СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования учителя

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение на уроках географии»

Работа в рамках темы по самообразованию: «Личностно-ориентированное обучение на уроках географии». В данной технологи в центре всей образовательной системы - личность обучаемого. Важно - обеспечить комфортные, бесконфликтные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока.
1.Конструирование разного типа, вида и формы дидактического материала и разумность использования его на уроке.
2.Продумывание учителем и предоставление возможностей обучающимся задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
3.Организация обмена мыслями, мнениями. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Содержание:

Введение

1. Личностно-ориентированное развивающее обучение

1.1.  Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения

1.2. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса

2. Личностно-ориентированный урок

2.1. Виды ученической деятельности на уроках географии при личностно ориентированном обучении

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

Личностно-ориентированный подход предполагает:

  • учет личностного опыта каждого учащегося;

  • постановку специальных целей, корректировку содержания образования;

  • специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.



Цель данной работы: обобщение педагогического опыта использования приёмов личностно ориентированной технологии для работы на уроках географии.

Задачи:

выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения.

определить технологии личностно-ориентированного образовательного процесса

проиллюстрировать на примере конкретных уроков географии возможность использования технологии личностно-ориентированного обучения

Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение

1.1.  Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения

Личностно ориентированный подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные цели. Для того чтобы поднять интерес к изучению географии, учитель применяет разные средства – подбирает интересные задания, использует различные энциклопедии, дополнительную литературу. Но по-моему, работа учителя будет более эффективной, если он будет знать личностные особенности школьников, учитывать их избирательное отношение к учебному материалу. Ведь почти каждый ученик использует свои, особенные способы работы с учебным материалом. Интерес к географии проявляется не только при изучении отдельных тем, но и при выполнении отдельных видов заданий.

В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. 


Основные принципы личностно-ориентированнного подхода заключаются в следующем: 

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. 
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. 

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. 
Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.

В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества. Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте. 

1.2 Технологии личностно-ориентированного образовательного процесса

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. 

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. 

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.

 Проект может быть индивидуальным, но чаще всего является результатом скоординированных совместных действий группы учащихся.

         При работе над проектом я, как учитель, выполняю следующие функции:

  • помогаю ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;

  • являюсь источником информации;

  • координирую весь процесс;

  • поддерживаю непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом;

  • поощряю учеников.

Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого.

Работа по методу проектов строится в несколько этапов.

1 этап. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  • Сообщение детям предварительной информации – «вводный текст»

  • Формулировка учителем и учащимися исследовательской проблемы («коллективного проекта»), для решения которой необходимы объединенные усилия всего коллектива.

  • Предложение «индивидуальных проектов» мини – группам (2-3 человека), проработка которых поможет всему классу приблизиться к решению общей проблемы.

Вопросы могут быть двух уровней.

1 – Информативный (сбор информации, пересказ).

2 -  Аналитический. После того как учащиеся сделают сообщения по информативным вопросам, им предлагаются вопросы второго уровня, ответы на которые можно найти в результате анализа представленной информации по вопросам первого уровня, а также из других источников.

        Вопросы записываются на карточках, рядом с вопросами указана литература, необходимая для поиска ответов.

Виды проектов:

монопредметный;

межпредметный;

надпредметный (внепредметный).

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей.

2. Личностно-ориентированный урок

2. Виды ученической деятельности на уроках географии при личностно ориентированном обучении

При личностно ориентированном подходе в обучении используются различные виды ученической деятельности на уроках, но я отдаю предпочтение следующим:

-организация ролевых игр

           Эффективной формой урока в рамках личностно-ориентированного обучения я считаю урок – ролевая игра. На таком уроке географии учитель перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так построить обучение, чтобы создать максимально благоприятные условия развития всех учащихся. Таким образом, осуществляется личностный подход к учащимся. Главным условием реализации такого подхода на уроках географии является предварительное изучение индивидуальных особенностей учащихся и создание типологических групп, а также грамотная организация учебной деятельности школьников внутри этих групп.

           В качестве критерия дифференциации на уроке с элементами дискуссии может быть различие детей по типу темперамента, а в ролевой игре – желание каждого ребенка. Необходимо учитывать и взаимоотношения между детьми.

Этапы игры:

  1. Организационно-подготовительный этап.

     Распределение ролей и формирование игровых групп; ознакомление с правилами игры; знакомство с темой; ознакомление с заданиями, инструкциями; сбор и анализ материала, подготовка сообщения.

  1. Игровой этап.

  • внутригрупповое обсуждение и принятие решения.

  • Заслушивание сообщений групп, обсуждение и оценка решания

  1. Заключительный этап.

  1. Анализ результатов игры.

Регистрация личного вклада каждого участника в выполнение задания

(активное, незначительное, отсутствие участия). Определить вклад процесса решения задания в развитие картографических и топографических умений.

  • Требования к учащимся припроведении игры:

  • проявлять активность во время проведения игры;

  • не перебивать товарища во время выступления;

  • соблюдать регламент выступления;

  • проявлять самостоятельность в изучении темы.

При формировании групп необходимо:

  • определить количество учащихся, образующих группу (4-5)

  • учитывать желание учащихся при распределении ролей. Можно провести анкетирование: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть руководителем группы?

  • Учитывать взаимоотношения между школьниками. Игра начинается с момента получения школьниками заданий.

- самостоятельная работа

Применяю разно - уровневые задания. Каждый учащийся может выбрать для себя задание по своим силам и способностям. Конечно, бывает так, что сначала ребята выбирают либо слишком сложные вопросы, завышая свою самооценку, или наоборот, слишком простые, если ребёнок не уверен в своих силах. Но периодичное применение этого метода со временем всё расставляет на свои места, и ребята впоследствии правильно оценивают свои возможности.

Развитию самостоятельности очень способствует использование современных информационных технологий и интерактивных форм обучения, которые позволяют разнообразить и объяснение нового материала, и осуществление обратной связи.

- развивающие методические приемы

Повышение эффективности уроков географии возможно через использование различных развивающих методических приемов. Большинство из них могут применяться в широком возрастном диапазоне.

Уроки - «Репортажи»

Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроках географии в частности.

Мы совместным решением вместе с учащимися определяем тему репортажа и предлагаем для выполнения всему классу (или конкретным ученикам) за определенный временной отрезок. Репортаж учащиеся могут делать индивидуально, по парам или в группе. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые или конспектируются, или переписываются, или ксерокопируются, или записываются на диктофон. После работы над информационными источниками весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы репортажа выстраивается четкая последовательность (логически обоснованная) материала, где обязательным компонентом являются ученические комментарии. Форма репортажа может быть различной: альбомы, информационные листы, газеты, путевые заметки, аудиорепортаж, статьи и др. Информационный объем репортажа не ограничивается, чтобы не стеснять творческую активность учеников. Каждый репортаж оценивается, рецензируется и представляется на обсуждение в ученические коллективы. Репортаж маленького объема и не представляющий особой информационной ценности не оценивается конкретной «оценкой в журнал», а засчитывается в счет будущей работы на уроке. Остальные работы оцениваются только на «хорошо» и «отлично», создавая тем самым ситуацию успеха и желание дальнейшего совершенствования репортажной деятельности.

Оценивая репортажную работу, я учитываю реализацию следующих показателей: полноту раскрытия темы, количество проработанных источников, их разнообразие, оригинальность оформления материала, количество учащихся, задействованных при подготовке репортажа.

Данный методический прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации – умение классифицировать и ранжировать материал, а также повышает общую эрудицию учеников.

Часто на своих уроках я применяю готовые мультимедийные уроки:

- в частности – тестовую форму контроля, предлагаемую ими;

- практические задания;

- а так же создаю свои собственные презентации для интерактивной доски.

Такая форма работы очень увлекает ребят, и они сами через время тоже создают свои презентации, подготовка которых подразумевает использование и сети Интернет. Материалы Интернет я применяю и в течение уроков, благодаря тому, что в моём кабинете есть возможность выхода напрямую в эту информационную сеть.

Особого внимания заслуживают проблемные задания исследовательского характера, которые позволяют развивать логику учащихся, применять полученные знания, умения и навыки на практике, чувствовать практическое значение изучаемых предметов и явлений. Наиболее удачно это проходит при изучении объектов на местности в 7-х классах, когда ребята исследуют окружающую среду и выявляют степень антропогенного влияния на неё.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Школа - это важнейший фактор гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок. Развитому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Применяя в своей деятельности современные педагогические технологии, стараюсформировать современные мировоззренческие взгляды гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:

повысить мотивированность учащихся к обучению;

повысить их познавательную активность;

построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

отследить динамику развития учащихся;

учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Список использованной литературы:

1.         Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.

2.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

3.         Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.

4.         Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

5.         Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

6.         Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!