СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летопись родного края

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по истории родного края

Просмотр содержимого документа
«Летопись родного края»

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

(Внеклассное занятие по краеведению)

Вступительное слово учителя:


Здравствуйте ребята и уважаемые гости нашего занятия по краеведению. Чтобы начать разговор, давайте попробуем выяснить, для чего он нам нужен. Что мы хотим узнать, понять, в чём хотим разобраться?. Проверяя ваше эссе по обществознанию о ценностях ( а что такое ценности-то, что особенно дорого) современной молодёжи, я обратила внимание на то, что очень многие семиклассники ценностями современной молодых людей называли рок музыку, материальные блага. Но это скорее те, кто не потрудился подумать и осознать, что же ему на самом деле дорого. Большинство из ваших одноклассников называли в качестве ценностей семью, друзей, здоровье, мир, благополучие. А что ещё нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Любить то место, где ты родился, вырос, живёшь; чувствовать себя сопричастным всему, что происходит в твоём родном селе, посёлке, крае. Есть очень хорошая русская народная пословица, подтверждающая эти слова. « Без корня и полынь не растёт»( без привязанности к одному месту, без малой родины). Как называют такие чувства? (патриотические). Они есть у каждого человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей земли, к быту своего народа. Патриотические чувства закладываются с детства, как почки на деревьях. А когда они пробуждаются? ( Когда мы можем гордиться своей родиной, её успехами, её людьми, её прошлым и настоящим.) А что вы знаете о своём крае?


Слова обучающихся:

У Курского края богатая история. Этот край был освоен в глубокой древности. Свидетельство тому, данные археологических раскопок: обнаружены первобытные стоянки человека, поселения более позднего времени и возникшие в первом тысячелетии

до нашей эры по крутым берегам рек городища, сметенные нашествием скифов, сарматов,

гуннов.

Первое письменное упоминание о Курске относятся к 1032 году, и содержится оно

в « Житии Феодосия Печерского», основателя Киево-Печерской Лавры. Курск был важным торгово-ремесленным центром возникшего в 9 веке государства Киевская Русь. И далее история Курского края неразрывно связана с развитием Древнерусского государства.

В 12 веке край переживает время феодальной раздробленности, усобицы князей, половецкие набеги, о чём рассказывает памятник Древнерусской литературы

« Слово о полку Игореве». А в 1223 году курские полки участвуют в первом столкновении

русско-половецких войск с татаро-монголами в битве на реке Калке. В 1238 году Курск, как и другие города, подвергается Батыеву разорению. Русь на два столетия попадает в зависимость от татаро-монгол, а это выплата дани, восстания против баскаков, карательные походы ордынских ханов. С середины 14 века Курская земля входит в состав Русско-Литовского княжества и только в начале 16 века возвращается под руку Московского князя Ивана 3.

Возрождение крепости Курск, сожжённой татаро-монголами в 13 столетии начинается при Иване 4 Грозном, который повелел для охраны пограничных рубежей Московского государства ссылать сюда ябедников, воров, составщиков. В период Смутного времени, в начале 17 века куряне поддержали самозванца Лжедмитрия 1(и он даже несколько дней укрывался за сенами крепости Рыльск ). Но увидев притязания поляков на московский престол жители курской земли выступили на стороне народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским.

В 17 веке Курский край пережил бесчисленные набеги крымских татар, в ходе отражения которых формировалось служилое сословие по прибору, росла численность населения. После воссоединения Украины с Россией здесь появились слободы черкасов (украинцев).С 1690 года земли, лежащие между Крепной и Снагость были закреплены за братьями Степаном, Филиппом, Василием Кореневыми.

При Петре 1 Курский край вошёл в состав Киевской губернии. Земли части Кореневского и Рыльского районов перешли во владение гетмана Мазепы, затем поочерёдно к Меньшикову, Евдокии Лопухиной (первой жены Петра 1), князю Барятинскому. При Екатерине 2 в 1797 году была учреждена Курская губерния. В то время для вывоза хлеба, сукна, лесных материалов было открыто судоходство Сейм-Десна-Днепр-Черное море для снабжения армии во время русско-турецких войн.

События 19 века также нашли отражение в истории нашего края: это участие в войне

1812 год, восстание декабристов, Кавказская, Крымская война, отмена крепостного права, пореформенное капиталистическое развитие( именно тогда по всей открываются сахарные заводы с привлечением иностранного капитала ).В 1869 году 15 ноября было открыто движение поездов по железнодорожной линии Курск- Киев через станцию Коренево. Затем здесь начали строиться узкоколейные подъездные пути, разъезды, крупозавод на деньги купчихи Секериной. В селах района открываются школы, строятся церкви, их было 23, в каждом селе. Станция в то время была очень небольшой.


Слово учителя:

Эти сведения сохранили для нас краеведы. Это люди, которые по крупицам восстанавливали для нас картину прошлого. (Есть такая профессия? Нет. Эту работу выполняли увлечённые люди. Интересно читать их труды. Но ещё интереснее самому исследовать, узнавать, восстанавливать исторические события. Давайте попробуем это сделать. « Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры» Попробуем поговорить о времени, которое ещё доступно нашему нашему исследованию, о первой трети 20 века.


Слова обучающихся:

В начале 20 века Курский край оставался тихой провинцией. В первое десятилетие нового века Курская губерния продолжала втягиваться в систему капиталистических отношений, хотя этот процесс протекал чрезвычайно сложно. Губерния оставалась аграрной, с довольно сильными пережитками крепостничества. Сохранялось помещичье землевладение:460 крупных помещиков владели 646 тысячами десятин земли, в то время как 49 тысячам беднейших крестьян принадлежало 549 тысяч десятин земли. Малоземелье заставляло крестьян брать землю в аренду у помещиков на невыгодных условиях. Росла арендная плата, и крестьяне вынужденно шли на отработки. Народ беднел, разорялся, массы людей становились сельскохозяйственными рабочими или наёмными работниками на фабриках, заводах, железных дорогах. Куряне и в том числе жители нашего района уезжали в поисках работы в Москву, Харьков, Донбасс и другие промышленные центры России или переселялись в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию.

Но, несмотря на отток населения, Курская губерния оставалась одним из поставщиков хлеба на российском рынке, в тоже время увеличивались посевы более товарных культур сахарной свёклы и картофеля. Развивались промыслы. Полезными ископаемыми губернию считали бедной. Вкладывать капиталы в добывающую промышленность считалось нерентабельным. Разведка недр не велась, хотя и имелись сведения о наличии крупных залежей железной руды и фосфоритов. В Курске пытался закрепиться и иностранный капитал. Условия работы на курских фабриках были тяжёлыми .Сами официальные власти говорили об этом так: « Гигиенические и санитарные условия главнейших фабрик губернии нельзя признать совершенными».

Сильное влияние на трудящихся Курской губернии оказал революционный подъём в стране 1905 года. С первых дней революции они активно включились в борьбу за свои права. Рабочих промышленных предприятий губернии поддержала учащаяся молодёжь и особенно крестьянство. Нарастание революционных настроений достигло апогея в годы первой мировой войны. Быстро облетевшая всю Россию весть о свержении самодержавия, подняла к политической жизни тысячи трудящихся.


Слово учителя:

Но быстрые политические преобразования почти не изменили жизненный уклад народа. И мы сегодня попробуем коснуться вопросов народного быта. Ещё очень много людей. Живущих вокруг нас могут рассказать нам об этом. Ещё можно найти предметы народного быта, которые десятилетиями, веками были в употреблении людей. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. В начале года на уроках краеведения вам было предложено поучаствовать в историко- краеведческой экспедиции: найти предметы народного быта , поговорить с людьми старшего поколения и узнать как ими пользовались, что приходилось делать, чтобы обеспечить свое существование. Многие предметы представлены вами. Давайте послушаем друг друга. Что вам удалось узнать?


Сообщения обучающихся


В начале 20 века Россию ещё нередко называли страной « лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитивизма и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом России, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И не случайно. Вся русская деревня за исключением Сибири и казачьих районов круглый год ходили в лаптях. Широкое распространение обуви породило невероятное разнообразие её сортов и фасонов, зависящих прежде всего от использованного в работе сырья. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты. В зависимости от материала плетёная обувь и называлась по- разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самые прочные и мягкие лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самые плохие ивовые коверзни и мочалыжники из мочала. К лаптям привязывали верёвочки и наматывали их на ноги, чтобы лапти держались.


В то время делали сами не только обувь, но и одежду, домашнюю утварь. Неотъемлемой частью народного быта была прялка. Их дарили в подарок муж жене, отец дочери, передавали по наследству. Прялка была в каждом доме. Прясть и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет. Сколько было нужно ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее- она оборвётся, а чуть слабее- будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи. И сейчас ещё есть женщины в наших деревнях, которые умеют обращаться с этим инструментом. Среди них можно назвать имя Елены Яковлевны Дутовой ( о ней была статья в районной газете), в которой она рассказывает, как получали конопляную нить. Во- первых, жители деревни на своих огородах отводили место под засев коноплёй. Летом созревшие растения вырывали с корнем, обмолачивали цепами, получали зерно, из которого били масло, а стержни замачивали в копани ( яма, оставшаяся после добычи торфа и заполненная водой). В ней конопля мокла три недели, потом её доставали и сушили на солнце. Этот процесс повторялся несколько раз. После этого коноплю мяли на мельнице, чесали на гребнях, то есть получали мычку, из которой на прялке пряли нити. Нить получалась суровой, грубой. Из такой и ткали полотно. Свежевытканное конопляное полотно было замашное, то есть имело серебристо-серый цвет. Весной его отбеливали с помощью золы и снега, а затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. Зола для беления должна была быть чистой просеянной, желательно от ольхи. Весной старики ходили за нею в лес, загодя жгли её. Но отбеливали не только золой. Ещё поступали таким образом, брали замашное полотно, мочили его в копанях и, положив на кладку ( доску), и били его праником. Из тончайшей пряжи изготавливали кисею для праздничных рубах и головных платков. На рабочую одежду шло грубое и суровое полото. Эта ткань имела и полезные лечебные свойства. Готовую ткань гладили рубелем или утюгами. Маленькие утюги раскаляли на огне, в большие насыпали раскалённые угли. На ткацких станках изготавливали и вот такие половики. Кроме прядения и ткачества девушки много шили, вышивали (шторы, рушники, постельное бельё), вязали крючком( вот такие скатерти)


Большую часть крестьянской избы занимала русская печь. Она состояла из губки- выступающей части, загнетки, куда загребали золу, подпечки, отверстия в нижней части печи. В углу, между печью и стеной стояла кочерга, рогачи (ухваты или ямки-приспособления для подхватывания в печи горшков), чапля, чтобы сдвигать сковородки. Печь закрывали заслонкой. В печи размещались чугуны разных размеров (для каждого свой ухват ). Русские щи могли простоять в печи целый день, поэтому приобретали специфический, необыкновенный вкус. Очень ароматным был хлеб, приготовленный в печи. Тесто для него размешивали в деже, затем посыпали деревянную лопату мукой, сажали на неё круглый хлеб и запихивали в печь. Готовые буханки сбрызгивали водой. На неделю пекли 7 больших караваев. Воду носили коромыслом из колодцев. Его клали на плечи и верхнюю часть спины.

Прежде чем получить готовый хлеб вся крестьянская семья должна была много потрудиться : на лошадях вспахать не один гектар земли, вручную засеять, вызревшие колосья сжать серпами, обмолотить цепами, помолоть зерно. Измельчить зерно можно было вот в такой ступке, но чаще всего в ней толкли мак, из которого делали начинку для пирогов.

Отапливались печи дровами или торфом, там, где возможна была его добыча. Вот лопатка для добычи торфа. Занятие это было трудоёмким. Каждая семья имела свою пайку. Копать начинали в мае. Сначала снимали первый слой земли. Сколько- зависело от того, в каком месте копали. В среднем где-то сантиметров 50. Добравшись до торфа, его вырезали вот таким специальным инструментом. На него надавливали и отделяли от пласта торфа кусок. Получались по форме кирпичики. Их клали сушиться. Высыхая, эти кирпичики становились меньше и готовы были к использованию. Эти работы выполнялись с мая по октябрь. Древесный торф горит лучше, чем уголь. Что бы было тепло целый день, для небольшого деревенского дома нужно было 12 кирпичиков.


Зимой в тёплом доме хорошо было попить чайку из самовара. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Особенно непередаваемые ощущения можно испытать, когда сидишь перед пышущим жаром самоваром в старинной русской избе и прислушиваешься, как самовар сначала поёт, потом шумит и в конце бурлит. По этим звукам ясно, когда вода для чая готова. Чтобы чаю хватило всей крестьянской семье, в самовар заливали до ведра воды( это дровяной самовар) Самовары всегда славились разнообразными причудливыми формами, богатыми отделками- насколько хватало фантазии и умения мастера. Интересно, что раньше самовары продавались на вес.

Самоварщики подолгу осваивали своё ремесло. Они должны были уметь работать

с различными металлами, ведь самовары изготавливались из латуни, красной меди, томпака ( сплава меди и цинка), серебра и мельхиора. Ручки делали обязательно из дерева. Процесс изготовления был длительным. В нём участвовали ремесленники разных специальностей. Над изготовлением какой-либо детали могла трудиться целая деревня, а сборка и отделка осуществлялись на фабрике. Постепенно их стали изготавливать конвейерным способом. А вот ещё один интересный предмет. Можно предположить, что этот медный тазик использовался для приготовления варенья. Вам ещё не захотелось ароматного травяного чая с вареньем?


В крестьянских семьях умели не только работать, но и отдыхать. А какое же веселье без гармони. Сколько сложено песен об этом музыкальном инструменте и ещё больше для исполнения на нём: это и задорные частушки и деревенские страдания. Мы считаем этот инструмент русским, но его родина Германия… В традициях нашего народа и хорошо работать и веселиться, но подлинная душа народа отражена в православной вере.


На территории Кореневсого района было 23 православных храма, в каждом селе.(20 из них были разрушены. Люди ходили в храмы, чтили православные традиции. В каждом крестьянском доме, в красном углу, самом чистом и светлом размещалась полочка с иконами, божница. Она украшалась рушником и подсвечивалась лампадкой. Входящий в избу снимал шапку, поворачивался к иконам лицом, крестился, кланялся и только потом проходил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Среди икон обязательно была, одна из самых почитаемых, Казанская икона Божьей матери, одигитрия- путеводительница. Такой иконой благословляли в долгую и трудную дорогу, в том числе молодых супругов на пороге новой семейной жизни. Икона провожала девушку из родительского дома и вместе с родительским благословением оставалась в новой семье, освещая её жизненный путь. Почитаемую икону украшали и помещали в киот, чтобы пыль и грязь, нагар от свечей не изменили лика Богородицы.

В каждой крестьянской семье была ещё одна икона Власия Севастийского, священномученика, при жизни совершавшего чудеса и исцеления. К святому обращались

с просьбой о благословении Божием над домом. Кроме того, святой Власий считался покровителем животных, поэтому перед иконой молились о здоровье домашней скотины.

Ведь здоровые домашние животные (корова, лошади)- основа благополучия крестьянской семьи.

А вот ещё одна икона « Троеручица», связана с судьбой Иоанна Дамаскина… Перед иконой « Троеручица» молилась царская семья в Ипатьевском доме накануне мученической кончины.

О времени создания икон ничего неизвестно. Но как мы можем видеть- это написанные красками иконы, а значит над каждой из них трудился мастер. Известно, что в Курской губернии в начале века в слободе Борисовка Гарайворонсого уезда была школа иконописи и живописи с отдельными производствами -дощечным, киотным, позолотным. В 1904 году из 2418 живших здесь ремесленников девятьсот занимались иконописанием. Практика иконописания велась в стиле киевского. новгородского, строгановского и византийского письма. Курская икона имела популярность и хороший сбыт. Поэтому выпускников Борисовской школы нарасхват приглашали расписывать храмы и монастыри Курской губернии и Малороссии. После 1917 года иконописцы остались без работы. В период гражданской войны они воевали на стороне белой армии, а затем вместе с Деникиным оказались в эмиграции, где открыли свои мастерские.


О жизни людей того времени могут рассказать и монеты. У нас в посёлке достаточно много людей, которые коллекционируют монеты. Чаще всего в таких коллекциях встречаются медные деньги 17, 18 столетия, времени освоения нашей территории. Особенно много таких находок сделано на улице Базарной в селе Коренево. Именно там находилась рыночная площадь. Встречаются и серебряные российские деньги разных царствований, а также австрийские и немецкие серебряные монеты. Ведь территория нашего района была оккупирована в 1918 год немецко-гайдамацкими войсками. Монеты изучает специальная наука нумизматика. Среди них есть памятный знак, выпущенный в честь 50- летия отмены крепостного права.

Кроме монет до нашего времени дошли и бумажные деньги разного достоинства. .Их изучает наука бонистика. Первые ассигнации появились в царствование Екатерины 2. в нашей коллекции есть 100 рублей с изображением Екатерины 2, в народе их называют Катеньками, кредитные билеты, достоинством 25,10,5 рублей. Их можно было обменять в государственном банке на золотые монеты. А чтобы понять покупательную способность этих денег обратимся вот к этим книгам, они того же года издания 1912, что и банкнота в 100 рублей. Так вот стоимость книги 1 рубль 20 копеек ( копейки в это время были тоже серебряными и они тоже есть в нашей коллекции). Эта книга - учебник зоологии для средних учебных заведений допущена в качестве учебного руководства Министерством Народного Просвещения, Министерств Земледелия и Государственных имуществ. Выпущена частным издательством Сабашниковых. Что интересно, часть первая рассказывает о позвоночных, вторая о беспозвоночных, то есть от сложного к простому. Наши учебники построены в обратном порядке. Книга с иллюстрациями, но с чёрно- белыми. С точки зрения русского языка, уже на обложке мы видим три ошибки: твердый знак в конце слова « учебник», буква 3 в приставке слова « беспозвоночные» перед буквой « п» и буква я в окончании этого же слова. Если бы мы так писали сегодня, мы бы получили плохую отметку. Этот учебник, наверное, столь же интересен и сточки зрения содержания. Есть и ещё один учебник 1916 года издания – это учебник истории. Что касается его выходных данных, на первых страницах стоит разрешение пользоваться учебником от военного цензурного комитета. Ведь 1916 год-эта первая мировая война, поэтому вся печатная продукция проходила цензуру. Книга издана на бумаге худшего качества, без картинок, но с комплектом карт. Интересно было бы почитать и эту книгу. Возникает вопрос, почему в конце войны, когда страна испытывала немалые трудности, понадобилось переиздание учебника по истории.

Об этой эпохе могут рассказать и фотографии. В этом альбоме фотографии нескольких поколений одой семьи, среди них фотографии времён первой мировой войны. Удивительно, но об этом событии мирового масштаба, событии, в котором погибли миллионы людей нет ни каких сведений н и в учебнике по истории Курского края, ни в книге по истории посёлка Коренево. Почему так получилось. Офицеры и солдаты царской армии почти полностью перешли в стан врагов новой советской власти. Их историю, как и историю войны, которая закончилась в России революцией, писать было некому. Рабочие и крестьяне строили новый мир, стараясь предать забвению всё, что было связано с царской Россией. В этом году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны. По всей стране ведётся работа по восстановлению исторической картины событий. Ведётся такая работа и в Курской области. Мы тоже можем попробовать поучаствовать в деле восстановления исторической памяти..

Историю края можно изучать через историю своей семьи. Нужно только уметь поговорить со своими бабушками и дедушками. Они многое помнят.

Слово учителя:

Ребята, как называется наука, которая изучает предметы быта, культуру того или иного народа? ( этнография). Совместными усилиями нам удалось собрать этнографическую выставку. Что показалось вам интересным и какие вопросы у вас появились. Что ещё вам хотелось бы узнать?





Примерные ответы:

  1. Восстановить прялку и попробовать прясть. Посмотреть образцы вышивки, ткачества.

  2. Пообедать блюдами из русской печи, попить чаю из самовара, поговорить об истории иконописи, о почитании икон в нашем крае.

  3. Узнать, кто придумал самовары.

  4. Познакомиться с историей денег, встретиться с коллекционерами.

  5. Написать историю своей семьи.

  6. Увидеть эпоху в старых фотографиях.

Слово учителя:


Вот вы и составили перспективный план работы кружка « Краеведение». И если нам удастся поработать хотя бы по нескольким направлениям, то белых пятен в летописи нашего края станет намного меньше. Сегодня вы попробовали вплести свою нить в причудливый узор исторического полотна, сохранить традиции русской народной культуры. Традиции живы, пока их чтут.

Закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы словами одного из ваших сочинений по теме « Ты мне дорог мой край». «Для меня посёлок-это моя маленькая родина. Я знаю здесь каждый уголок и каждое место мне по- своему дорого. Я желаю своему краю процветания, и надеюсь, что в будущем он станет ещё богаче и краше»

Так давайте вместе делать всё возможное, чтобы эти пожелания осуществились, чтобы каждый из вас, став взрослым человеком, мог сказать следующие слова:


Любимый край-посёлок мой,

Здесь детство, юность пронеслись.

Любуюсь и горжусь тобою

И без тебя не мыслю жизнь.


Край рощ зелёных, нив, бескрайних,

И тучных чернозёмов край

Здесь соловья хоть раз услышишь-

И век живи не умирай!

Здесь люди все гостеприимны

И пригласить хочу вас я:

«Ждём вас к нам в гости, приезжайте,

Не пожалеете, друзья!


Вспомогательные исторические дисциплины ( ВИД), которые вам помогали: этнография, нумизматика, бонистика, палеография. Науки, с которыми вы познакомились ранее: археология, геральдика, сфрагистика, вексиллология.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!