции тренеров - преподавателей, достижения и проблемы педагогической деятельности; определять, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности всех пе­дагогов в результативности своей профессиональной деятельности; переводить учреждение в режим развития инновационной деятельности.

Тренеры активно участвуют в конкурсе «Лучший тренер – преподаватель года»

Личностно-ориентированный подход в образовании проводится в форме маркетинговых исследований.

В заключении хочется отметить, что деятельностный характер личностно ориентированного управления помогает нам формировать ключевую компетентность – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для ведения здорового образа жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!