СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность руководителя и его организаторские способности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личность руководителя и его организаторские способности»

Тема: Личность руководителя и его организаторские способности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Личность руководителя

    1. Индивидуальные и психологические качества личности руководителя

    2. Спецификация личности руководителя

    3. Качества личности руководителя

    4. Использование качеств личности руководителя для влияния на подчиненных

    5. Организаторские качества руководителя

    6. Авторитет руководителя

  2. Организаторские способности

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Человек не рождается с набором качеств, они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения, окружающий нас мир. Поэтому с рождения человеку необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

Но что тогда принято понимать под понятием руководитель, его организаторскими способностями?

Общепринято говорить, что руководитель - это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий. Личность руководителя, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное своеобразие. Организаторские способности же — это умение грамотно распределять работу и роли среди подчинённых, взаимодействовать со всеми сотрудниками, руководителями, клиентами и партнёрами. Без этого невозможно нормальное взаимодействие внутри коллектива даже при условии высокого профессионализма руководителя.

    1. Личность руководителя

Личность руководителя- это совокупность качеств и свойств, необходимых для успешной руководящей деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям и задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность.

Руководящая деятельность своеобразна по своим целям и задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужен глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, самообладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность. В деятельности руководителя важна роль познавательных процессов, особенно речи и мышления. Речь руководителя проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью. Условием силы ее психологического воздействия является учет особенностей, опыта, настроений, установок людей. Важны самообладание, выдержка руководителя, недопустимы раздражение, неуверенность, грубость. Мышление руководителя должно отличаться целеустремленностью, гибкостью, глубиной, смелостью, прогностичностью. Руководителю необходимо программировать свою и общую деятельность, подвергать всестороннему, глубокому и объективному анализу процесс труда, различные и порой противоречивые данные, определять и предвидеть ход событий. Напряженная обстановка, недостаток времени могут толкать руководителя на путь принятия поспешных решений, не учитывающих все обстоятельства и возможные способы действий. Поэтому четкое мышление руководителя неотделимо от проявлений его воли, самостоятельности, организованности, выдержки, мужества. Это важно учитывать в психологической подготовке студентов к управленческой деятельности.

    1. Индивидуальные и психологические качества личности руководителя



В специальных подструктурах личности управленцев имеются большие индивидуальные различия. Каждый руководитель представляет собой индивидуальность, имея неповторимое соотношение четырех структурных компонентов личности.

В реальной практике управления обнаруживаются и такие факты, когда руководители, не обладая необходимым уровнем развития отдельных специальных подструктур личности, тем не менее, обеспечивают руководство на достаточно приемлемом уровне. Выявлены некоторые психологические механизмы, которые, по сути, являются компенсаторными.

Обнаружено, что формирование личности руководителей происходит таким образом, что недостатки в развитии специальных подструктур компенсируются актуализацией и включением в регулирование управленческой деятельности качеств и свойств общей структуры личности руководителя, на которой основаны ее специальные подструктуры.

Общая подструктура личности, таким образом, является некоторым «резервным фондом», на основе которого при необходимости могут формироваться требуемые сочетания личностных свойств. Недостаточный уровень развития специальных подструктур личности руководителей компенсируется так же за счет выработки соответствующих индивидуальных стилей их деятельности, основанных на ведущих, оптимально развитых свойствах личности. Изучение этих процессов показало, что они могут неосознанно протекать, а могут осознаваться самими руководителями и выражаться в оценках собственной управленческой деятельности и личности.

В случаях их осознания происходят более быстрая компенсация некоторых недостатков, их нивелирование за счет сильных сторон личности и формирование личностью опосредованных приемов, способов воздействия на исполнителей. Такие возможности у руководителей появляются не сразу, а в процессе приобретения ими опыта управленческой деятельности и становления их личности.

В данном случае именно деятельность руководителей оказывает ведущее воздействие на развитие компенсаторных возможностей личности.

Поскольку руководитель является профессиональным управляющим, он должен область специальными способностями и навыками, чтобы организовать работу подчиненных для достижения поставленных целей организации. В целом руководитель характеризуется уровнем компетентности и уровнем компетенций. В первом случае речь идет о том, что он умеет, во втором – о том, что должен уметь. И если они соответствуют друг другу, то свои функции руководитель выполняет на должном уровне.

Помимо лидерских качеств, руководитель должен уметь убеждать людей. При этом важна справедливость – неправильно, когда принципы применяются выборочно. На первый план ставится умение управлять людьми, следовательно он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело.

Чтобы эффективно реализовывать возложенные на него функции, руководитель должен быть лидером коллектива. Как выше было уже сказано, лидерство – это способность влиять на людей и побуждать их работать для достижения целей, оно базируется на личностных качествах руководителя, таких как:

Управленческая деятельность в целом;

Поведенческая модель руководителя;


1.2. Спецификация личности руководителя



Раскрытие спецификации личности руководителя следует начать с разграничения двух понятий: «лидер» и «руководитель».

Известный российский социальный психолог Г.М.Андреева дает следующее определение понятия «лидер»:

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.

Руководитель – это наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный официально установленными полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности в организации.



1.3.Качества личности руководителя



Качества личности руководителя должны охватывать три уровня личностных качеств руководителя. Для осуществления управленческой деятельности руководителю требуется выработать определенную модель поведения и использовать свойства своей личности.

  • Организаторские способности - умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. В организаторские способности входят: психологическая избирательность, критичность, самокритичность, требовательность лидерство, гибкость, настойчивость, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность.

  • Способности к коммуникации -  индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности. Способности к коммуникации состоят из: способности к групповой работе, разрешение конфликтов, субординация, социальная компетентность, умение устанавливать деловые контакты и располагать к себе окружающих.

  • Мотивация – создание у работников стимулов к труду, побуждая их работать с полной отдачей. Это самоопределение, сила убеждения, уверенная манера держать себя, а также стрессоустойчивость.

  • Воля- это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Она формирует определение качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».

Личностные качества хорошего руководителя должны включать в себя следующий обязательный набор:

  • способность управлять собой;

  • разумные личные ценности;

  • четкие личные цели и упор на постоянный личный рост;

  • навык в решении проблем;

  • изобретательность и способность к инновациям;

  • высокая способность влиять на окружающих;

  • знание современных управленческих подходов;

  • способность руководить;

  • умение обучать подчиненных;

  • способность формировать эффективные рабочие группы.

Кроме всего , хороший руководитель должен обладать следующими лич­ными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

  • чувством понимания ситуации;

  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициа­тив-ностью и способностью генерировать идеи;

  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпора­тивных структурах;

  • способностью работать в коллективе и с коллективом;

  • умением предвидеть результат;

  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганиза­ции;

  • способностью и умением рисковать;

  • способностью действовать самостоятельно;

  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;

  • способностью увидеть, выделить существенное;

  • искусством выполнять планы.



1.4.Использование качеств личности руководителя для влияния на подчиненных



Для осуществления управленческой деятельности руководитель должен обладать властными полномочиями. Подразумевается, что руководитель имеет определенную степень влияния на подчиненных.

Для того, чтобы оказать влияние на подчиненного, руководитель должен воспользоваться одним из способов. Соответственно, для этого руководителю нужно развивать соответствующие качества своей личности. Рассматривают насколько способов управленческого влияния, вот насколько из них:

Эмоциональное влияние (заражение, подражание)

Рассудочное влияние (внушение, убеждение, просьба, угрозы, подкупы, приказ)



1.5.Организаторские качества руководителя

Организаторские качества — способность принимать решения, психологическая избирательность, практически - психологическая направленность ума, психологический такт, требовательность, эмоционально-волевая воздейственность, общественная энергичность.

Организаторские качества характерезующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль, это следствие проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными являются:

  • Психологическая избирательность- способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

  • Критичность и самокритичность- способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и в своих поступках.

  • Психологический контакт- способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

  • Требовательность – способность предъявить адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

  • Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении.

  • Способность заряжать своей энергией, других людей, активировать их.



1.6.Авторитет руководителя

Наиболее важным фактором влияния на подчиненных является личный авторитет руководителя. Обычно, есть два статуса авторитета: официальный и реальный.
Официальный (формальный) – определяемый занимаемой должностью; и реальный – фактическое влияние, реальное доверие и уважение. Укрепляя свой авторитет, руководителю необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял людей, не сковывал инициативу подчиненных.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к организациям авторитет подразделяется на следующие виды:

1) должностной, или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;

2) деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или любого другого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;    

3) личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Это, например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

Ведущее место среди указанных видов авторитета руководителя занимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей организации и ее сотрудников.

Способы укрепления авторитета руководителя:

Руководитель должен удостовериться в том, что все его указания четкие и ясные.

Руководитель должен дать своим сотрудникам понять, что они всегда могут к нему обратиться, если у них возникнут проблемы.

Руководитель должен решать все проблемы сразу, как только узнает об их появлении.

Руководитель должен дать своей команде указание сообщать все новости.

Руководитель должен использовать кризисные ситуации как возможность развивать свою команду.

Использовать качества своей личности для укрепления авторитета руководителя можно несколькими путями:

- Выявить реальные потребности подчиненных, они должны быть активные и сильные. Если удовлетворение этих потребностей повысит производительность труда, то их следует удовлетворить. Оказываемое руководителем влияние должно осуществляться одновременно, как удовлетворение определенных потребностей подчиненных, начиная от оплаты труда, заканчивая премиями и нематериальными поощрениями.

-Сформировать у подчиненных стойкое убеждение о том, что исполнение распоряжений руководителя повлечет удовлетворение конкретных потребностей. Важное условие: подчиненный, на которого влияют, должен верить, что его усилия будут справедливо оценены руководителем.

2. Организаторские способности.

В жизни часто приходится слышать: «У этого человека есть организаторские способности. Это хорошо, далеко пойдет». А вот второй совсем не способен руководить даже маленьким коллективом, хоть и хороший исполнитель, но и только. Становится интересно, что же мы понимаем под этим емким определением? Другими словами, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него развились эти самые способности? Можно ли тренировать их или они даны от природы?

Качества организатора должны быть присущи талантливому руководителю. Они включают в себя коммуникативные, лидерские способности и стремления, психологическую гибкость. Для эффективной работы коллектива важно, чтобы руководитель стремился:

  • быть справедливым;

  • быть объективным;

  • заинтересовать сотрудника, мотивировать к работе;

  • быть миротворцем и уметь решать конфликты.

Организаторская деятельность требует очень много сил, она подразумевает умение работать в социально-экономических системах, учитывать эстетические, экономические отношения, оценивать профессиональные навыки и качества каждого члена коллектива, а также в умении формировать навыки коллектива как устойчивой и динамической системы.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эф­фективных организаторских спо­собностях, они объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность – умение уделять вни­мание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональ­ных состояний руководителя и подчиненных, способность поста­вить себя на место другого;

  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматичес­кую ориентацию руководителя на использование данных о пси­хологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

  • психологический такт – способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматичес­кой ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность – умение вли­ять, способность воздействовать на других людей волей и эмо­циями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

  • способность критически оценивать свою деятельность, об­наружить и адекватно оценить отклонения от намеченной про­граммы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готов­ность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Организаторские способности руководителя не должны рас­ходиться с его этическими нормами. Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вари­антов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» – совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то ос­новные этические нормы применительно к решению организаци­онно-экономических задач могут быть сведены к следующим:

  • результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружаю­щей среды;

  • конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т. е. должны соблюдаться «правила» рыночной игры;

  • распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному рас­слоению общества;

  • использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

  • техника должна служить человеку, а не человек технике.

Эффективность принятых решений руководителем находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Отсюда следует вывод: каждому человеку необходимо иметь в своем арсенале высокие организаторские способности. Если задуматься, то буквально ежедневно и систематически, мы сталкиваемся с коллективом.





Список используемых источников

    1. https://hr-portal.ru/article/lichnost-rukovoditelya

    2. Конструктор успеха https://spbliders.ru/fakty/organizatorskie-sposobnosti-lichnosti.html

    3. https://studfile.net/preview/6055382/page:40/ Организаторские способности современного руководителя

    4. Источник: Нестеров А.К. Личность руководителя // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/lichnost_rukovoditelya.html

    5. https://www.turboreferat.ru/management/organizatorskie-sposobnosti-rukovoditelya/198665-994675-page1.html

    6. https://vocabulary.ru/termin/lichnost-rukovoditelja.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!