СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесков Н.С. "Старый гений". 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет подготовиться к уроку литературы в 8-м классе на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"

 

Просмотр содержимого документа
«Лесков Н.С. "Старый гений". 8 класс»

Урок литературного чтения в 8-м классе на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений")

Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью.

Задачи:

  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;

  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;

  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста, инсценирование.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для инсценирования – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор? В начале урока познакомимся с биографией писателя.

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы». Он написал такие известные произведения, как «Левша», «Тупейный художник». Сегодня мы поговорим о рассказе «Старый гений». Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в труде, в искусстве.

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Ребята, посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Ученик: Значение слова «гений»:

  • Высшая творческая способность.

  • Человек обладающий такой способностью.

  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).

Вопрос: Ребята, как вы понимаете эпиграф к уроку?

Ученик: Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Ученик: У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?

Ученик: Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

Ученик: Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все».

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

Ученик: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

Ученик: я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

Ученик: Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей».

Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса Гараев Рустам Азатович. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке. Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным. Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести. Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…» Гараев Р.А.

Вывод: Рустам прочитал свое письмо. Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Ребята, какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: Ребята, вы теперь увидите инсценировку, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.

Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело (стр. 23).

Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям

– Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?

Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов.

Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?

Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.

Учитель: Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

  • «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)

  • «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)

  • «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)

  • «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Заключительное слово учителя

– Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.





























































































Урок № 55. Тема. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

 

Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; выработать и закрепить пунктуационный навык.

Задачи: 1) уточнить и расширить представления о средствах  и способах соединения однородных членов; усвоение правил постановки запятой перед  союзами и отработка соответствующих навыков; закрепление знаний о группах союзов по значению; 2) развитие творческих способностей; 3) воспитывать любовь и уважение к русскому языку, народу, традициям

Ход урока.



I. Повторение изученного об однородных членах.

1.                Беседа по вопросам:

1)     Какие члены предложения называются однородными?

2)  Какие определения являются однородными, какие неоднородными?

3)  Как осуществляется сочинительная связь при однородных чле­нах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)

2.               Синтаксический разбор предложения

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)

3. Анализ предложений

1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)

2. Прошел серый пассажирский пароход. (К.Паустовский)

3. Шел надоедливый октябрьский дождь. (К.Паустовский)

4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем. (А.Рыбаков)

5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. (И.А.Бунин)

6. Снова потянулись длинные, однообразные дни. (С.Щипачев)

7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.Паустовский)

8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике. (А.Куприн)

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами. (А.Фадеев)

10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (К.Паустовский)

4. Задание: заполнить таблицу

 

Соединительные

Разделительные

Противительные

 

 

 

II. Новый материал.

1.                 Анализ текста.

Замесите не очень крутое тесто. Вишни помойте, очистите от косточек, засыпьте сахаром. Раскатайте тесто, стаканом вырежьте кружочки и положите на них вишни. Залепите вареники. К вареникам по­дайте не сметану, а сок от вишен.

Задание: 1) Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах [О, О, 0];[0, О и 0];[0, а О].

2) Вспомните и расскажите правила пунктуации, соответствующие этим схемам.

2.                 Анализ предложений и вывод.

/. Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль (Д. Фур­манов).

2.    Не род, а ум поставлю в воеводы (А. С. Пушкин).

3.    Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (А. С. Пушкин).

4.    Мал золотник, да дорог (Пословица).

5.    То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народ­ные названия трав (Полуянов).

6.    Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной.

7. Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость (И. Тургенев).

8.    На бесконечном, вольном просторе блеск и движение (Ф. Тютчев).

Учащиеся находят в предложениях однородные члены, обозначают (заключая в овал) союзы. В итоге создаётся таблица.











 

Запятая

Союзы

 

1.0,0

а; но; да (но); зато

 

2. 0, а 0

ни-ни; не то - не то

 

3. то 0, то 0

или - или

 

4. не только О, но и 0

как, так и; не только, но и; если не, то

5.0иО

и; или; либо; да (и)

 


Затем учащиеся сами, глядя на таблицу, выводят правило: запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да (и).

Вопрос: к какому разряду сочинительных союзов относятся эти союзы? (Соединительные, разделительные.)

III.  Учащиеся знакомятся с правилом в интерпретации учеб­ника §21.

IV.  Закрепление изученного.

 

1.     Упр. 237.

2.     Упр. 236 (отличить однородные члены предложения, соединенные союзом и, от сложносочиненных предложений с этим союзом).

3.     Дополнительный материал к этому упражнению.

1. Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сло­жили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежин­ки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запа­хом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочар-ников).

Задание:

1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения



2)  запишите номер неполного предложения (№ 2);

3)  выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).

V. Задание на дом:

§ 27, подготовка к уроку-семинару.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!