Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения
Нигматуллина Р.И.
В данной статье ставится задача рассмотреть особенности применения личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников. Особое внимание также уделяется показателям эффективности применения личностно-ориентированной технологии обучения.
Ключевые слова: индивидуализация, сотворчество, сотрудничество.
Личностно-ориентированное обучение – это подход в обучении, отличительной особенностью которого является учет индивидуальных возможностей, гуманное и демократическое отношение к учащимся, уважение их личности, и признание ученика субъектом образовательного процесса.
Урок – основная форма организации образовательного процесса, однако в концепции личностно-ориентированного обучения существенно изменяется его организация, формы и функции.
Целью данного обучения является создание психологических и педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать не с ориентацией на «усредненного» ученика (как это наблюдается при традиционном обучении), а с каждым учеником в отдельности, учитывая при этом индивидуальные познавательные возможности, потребности и интересы.
Ключевые идеи личностно-ориентированного обучения заключаются в следующем:
1. В центре всего образовательного процесса находится учащийся;
2. Ответственность за результат учебной деятельности берут на себя ученики;
3. Основная задача обучения – формирование умственных и творческих способностей ученика.
При составлении личностно-ориентированного урока, к установленному стандарту образования, добавляется как личный опыт педагога, так и учащихся.
На данном уроке создается такая учебная ситуация, при которой учитель не только излагает знания, формирует определенные учебные умения и навыки, но и выявляются, раскрываются и реализуются личностные особенности каждого ребенка.
На таком уроке господствует благоприятный эмоциональный настрой учеников на работу, урок становится более увлекательным, интересным и продуктивным. Учитель не только создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, но и обращается к накопленному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И к тому же, самое главное – он признает самобытность и уникальность каждого ученика.
В практике школьного обучения, используются разнообразные приемы и методы работы, которые позволят создать личностно-ориентированную среду на уроках в начальной школе. Среди них:
Разноуровневое обучение (подразумевается различная степень усвоения учебного материала, то есть сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня);
Обучение в сотрудничестве (совместная работа учителя и ученика при решении конкретных образовательных задач);
Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. [1]
Основная задача учителя состоит в том, чтобы не передавать готовый учебный материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого обучающегося.
Также, учитель может применять различные формы организации учебной деятельности. В личностно-ориентированной технологии основными формами работы являются индивидуальные и групповые, однако, некоторыми педагогами используются уроки в форме соревнований, игровые и здоровьесберегающие формы работы. [3]
Стоит отметить, что в этом случае урок подчиняется не сообщению и контролю знаний, а выявлению опыта учащихся по отношению к излагаемому педагогом содержанию обучения. Ученики не просто слушают и запоминают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои взгляды, аргументируют, спорят, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.
Важно подчеркнуть, что служит показателем эффективности личностно-ориентированного урока:
Создание оптимальных условий: благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, создание ситуаций успеха, атмосферы взаимного сотрудничества и сотворчества, заинтересованности в работе друг друга (при групповой работе, организации сотрудничества).
Учёт индивидуальных и психологических возможностей ученика, актуализация на занятии его личного опыта. [2]
Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, необходимо немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, неповторимость, желание самостоятельно добывать знания и использовать их в многообразной и интересной для него деятельности.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б. Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика. ‒ 1957. ‒ №7. ‒ С.32.
2. Калмыкова З. И. Обучаемость и принцип построения методики ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Москва: Изд-во центр «Ассоциация XXI век», 1975. – 172 с.
3. Якиманская И. С. Развивающее обучение. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 1979. №2 (23). С.69–72
© Нигматуллина Р.И.