СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес – природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить   знания учащихся о лесе, как природном сообществе, формировать умение определять обитателей леса по их описанию или основным признаках;

 Воспитывать познавательный интерес, культуру поведения на уроке, взаимоуважение и поддержку, аккуратность, внимание к своему здоровью,  любовь и  бережное отношение к природе и окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Лес – природное сообщество»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Арсеньевского городского округа






Урок по предмету: «Окружающий мир»











Учитель начальных классов И. Д. Баранова

Высшая квалификационная категория



2019 год


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Виды информации. Свойства информации.

ФИО (полностью)

Баранова Ирина Дмитриевна

Место работы

МОБУ «СОШ №5»

Должность

учитель

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 «Б»

Тема урока

Лес – природное сообщество

Оборудование

Базовый учебник Окружающий мир. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов О.В.Бурских, Картина смешенного леса, картинки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, кроссворд, тест «Цепи питания», сундучок Лесовичка с заданиями.


  1. Цели и задачи:

Обучающие: Закрепить и расширить знания учащихся о лесе, как природном сообществе, формировать умение определять обитателей леса по их описанию или основным признаках;

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, умения слушать учителя и других учеников, сравнивать, принимать участие в обсуждении, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, культуру поведения на уроке, взаимоуважение и поддержку, аккуратность, внимание к своему здоровью, любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.

9. Тип урока: урок закрепления знаний и умений с использование игры-соревнования, которая создаёт у учащихся стремление выполнять задания быстрее и качественнее соперника.

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, в парах.

  2. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

  3. Структура и ход урока











СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


I. Организационный момент


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.


Здравствуй солнце, здравствуй лес, мы попали в край чудес!


Приветствие.


Порядок рабочего места, готовность к уроку.


Читают

1


II. Актуализация необходимых знаний


Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Сообщение темы и цели.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по лесу, для того, чтобы обобщить знания о животном и растительном мире леса, о том, как они приспосабливаются друг к другу.

Это не простое путешествие. Это игра соревнование.

Прежде чем начать эту игру, мне нужны два представитель от каждой команды, который будет сегодня цветоводами, они будут выращивать цветы(баллы) на лесной полянке. На чьей поляне будет больше цветов, та команда и победит.

Молодцы! Лесовичок доволен вашим представлением.

Сегодня он сам пришёл к нам на урок. (вывешиваю картинку)



Завязка, эмоциональный настрой.

Определяют тему работы

Работают в группах.


Коммуникабельность.





Представление команд.

Эмблема

Девиз


3


III. Повторение изученного материала

Тест «Установи соответствие».


Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

  1. Вопросы теста задаются командам по очереди.

  2. Выберите сочетание, при котором не будет происходить круговорота веществ. (см. приложение)

  3. Каково значение леса в природе?

Дети отвечают на вопросы.


Команда работают в группах с карточками, выполняя задание

Делают вывод.




5



IV. Закрепление изученного материала


«Сундучок сюрпризов»


Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Я открываю сундучок Лесовичка, он приготовил для вас задания, выполнив которые, мы поселим в наш лес всех этих обитателей.

  1. Задание «Угадай по описанию».

  2. Задание «Полянка загадок»

  3. Задание «Угадай кто?» На картинке изображены птицы





1.Учащиеся слушают описание деревьев и растений и называют их.

2. Отгадывают загадки

3. Ребята по картинке узнают птиц.

10


V. Физкультминутка


Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Комментирует движения.


Дети под музыку выполняют движения, напоминающие повадки птиц.

2



VI. Актуализация знаний

Сообщение о берёзе и дубe

Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Ребята, я рассказала Лесовику о вашей исследовательской работе «Деревьях нашего края». Он очень хочет услышать ваши сообщения. Пожалуйста, капитаны.

Выступление капитанов

10













VII. Экологические проблемы

Правила поведения в лесу.

Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Лес доставляет радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье. Но когда человек вмешивается в законы природы, она всегда страдает.

Пока жюри подводит итоги, подготовьте ответы на вопрос: Что надо помнить, когда вы в лесу?




Работа в парах. Выполняют задания, предложенные учителем, объясняют правила поведения в лесу


6



















VIII. Рефлексия

Деятельность учителя


Деятельность ученика


Время

(в мин.)

1. «Лес – это загадка природы, которые вы будете постепенно изучать и разгадывать» - такой наказ даёт нам на прощанье Лесовичок и обещает прийти ещё в гости, а на память он награждает вас медалями и надеется, что вы станете настоящими знатоками природы.

2. Продолжите предложение:

Я узнал …..

Я смог….

Мне удалось ….

Мне хотелось бы ……

Совместное выступление ребят на тему «Берегите природу»









Дети отвечают, делятся своими впечатлениями.

5























IX. Итог урока.

Деятельность учителя



Деятельность ученика


Время

(в мин.)

Вот и закончилось наше заочное путешествие по лесу. На ваших полянах расцвело много цветов. Так пускай наша любимая Земля всегда будет похожа на ваши цветущие поляны!

Ребята, спасибо за работу на уроке. Вы все были очень активны, показали свои знания, дружно отвечали на вопросы Лесовичка. Проигравших нет. Пусть всегда побеждает дружба. Молодцы!

«Лес – это загадка природы, которые вы будете постепенно изучать и разгадывать» - такой наказ даёт нам на прощанье Лесовичок и обещает прийти ещё в гости, а на память он награждает вас медалями и надеется, что вы станете настоящими знатоками природы.


1





























Приложение

Повторение изученного материала.

1.Тест «Установи соответствие».

( Вопросы теста задаются командам по очереди.)

1. Как называется единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способны совместными усилиями поддержать круговорот веществ? (Экосистема)

2. Назовите профессии экосистемы. (Производители, потребители и разрушители)

3. Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом - это (круговорот веществ? )

4. Цепочка поедающих друг друга организмов – это (цепи питания)

5. Какую роль растения выполняют в круговороте веществ? (Главные производители.)

6. Какую роль выполняют животные в круговороте веществ? (Не только участвуют, но и регулируют.)

2. Работа по карточкам

Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. (Задание обеим командам на карточках.) Выберите сочетание, при котором не будет происходить круговорота веществ:


Карточка 1:«Выберите сочетание, при котором не будет происходить круговорота веществ»

а) дуб гусеница микробы;

б) лось жук-мертвоед волк микробы;

в) трава суслик жук-мертвоед микробы.

Карточка 2:«Выберите сочетание, при котором не будет происходить круговорота веществ»


а) дуб гусеница микробы;

б ) лось жук-мертвоед волк микробы;

в ) трава суслик жук-мертвоед микробы.



3.Каково значение леса в природе? (отвечают все участники)


(Лес - главный источник кислорода, защитник водоёмов, почвы, воздуха, источник древесины, место отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений.)

Лес- дом для растений, животных и грибов!



Закрепление изученного материала «Сундучок сюрпризов»

1. «Угадай по описанию»

1. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (Черёмуха)

2. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зеленые круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (Лиственница)

3. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения дерева летят к нему пчелы. И мед потом будет самый вкусный и душистый. (Липа)

4. Дерево с большими, красиво вырезанными листь­ями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты. (Клён)

5. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)

6. Этот кустарник – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. (Шиповник)

7. Когда-то в русском языке было такое слово «можжа». Означало оно «узел». Посмотри, какие узловатые ветки у этого кустарника, и ты сразу догадаешься, как он называется. В Средней Азии этот кустарник называют арчой. (Подсказка. Посмотрите на корень этого слова) (Можжевельник)

8. Этот род кустарниковых растений растёт на юге Дальнего Востока. У него чёрные ягоды и колючий ствол. В медицине используется, как тонизирующее средство. (Подсказка. В его названии спрятал морской повар) (Элеутерококк)

9. Это редкое травянистое растение растёт в южной части Дальнего Востока, цветёт раз в три года, а плодоносит в 5-6 лет. Цветёт мелкими жёлто-зелёными цветочками, а плоды красные. (Подсказка. Его ещё называют «корень жизни» или «человек-корень») (Женьшень)

10. Это растение растёт тоже в лесах Дальнего Востока. Плоды используются в медицине, как тонизирующее средство, в парфюмерии, для изготовления кремов. Многие разводят его, как декоративное, оно красиво плетётся. (Подсказка. Стебли, корни и плоды при растирании пахнут лимоном) (Лимонник)


2.«Поляна загадок»

1.Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто, камешками набито.

(Ягода шиповника.)

2. Маленький мужичок - костяная шубка. (Орех.)

3. Губа белена, а маковка зелена. (Береза.)

4. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

6. Дитя еще не родился, а уже отдан на воспитание. У кого это? (Кукушка.)

7. Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой расту под горой. (Береза)

8. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. (Липа)

9. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

10. Летом с него снег - просто смех! Снег по городу летает, почему же он не тает? (Тополь)

11. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

12. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

13. Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки опадают те иголки. (Лиственница)

14. В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Рябина)

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

16. На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек

держит алый огонек. (Земляника)

17. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, зовусь я... (Подосиновик)

18. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

19. Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая -известная персона. Кто она? (Ворона)

20. Какие птицы в фильме про­гнали ворону? (Дрозды)

21. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит, голосом речистым, чистым «Кле-кле-кле» кричит со свистом? (Клест.)

22. Может и свариться, может и разбиться. Если хочешь — в птицу может превратиться. (Яйцо.)

23. Злая, как волчица, жжётся, как горчица. Ай, не трогайте меня! Обожгу и без огня.

(Крапива)

    1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

25. Чернокрылый, красногрудый, он везде найдёт приют. Не боится он простуды

с первым снегом тут как тут (Снегирь)

26. Черный каратуз, не по росту груз. (Муравей)

27. Сидит на ветке, а не птица, рыжий хвост, да не лисица. (Белка)

28. Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

29. В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб.)

30. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

31. Сидит бык, у него шесть ног – и все без копыт. (Жук.)

32. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)

33. Днём и ночью по полю рыщет, добычу ищет. (Волк.)

34. Косой бес поскакал в лес. (Заяц.)

35. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

36. Знает умница сама -в шубе вся её краса, шубы нет в лесу красивей, зверя нет в лесу хитрей. (Лиса)

37. Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

38. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

39. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

40. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)




3. «Угадай кто?» - картинки с изображением птиц


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!