СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Личностно – ориентированная направленность в работе учителя изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Просмотр содержимого документа
««Личностно – ориентированная направленность в работе учителя изобразительного искусства»»

Методическая разработка по теме

«Личностно – ориентированная направленность

в работе учителя изобразительного искусства»



«Искусство обучения есть искусство

будить в юных душах любознательность

и затем удовлетворять её»

А.Франс.



В соответствии с законом РФ «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Один из самых доступных видов деятельности детей для реализации своего творческого потенциала – обучение изобразительному искусству. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает ощущать, что занят настоящим, нужным обществу делом.

Рисуя, ребенок развивает себя многосторонне, ибо развитие мелкой моторики влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и замечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстниками, которые этого не умеют.

Если самостоятельное творчество детей привести в организованное русло, то результаты становятся просто поразительными. Педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, как бы попутно, расширяет его кругозор, прививает морально-эстетические нормы.

Уроки изобразительного искусства облегчают учащемуся постижение «школьных премудростей», например, математики, так как развивают пространственное и абстрактное мышление.

Несмотря на то, что не всякий ребенок, прошедший «школу изобразительного искусства», выбирает профессию художника или скульптора, всякий может стать творческой личностью, формирующей особый взгляд на мир, умеющей нестандартно мыслить, получающей опыт полноценного творческого самовыражения, развивающей чувства.

На уроках изобразительного искусства расширяется кругозор детей, их представления о предметах и явлениях окружающей действительности, формируется сенсорная культура школьника, уточняются знания о форме, величине, цвете предметов. Активный словарь учащихся обогащается специальными терминами, словами, обозначающими названия художественных материалов, цветов, оттенков и т.п. Развиваются высшие психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Активно на уроках изобразительного искусства включаются и развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение). Так же важно, что на этих уроках у детей формируется художественный вкус (умение отмечать истинно красивое, талантливое в искусстве от просто яркого, броского, бездарного).

Наиболее эффективным способом реализации возможностей изобразительного искусства как образовательного предмета является личностно - ориентированный подход в обучении.

Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я связываю личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.

Таким образом, всё изложенное выше и определило выбор моей методической темы «личностно – ориентированная направленность в работе учителя изо», позволяющей не только лучше узнать ребёнка, но и помочь ему состояться в жизни, как полноценной личности.

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель - развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.

Мне, учителю изобразительного искусства, необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Для меня содержательная составляющая уроков изобразительного искусства дает возможность:

  • развить способности к рисованию;

  • учить детей рефлексии творческих и познавательных процессов;

  • развивать способы управление собственной деятельностью;

  • помогать ребенку становиться автором собственных работ;

  • развивать позитивную самооценку;

  • прививать любовь к обучению и прекрасному;

  • развивать художественный вкус.



Для успешной работы в данном направлении я считаю необходимым включение в свою деятельность следующих компонентов:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на уроках;

  • побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;

  • поощрение отхода от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Не секрет, что уважительное отношение и интерес к художественному творчеству, к прекрасному, заложено в ребенке природой. Маленький ребенок способен внимательно (восхищенно и с уважением) слушать и воспринимать мелодию, ритм, движение; каждому из родителей памятна та серьезность, с которой он погружается в художественное творчество (рисование, лепку, конструирование) или наблюдает творческий процесс (рисование взрослого, шитье). Хорошо известно, какой большой смысл вкладывает ребенок в каждый свой рисунок, в его сотворение. Именно здесь проявляются ростки нравственного отношения к творчеству, которое можно и нужно развивать в процессе художественного воспитания. И, исходя из этого, главное – воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.

Важное значение для лицея имеют занятия «Школы будущих первоклассников», где я занимаюсь с детьми изобразительным искусством.

В ходе общения с детьми решаются следующие задачи:

  • Развитие творческих способностей будущих первоклассников;

  • Развитие зрительного восприятия, воображения, мелкой моторики;

  • Развитие у детей способности к самооценке при выполнении работ;

  • Воспитание коллективизма, стремление оказывать друг другу помощь.

При работе с будущими первоклассниками ставлю перед собой вопрос: как помочь ребятам быстро включиться в изобразительное творчество, успешно учиться, получая удовольствие, и правильно реагировать на возможные временные неудачи поначалу.

Внимательное наблюдение за процессом детского творчества показывает, что дети не представляют, сколько они всего уже знают и умеют, каким личностным опытом обладают.

На занятиях каждый ребёнок может проявить себя с лучшей стороны. Индивидуальная работа с детьми позволяет реализовывать поставленные задачи.

Открытые занятия ( по плану школы на начало учебного года в первой четверти и как подведение итогов работы в третьей четверти) для родителей, учителей, воспитателей детских садов. Праздники, выставки индивидуально – выполненных работ и коллективных. ( см. работы)

Поощрение ребёнка за каждую, пусть даже маленькую, творческую находку в работе – это обязательное требование, которое я предъявляю к себе. Сотрудничество с детьми и родителями в «Школе будущих первоклассников» позволяет лучше узнать особенности ума, характера, мышления ребёнка и, как результат, возможность более легко включиться в школьную жизнь.

Дети, посещающие «Школу будущих первоклассников», ещё не ученики и, соответственно, имеют свои особенности. Благодаря постоянному контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений, у дошкольников накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. Именно поэтому, занимаясь с будущими первоклассниками, я придаю важное значение эстетическому развитию детей в процессе восприятия природы, красота которой таит в себе многообразие цветов, форм и линий. В процессе работы формируется у детей эстетический интерес к хорошо знакомым им овощам и фруктам, цветам, деревьям и кустарникам. Но совершенство всех этих удивительных созданий природы не сразу открывается детям. Только с помощью родителей и педагогов дети могут по-настоящему оценить эту красоту. Следовательно, одна из моих главных задач – формирование у детей эстетического отношения к природе.

Кроме того, у детей в дошкольном возрасте происходит процесс обобщения представлений. Но с детьми надо работать очень терпеливо – не форсировать процесс обучения – не превращать создаваемые ими образы в застывшие шаблоны (ни в коем случае не строить процесс обучения на основе копирования заданного образца).

Для того, чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе изображения, я стараюсь сделать всё для того, чтобы каждая работа была наполнена не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает. Я всегда приветствую, если ребёнок рисует то, что поразило его воображение, выражает именно своё отношение к увиденному. Ведь только живое рисование способствует развитию творческого воображения детей.

Отражая особенности изобразительной деятельности дошкольников, можно выделить среди них два типа отношения к рисованию. К первому типу относятся дети, которые с упоением рисуют. Их занимает качество рисунка. Они проявляют интерес к форме, строению предметов, к декорированию изображения, тщательно прорисовывают детали, элементы. Ко второму типу относятся те дети, для которых рисунок не самоценен. Он является лишь частью сюжета, игры, которая развёртывается в его воображении. Таких детей не интересует качество работы. Они дополняют свой рисунок речью, игровыми действиями. Так, по-разному дошкольники могут проявить себя только в процессе свободного рисования. При этом рисунок у них будет разным. Дети, для которых рисунок – не самоцель, обязательно добьются лучшего результата. Поэтому, когда мы создаём после большой индивидуальной работы коллективное панно, то оно получается очень интересным – видна индивидуальность каждого ребёнка.

Именно такой подход к обучению детей в рисовании позволяет мне, как педагогу, перейти от авторитарных методов руководства к личностно – ориентированному общению с детьми. (см. планирование)

Продолжая работать с детьми, уже ставшими учениками, я ставлю перед собой вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Помогает мне в этом принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, способностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития.

Для учителя задача развития творческих способностей учащихся является сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. С другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Программа Б.М. Неменского, по которой я работаю, направлена на формирование творческой личности ребёнка, на становление его духовного мира. Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусмотрено широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Личностно – ориентированное обучение по этой программе направлено на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия каждого ребёнка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной), когда коллективная её форма постепенно становится индивидуальной.

Чтобы сделать деятельность учеников интересной и разнообразной, я использую разные формы проведения уроков:

  • Урок – мастерская;

  • Урок – экскурсия;

  • Урок – викторина;

  • Сочетание коллективной и индивидуальной работы (творческие рисунки, поделки из природного и бросового материала, и т.д. Ведь работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся);

  • комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы).

На своих уроках я применяю такие методы личностно – ориентированного подхода, как:

  • метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники;

  • метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации;

  • придумывание образа и ситуаций;

  • индивидуальная работа (необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности);

  • эмоционально-художественное "погружение"(Например, детям очень нравиться изображать свое настроение.)

  • художественно-творческое и образное моделирование (Очень важный момент урока — работа над образом). Исходя из целей и задач урока, продумываю, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, что помогает учащимся увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть цветущих яблонь, зеленых лугов, белоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из стихотворения «Весна»:





Весна, весна!

Как воздух чист,

Как ясен небосклон!

Своей лазури та живой.

Слепит мне очи он.

Весна, весна!

Как высоко.

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед …

Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть весеннего ветра, ощущаем глубину неба, яркость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.

  • активизация воображения и творческого представления (игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в которых колорит уже определен.

Осень желтой краской провела по лесу,

На ветвях развесив желтую завесу.

Желтою метелью замела дороги,

В желтые сугробы наступают ноги.

Покачала осень на прощанье веткой,

Уронила наземь желтые монетки.

Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать... Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...» На такое предложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Осень» говорю: «Сегодня мы отправляемся в чудесное осеннее царство»;

  • сравнение и сопоставление;

  • импровизация;

  • игровое подражание;

Развитие личности ребёнка, становление его характера происходит в активной деятельности. Для учащихся придумана система поиска домашнего задания. Также ученики ведут исследовательскую работу. Результаты поисковой деятельности могут быть представлены в виде выставки, фильма, слайд – фильма.

На уроке я стараюсь учитывать все мнения детей, поскольку они основаны прежде всего на личностном опыте. Ведь у каждого ребёнка, как и у взрослого, своя позиция, свой взгляд, своя точка зрения. Сколько учеников в классе, столько будет и различных мнений, и каждое из них имеет право на своё выражение. На мой взгляд, дети должны творить свои знания. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Только так знания, приобретённые ребёнком на уроке, станут личностно – значимыми.

Задача учителя помочь каждому ребёнку обрести веру в свои возможности: не только определить, но и развить художественные способности и эстетические чувства.

В школе ученик должен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, учиться управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя, как личность. В младшем школьном возрасте каждый ребёнок с упоением рисует, рисует всё, что видит, знает, слышит, ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта. Думаю, что результатом является активное участие младших школьников в разных конкурсах, выставках, в творческих проектах. (См.

Одна из любимых форм работы на уроке и моя, и детей – это игра или игровые моменты

Способность фантазировать - это фундамент, который либо закладывается, либо разрушается еще в раннем возрасте. Ребенок постоянно изобретает и фантазирует. Дети все познают в игре, через создание другой реальности. А игра в школьном возрасте – это переход к внутренним процессам: внутренней речи, логической памяти и абстрактному мышлению. Игра – источник развития. Поэтому я очень активно ввожу игры и игровые моменты на уроках изобразительного искусства. Даже сама способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир как бы сама диктует метод обучения – игру. Через игру «вчерашним» дошкольникам будет проще и интереснее войти в мир школы, в процесс учения.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления



Тема «Домашние животные», игра «Дорисуй животное». Рисую на доске части животных, а дети дорисовывают животное на доске и у себя на листе.



Игра на развитие речи

«Подбери слова к краскам гуашь (акварель)». В данном случае используются прилагательные. Или другой вариант: даются слова их нужно разделить на две группы – слова, характеризующие гуашь и слова, характеризующие акварель




Облачная

Прозрачная

Твердая

Легкая

Уверенная





Плотная

Задумчивая

Веселая

Бодрая

Нежная





Плавная

Певучая

Густая

Стеклянная

Тяжелая





Туманная

Плывущая

Непроницаемая

Воздушная

Бархатная

Сказка, как и игра тоже является средством развития творческих способностей. Это могут быть как «готовые» сказки, т. е. авторские или народные, так и сказки, сочиненные учителем для данного урока. С помощью сказки дети познают мир и людей, их мысли и чувства.

Тема «Чем работают художники» 2 класс

-Послушай, акварель, почему ты такая?

-Какая?

-Ну, какая-то прозрачная и облачная. То ли дело я – густая и плотная. Даже имя мое звучит твердо.

-А мне нравится быть такой прозрачной и легкой. А имя мое звучит как музыка.

И действительно краски были очень разные. Гуашь всегда была бодрой и веселой. Она часто смеялась и шутила. Гуашь постоянно была в работе и никогда не отдыхала. Акварель же очень часто плакала, бывала грустной и задумчивой. Она часто думала и работала редко. Работы, сделанные этими красками очень сильно отличались друг от друга. Гуашевые работы были густые, плотные и непроницаемые. А сама гуашь похожа на цветную сметану или бархат. Акварельные же работы были нежными, плавными и певучими.. сама акварель нежно-прозрачной, почти стеклянной. Хотя и были они такими разными, жили всегда дружно.

Тема «Искусство в твоем доме» 3 класс

В одной небольшой квартире, а может и большой, в которой живу я, а может быть ты или твой друг, жили разные интересные вещи. У каждой была своя история, и каждая была на своем месте. Устроим путешествие по необычной квартире и познакомимся с ее обитателями. Кухня была небольшая, но уютная. Посуды там было много-много. Здесь жили и кастрюли с толстыми боками, и чайники с изящными носиками. Очень тонкие и капризные чайные ложечки, важные столовые ложки, строгие вилки и острые ножи. Тарелки жили все вместе. Они любили порядок и чистоту. Но самое интересное и загадочное было в резном шкафчике, который назывался буфет. Там стояли банки с вареньем и два сервиза: чайный и столовый.

Теперь мы в главной комнате – гостиной. Каждое утро в окно гостиной заглядывал лучик солнца и освещал все ярким светом, но несмотря на это ничего не радовало хозяев этой квартиры. И они очень долго думали, что же изменить в доме, чтобы поднять настроение? Однажды в доме появился красивый букет цветов. Он стоял долго, и все радовались, но цветы завяли. Хозяева снова загрустили. И решили сами поднять себе настроение. Они придумали одеть стены.





В 5 – 7 классе интерес к изобразительной деятельности ослабевает. Почему с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками. В подтверждение этому есть у поэта Валентина Берестова шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

« А кто умеет рисовать?»-

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

« Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

« Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда – то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось!

Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у учителя личностно – ориентированной направленности. По определённым физиологическим и психическим причинам дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, мне нужно сделать работу по развитию художественно – творческих способностей более интересной и качественной.

На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока..

Именно личностно –ориентированный подход позволяющет максимально выявить индивидуальный опыт подростка. Свою ежедневную работу педагога вижу в стремлении помочь развивающейся личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Наблюдая за работой учащихся и анализируя их работы, я узнаю различные индивидуальные особенности каждого , которые проявляются в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла и многом другом. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам; некоторые ребята быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвёртые работают медленно, не успевают закончить работу, т.к. стараются выполнить её как можно лучше. Из наблюдений следует, что мне необходимо применять индивидуальный подход к учащимся, который имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создаёт условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Для этого ученический коллектив я делю на три условные группы: слабую, среднюю и сильную, для которых разрабатываю практические задания и приёмы выполнения по степени сложности.

Например:

Индивидуальные карточки – задания (5 класс, I четверть)

Тема «Народная праздничная одежда»

Уровень группы

Задание

Слабый

Обведи фигурку человека по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу. Добавь свои элементы

Средний

Нарисуй людей в русском народном костюме, наклей рисунки на картон и составь из них панно

Сильный

Нарисуй людей в национальных костюмах, танцующих народный танец









Индивидуальные карточки – задания (6 класс, I четверть)

Тема «Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства»

Материалы: бумага белая, простые карандаши (М, ТМ), тушь, перо, гелевые ручки.



Уровень группы

Задание

Слабый

Отработанными средствами нарисовать добрую и злую волшебницу

Средний

Используя выразительность плавной линии, выполни композицию «под дуновением ветра травы нежно никнут к земле

Сильный

Освоенными приёмами создать образ орхидеи или лилии с вибрирующими лепестками (Работа проводится тушью и пером, гелевой ручкой)




Пример игры – соревнования между двумя и тремя группами.

Предлагаю детям, поочерёдно выходя к доске, разложить ( на заранее подготовленных столах) в определённой последовательности репродукции картин с изображением разных времён года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно – прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов ( например, в 5 классе различные виды росписи – правильно определить их названия).

Во время проведения таких игр – соревнований использую различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения задания. По итогам игры выявляем победителя.





В 1 классе провожу игру «Весёлые кляксы».

Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в чёрный цвет и поставить несколько жирных точек – пятен на листе бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие интересные рисунки, причудливые узоры получились! Здесь уместно провести соревнование – кто больше диковинных животных и птиц изобразит. Детям более сильной группы предлагается придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают чувство коллективизма.

Основной задачей современных уроков изобразительного искусства является развитие художественно – творческих способностей детей и подростков путём целенаправленного и организованного обучения.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, и поисковой деятельности, и выбору приёмов и средств работы над проектом. А внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Несмотря на возможность индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе я чаще использую групповые проекты.

Имея в виду групповую работу детей над проектом, я не забываю о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация осуществления проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогаю преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела.

Обучение проектированию способствует умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – такие необходимые качества для современного человека. Кроме того, развивает способность к работе в команде.

Темы проектов самые разнообразные . Одна из таких тем проектов «Мой любимый город», которым дети занимались с большим интересом.



3 класс.

Тема четверти «Искусство на улицах твоего города».

Тема второй четверти расширяет представления детей о работе искусства в окружающей их жизни. Планирую экскурсии в парк и музеи города «Путешествие по родному городу». Попытка привить любовь и интерес к родному краю, проявить поисковые навыки. Заинтересовать школьников историей своего города, памятниками архитектуры и современными постройками Тихвина, красотой окружающей природы. В рамках выбранного направления дети осуществляют поиск информации с помощью родителей, а также библиотекаря лицея, интернет.

Проблемные вопросы:

  • Какие памятники архитектуры существуют в городе? ( каждая группа представляет один из памятников родного города в виде фотографий и рисунков )

  • С какими историческими событиями связаны некоторые памятники города? (дети представляют подготовленную информацию в виде рассказа)

  • Что есть только в нашем городе?

Работа проводилась в группах по 5 – 6 человек. Дети подготовили проектные работы по теме « Мой любимый город», выставку рисунков, стенгазет с фотографиями города.

Из моих наблюдений за детьми могу отметить, что в процессе проектной деятельности формируются определённые умения и навыки, удовлетворяющие меня, как педагога, своими результатами. Это и умение детей выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, умения коллективного планирования, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы, умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы, умение отстаивать свою точку зрения, развиваются навыки монологической речи, умение использовать различные средства наглядности.

Твоя Родина! Она одна, другой не бывает. Это место, где живёшь ты, твои родители, возможно, жили твои предки. Родина – это и окружающая среда: природа, архитектура, ограды, детские площадки, витрины магазинов. Наши города – это часть нашей культуры. Образы городов отражены в литературе, изобразительном и декоративном искусстве, фотографиях.

Результатом работы всей четверти есть создание коллективного панно «Наш город» в технической аппликации, а также индивидуальные работы с изображением панорамы из нескольких склеенных в полоску рисунков. В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный познавательно – творческий процесс.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют занятия с одарёнными детьми. ( см. планирование). Участие в конкурсах и олимпиадах, оформление тематических и индивидуальных выставок учащихся позволяют повысить творческий потенциал детей. При этом одарённый ребёнок демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию рисунков. Здесь важно, чтобы ребёнок понял, что его произведение включает в себя множество деталей, что его работу отличает отменная композиция, конструкция и цвет, что его творчество оригинально и отмечено печатью индивидуальности. В работе с такими, заинтересованными в творчестве, детьми я много времени и внимания уделяю исследовательской деятельности. Это позволяет детям с признаками одарённости реализовать свои способности, раскрыть талант, получить удовольствие от проделанной работы. Это один из способов индивидуализации обучения.

Выводы.

Важным условием развития художественных способностей ребёнка считаю индивидуализацию процесса обучения, создание на уроке психологически комфортной атмосферы, проявление уважительного отношения к каждому ученику.

Работая индивидуально, я могу помогать учащимся в их развитии. Личностно – ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, помогает развивать их творческие способности, направить деятельность учеников, исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование у учащихся самоценной творческой деятельности.

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества и развития каждого ученика.

Именно благодаря личностно – ориентированному подходу успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная и творческая деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные и творческие возможности, познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.

Использованная литература.

  1. Современные образовательные технологии. Г.К. Селевко. – м. «Народное образование», 1998

  2. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Т.В.Машарова – Киров, 1997

  3. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. Я.И.Ковальчук – М., «Просвещение», 1981

  4. Изобразительное искусство в школе, 2001,№3. «Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств» Н.И.Пронина

  5. Искусство в школе. 2001, №1. «Как пройти в город Художников. Ю.Полуянов

  6. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. И.Красильников






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!