СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность подростка. Материал для подготовки к ГИА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщенный матриалдля подготовки к ГИА ,может бытьиспользован в  9,11 классах. Имеется тест базового уровня

Просмотр содержимого документа
«Личность подростка. Материал для подготовки к ГИА»

 Личность. Особенности подросткового возраста

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;

  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;

  • личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;

  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);

  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);

  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);

  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;

  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;

  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;

  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация.

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;

  • взаимодействие с другими людьми;

  • освоение культурных ценностей и норм общества;

  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;

  • освоение видов совместной деятельности;

  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими измене­ниями, бурной физиологической перестройкой организма.

  • Подросток начинает быстро расти

  • Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание.

  • В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность.

  • Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.

  • В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее

  • В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответствен­ность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно па них.

Становление личностиЛичность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды обще­го характера, которые создают определенную картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, пре­тендующего на то, чтобы называться личностью. (У од­них людей вся система их взглядов определяется убеж­дением в ценности человечества, гуманным и справедли­вым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охваты­вает весь мир во всем его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружаю­щего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопро­сами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их кар­тина мира сужена до собственных забот и достижений).

Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но имен­но богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззре­ний, обогащает общество, дает возможности формирова­нию личности, ее неповторимого внутреннего мира.

Как же проходит становление личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производ­ственных и др.)

Вторая фаза может быть определена как фаза инди­видуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуаль­ности. Третья фаза — интеграция (от лат. tntegratip — вос­становление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.

Среди агентов социализации принятого выделять бли­жайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди опреде­ленным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государ­ство, церковь, средства массовой информации, политиче­ские партии и общественные организации

Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщает­ся к нормам, правилам и ценностям этого общества.

1. Своеобразие социальной ситуации развития подросткового возраста состоит в том, что __________

2. Ведущая деятельность подросткового возраста …

  1. Общение со сверстниками;

  2. Учебная деятельность;

  3. Игровая деятельность;

  4. Трудовая деятельность.

3. Для подростков не характерны следующие анатомо-морфологические особенности:

  1. активный рост скелета;

  2. половое созревание;

  3. неполное развитие сенсорной сферы;

  4. активное функционирование эндокринной системы.

4. Установите соответствие:

Возраст Особенности самосознания личности

1 Подростковый возраст А) мировоззрения и убеждения

2 Юношеский возраст Б) неадекватная самооценка

В) потребность в самоутверждении

Г) потребность в самоопределении

Д) направленность на будущее

Е) потребность быть взрослым

5. Основными формами самосознания в подростковом возрасте являются:

а) восприятие собственного пола в) «чувство взрослости» д) ничего из перечисленного

б) самооценка г) Я-концепция е) все перечисленное

6. Основные психологические потребности возраста:

А) стремление к общению со сверстниками («группированию»)

Б) стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, признанию прав

В) потребность самоопределения

Г) потребность в тактильном контакте

7. Соотнесите понятия:

1. Кризис независимости А) строптивость Ж) своеволие

2. Кризис зависимости Б) инфантилизм З) негативизм

В) упрямство И) зависимость от старших Д) протест – бунт

Е) послушание

2 Вариант.

1. Сложность социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в:

А) в неустойчивости протекания нервных процессов;

Б) в слабом развитии мышления в этот период;

В) в нежелании учиться;

Г) в проявлении подростковой самостоятельности и неадекватном восприятии ее родителями.

2. Соотнесите понятия.

Психологи Ведущая деятельность

Д.Б. Эльконин а) общественно-значимая деятельность

В.В. Давыдов б) общественно-полезная деятельность

Д.И. Фельдштейн в) интимно-личностное общение

3. Главным психологическим новообразованием подросткового возраста является:

А) конфликтность;

Б) чувство взрослости;

В) агрессия;

Г) отказ от еды.

4. Характеристиками подросткового возраста являются:

а) внутреннее усвоение внешних форм взрослости

б) колебание самооценки

в) развитие и совершенствование самосознания и самооценки

г) негативные отношения со взрослыми, особенно родителями

д) ничего из перечисленного

е) все перечисленное

5. К новообразованиям подросткового возраста относятся:

а) развитие словестно-логического мышления (формируются формально-логические операции)

б) совершенствование памяти

в) формирование половых интересов

г) развитие морально-ценностной сферы

д) ничего из перечисленного

е) все перечисленное

6. Соотнесите понятия

1. девиантное поведение а) зависимое поведение

2. делинквентное поведение б) нарушающее закон

3. аддитивное поведение в) отклоняющееся от социальных норм

7. Даже для нормальных подростков характерно:

А) предельная неустойчивость настроения, поведения Д) неадекватность реакций

Б) постоянные колебания самооценки Е) конфликтность

В) резкая смена физического состояния, самочувствия Ж) все вышеперечисленное

Г) ранимость З) ничего из вышеперечисленного










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!