СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход, применяемый для преподавания в вузе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологии личностно-ориентированного подхода  для преподавания в ВУЗе

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход, применяемый для преподавания в вузе»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ПРЕПОДАВАНИИ В ВУЗЕ


При традиционном обучении содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний,умений и навыков, взглядов и убеждений,а также определенный уровень развитияпознавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. При таком подхо-де знания выступают как абсолютная ценность и заслоняют собой самого человека.При инновационном, личностно- ориентированном подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Личностьстудента в процессе обучения становится не средством, а главной целью. А педагог


При этом, главное не воспроизведение знаний и понятий, а освоение фундаментальных понятий, принципов изаконов (например, таких как энергия, закон сохранение энергии в реальных процессах и т.д.). Повышать интеллектуальные умения студента. Студент должен проводить логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственную связь при решении повседневных задач, уметь применять полученные знания на других спецкурсах

Кроме этого, реализация личностно-ориентированного подхода на нашей кафедре осуществляется следующим образом. В распоряжении студентов есть полный комплект методического обеспечения(электронные учебники, конспекты лекций, задания на практические занятия, методические указания к курсовым, лабора-

торным, самостоятельным работам и т.д.).Учебный материал четко структурирован в рамках учебной дисциплины; материал разбит на равномерные порции — содержательные модули, которые студент должен усвоить за определенное время или определенное количество занятий. Используя интернет-ресурсы, с


Используя интернет-ресурсы, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск литературы по данному предмету, ис-

пользовать электронные книги. При чем позволяет студенту выбрать наиболее продуктивный способ запоминания ин-

формации (чтение/восприятие на слух),

что характерно для личностно-ориентированного подхода в обучении. Для лучшего усвоения и осознания учебного материала, в качестве индивидуального задания, студентам дается задание составить конспект лекций в виде блок-схем или таблиц, составить сравнительную таблицу каких-нибудь процессов или явлений. Также дается задание составить тест с вариантами ответов по данной теме, или кроссворд. Все это позволяет систематизировать записи лекции, выделить основные категории информации, основные закономерности по разделам, помогает в подготовке к практическим занятиям и сдаче коллоквиумов.

Например, студентам предлагается за-позволяет студенту выбрать наиболее продуктивный способ запоминания информации (чтение/восприятие на слух), что характерно для личностно-

ориентированного подхода в обучении. Для лучшего усвоения и осознания учебного материала, в качестве индивидуального задания, студентам дается задание составить конспект лекций в виде блок-схем или таблиц, составить сравнительную таблицу каких-нибудь процессов или явлений. Также дается задание составить тест с вариантами ответов по данной теме, или кроссворд. Все это позволяет систематизировать записи лекции, выделить основные категории информации, основные

закономерности по разделам, помогает в подготовке к практическим занятиям и сдаче коллоквиумов.

Например, студентам предлагается за самостоятельный поиск информации активизирует познавательную и умственную

деятельность студентов. Т.к. студенты имеют электронный вариант конспекта лекций, то это позволяет им подготовится

к прослушиванию лекции, и если возникают вопросы либо самостоятельно найти ответ в имеющихся источниках, либо, за-

дать его преподавателю, если преподаватель не успеет ответить на него в течении занятия. Конечно же, электронный конспект лекций, который студенты получают в начале семестра, не должен дублировать преподавателя на занятии. Иначе студенту станет не интересно посещать лекции. «А зачем? Ведь у меня есть конспект, и я сам могу его прочитать!» Конспект лекций должен содержать основные моменты, а на лекции дополняться какими-то интерес-

ными фактами. Либо, опять-таки, чтобы активизировать познавательный процесс, в электронном конспекте


Таким образом, личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его начальной подготовки по физике, его способностей и задатков. Краткая сравнительная характеристика традиционного метода обучения и инновационного приведена в таблице 1,которая еще раз подчеркивает, что способности к самообразованию, самоопределе-

нию, самостоятельности и реализации себя как личности студенту возможно используя личностно–ориентированное обучение.

В целом личностно-ориентированный подход в обучении позволяет решить основную задачу образования. За личностно

— ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что он преобразует как студента, так и преподавателя,

формируя их творческое лицо. Процессовладения теорией и технологиями лично


Личность уникальна. Но, к сожалению, то, что дается легко одним, слишком труднодостижимо для других. Причиной могут быть, например, такие аспекты: психофизиологический (темперамент и характер личности); соматический (плохое самочувствие, возбудимость н. с.); психологический, к которому относится эмоциональная сфера (эмоциональность — как свойство личности, общая и ситуативная тревожность, страх переживания неудачи, боязнь оценки, отсутствие мотивации) и влияние внешних факторов, концентрация на другой (не учебной) деятельности (семейные проблемы, материальные трудности и др.) [4].

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Качалова И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 34-36.


В личностно-ориентированном подходе на первое место выходит признание индивидуальности каждого обучающегося. Во время организации образовательного процесса педагог должен создавать условия для развития способностей, реализации его склонностей, познавательных интересов, учитывать психофизиологические особенности. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. Каждый студент имеет право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения, которые обеспечивает личностно-деятельностный подход, отражающий основной принцип гуманизации образования, и предполагающий качественно новое взаимодействие [1].

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Качалова И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 34-36.


педагогическом вузе рационально использовать следующие подходы к использованию личностно-ориентированных технологий в процессе учебных занятий: Похожая статья: Применение лингвокультурного концепта в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе —подбор учебного материала таким образом, чтобы студент включал опыт предшествующего обучения, самообразования — изложение учебного материала таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их, но и преобразовал, структурировал, обобщал личный опыт каждого студента. — в ходе каждого учебного занятия стимулировать студентов к самостоятельной деятельности, реализуя, таким образом, возможность самовыражения, саморазвития и самообразования. — возможность выбора студентами учебных заданий. — использование разнообразных приёмов учебной работы, учет их функциональных возможностей в личностном развитии учащихся. — обеспечение на занятиях разностороннего контроля и оценки не только результатов усвоения студентами знаний, умений, навыков, но и самого процесса учения. — использование различных форм коррекции субъективной деятельности студентов на занятиях.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Качалова И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 34-36.


В распоряжение студентов предоставлен комплект методического обеспечения (задания на практические занятия, планы-конспекты лекций, электронные учебники, самостоятельным работам, методические указания к курсовым, лабораторным и др.). Пользуясь интернет-ресурсами, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск литературы по изучаемой дисциплине, использовать электронные книги. самостоятельный поиск информации. Для лучшего усвоения и учебного материала, в качестве индивидуальных заданий, студентам предлагается составить сравнительную таблицу психических процессов или явлений, подготовить конспекты лекций в виде таблиц или блок-схем, дается задание составить тест с вариантами ответов по данной теме, или кроссворд. Это позволяет систематизировать записи лекции, выделить ключевые категории науки, основные закономерности психического развития, помогает подготовиться к практическим занятиям, коллоквиумам. Похожая статья: Личностно-ориентированный подход в воспитании С учетом объема знаний и уровня способностей студента подбирается соответствующий учебный материал, устанавливается тип заданий для каждого. При этом уровень сложности учебного материала выбирается студентом и одобряется преподавателем. Проверка знаний и умений студентов осуществляется различными способами — это тесты, решение задач, и сдача коллоквиума (устно или письменно). Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить возможности использования личностно-ориентированных технологий. На нашей кафедре эти технологии применяются в различных формах: работа с электронными учебниками, проведение лабораторных практических работ; использование сети Интернет; подготовка мультимедийных презентаций; использование различных программ для контроля и самоконтроля.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Качалова И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 34-36.


Таким образом, для осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании необходимо соблюдение следующих условий: — создание психологически комфортной образовательной среды; — обеспечение саморегулирующего поведения личности; — учёт уровня возможностей и способностей каждого студента в учебной деятельности; — адаптированность учебных заданий к особенностям студенческой группы. Использование личностно-ориентированных технологий дает возможность каждому студенту изучать содержание учебных дисциплин на различных уровнях сложности через выполнение посильных заданий и предоставление творческой свободы. Похожая статья: Личностно-ориентированный подход в деятельности куратора академической группы Обобщая сказанное, хочется процитировать высказывание И. В. Иванченко: «Одним из условий повышения качества образования в вузе является готовность к профессиональной деятельности, самообразование, профессиональное и личностное самосовершенствование, саморефлексия, формирование профессионального и личностного самосознания, совершенствование профессиональных умений и личностных духовно-нравственных качеств, повышение социального статуса студенчества, формирование умения адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и т. д. [3] А личностно-ориентированные технологии предлагают обучающимся роль самостоятельного субъекта, имеющего возможность самореализации и самосовершенствования. Современные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении учитывают познавательный интерес каждого, творческие потребности, индивидуальный опыт личности.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Качалова И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 34-36.



При рассмотрении понятия зоны ближайшего развития (4.2) уже отмечалось, что некоторые ситуации, задачи, проблемы субъект не в состоянии решить самостоятельно, а при помощи извне через некоторое время приобретает возможность делать это. Именно эта особенность человека позволила условно выделить две сферы: зону актуального развития — то, что субъект может сделать, решить, выполнить самостоятельно, и зону ближайшего развития, где для реализации того или иного задания субъекту требуется помощь. Помощь может быть оказана как реальным человеком в виде разного рода подсказок с помощью разнообразных позиций общения, а может быть получена субъектом самостоятельно (из книг, учебников, справочников).

К сказанному можно добавить еще то, что находящееся в зоне ближайшего развития требует в ряде ситуаций не реальной помощи, а создания особых условий. Например, в некоторых случаях обучающийся может ответить на вопрос только в определенной формулировке, а любые иные формы его постановки приводят к трудностям. Так, в вузе, где все формы контроля необходимо было проводить в письменной форме, вскоре образовалась группа студентов, которые хорошо письменно отвечали на вопросы, но устно не могли ни доказать, что они написали, ни прокомментировать. Исключая в данном случае списывание, можно сказать, что содержание, изложенное в письменной форме, было еще в зоне ближайшего развития обучающихся.

Реализация задачи построения личностно-ориентирован- ного обучения предполагает изменение и логики обучения. В настоящее время большинство программ высшего образования построены таким образом, что на первых курсах изучаются теоретические дисциплины, тогда как практические курсы и собственно практика проводятся со студентами старших курсов. Подобная схема обучения аргументируется тем, что сначала надо получить теоретические основы, а затем реализовать полученные знания на практике. На первый взгляд, данная логика имеет серьезные основания. Но в таком случае обучение студентов носит во многом отчужденный характер. Даже если у пришедших в вуз студентов есть какая-то реальная цель, то, как правило, ее достижение происходит не сразу, а требует изучения разнообразных дисциплин, которые (часто только внешне) не имеют прямого отношения к интересующей их проблеме. Если учесть, что большинство абитуриентов имеют весьма приблизительные представления о той профессии, которую они собираются получить, становится понятно, что уровень профессиональной ориентации молодых специалистов во многом оставляет желать лучшего. Кроме того, этим фактом можно объяснить огромное количество взрослых людей, стремящихся по окончании вуза получить второе и даже третье образование, так как они не могут реализоваться и найти свое место в жизни.


Таким образом, построение личностно-ориентированного обучения, т. е. обучения, в процессе которого происходит развитие личности человека, предполагает соблюдение трех условий, касающихся в первую очередь отношения обучающегося к самому процессу обучения.

Особенности личностно-ориентированного обучения в рамках вузовского образования связаны с особой социальной ситуацией развития будущих молодых специалистов. В отличие от предыдущих ступеней образования, эффективное обучение в вузе предполагает конструирование условий для создания модели разнообразной работы в рамках специализации того или иного факультета или института. Например, подготовка психологов, которая в настоящее время осуществляется практически в любом университете, предполагает, что студенты в стенах вуза смогут познакомиться и даже опробовать себя как в теоретической, так и практической работе. Причем вначале они будут только наблюдать за теоретизированием педагогов, их практическими приемами, смогут присутствовать на разных методологических семинарах и конференциях. Другими словами, эффективная подготовка психологов, равно как и других специалистов, предполагает организацию насыщенной научной и практической жизни.

Затронутый вопрос очень тесно связан еще с одной проблемой организации личностно-ориентированного высшего образования. Это так называемая самостоятельная работа студентов. Обычно она предполагает работу с литературой. Принимая во внимание важность работы будущих специалистов с учебной и научной литературой, отметим два обстоятельства, которые следует учитывать при ее организации.

Во-первых, как показывает практика, современные студенты, приходящие учиться в вуз, не умеют самостоятельно работать с литературой, в лучшем случае, они способны пересказывать прочитанное. Однако обучение в высшей школе предполагает не пересказ, а знакомство с разными видами теорий и концепций, получение полного представления об изучаемом материале, нахождение аргументов в пользу той или иной точки зрения. Как уже указывалось, работа с литературой является самостоятельным аспектом обучения. И важно в начале обучения уделить особое внимание формированию навыков работы с литературой:

  • сопоставлять разные точки зрения;

  • вставать на позицию автора в решении разных теоретических и практических проблем;

  • выделять главную мысль в том или ином тексте;

  • подбирать примеры, иллюстрирующие разные позиции;

  • находить положительные моменты в разных позициях ученых и педагогов;

  • критически осмыслять самые известные и общепринятые точки зрения в науке и практике.

  • Сказанное противоречит основной форме обучения в вузе — лекциям, которые нельзя превратить в коллективное обучение и реализовать в нем индивидуальный подход. Однако лекции традиционно перемежаются с семинарами, в рамках которых осуществить сказанное совсем не трудно. Более того, если говорить о преимуществах очной формы обучения перед очно-заочной или просто заочной, то связаны они в первую очередь с отсутствием или очень малым количеством семинаров, на которых можно реализовать личностно-ориентированное обучение.

  • Рассмотрение семинара как формы обучения, где можно реализовать индивидуальный подход, предполагает переосмысление его роли в процессе обучения. В настоящий момент семинары и другие формы практической работы со студентами, как правило, рассматриваются как дополнительное обучение, помогающее контролировать процесс обучения студентов и побуждающее обучающихся запомнить, еще раз повторить то, что говорилось на лекции. В этом случае и лич- ностно-ориентированное обучение, и индивидуальный подход так и останутся за рамками высшего образования.

  • Если же на семинарах возникает коллективный субъект обучения и (или) формулируются проблемы, которые всем интересно решить, и (или) происходит осмысление или переосмысление какого-то хорошо известного факта либо закона, то на лекциях можно искать ответы на возникшие вопросы, приобретать способы решения задач и проблем, знания, необходимые для выполнения той или иной деятельности. В этом контексте семинары требуют значительно большего педагогического мастерства и знания психологии, нежели чтение лекций.

  • Организация семинаров может проходить в самых разных формах. Это разные виды игр, дискуссии, диспуты, соревнования и просто интересная деятельность, дающая видимый коллективный результат, который может иметь теоретический (доказанная теорема, основная мысль, тезис, сформулированные выводы) и практический характер (решенная задача, сделанная модель, составленный план).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!