В современной науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у младших школьников. В своей работе мы активно взяли на вооружение метод проектов, как один из требований образовательных стандартов. Постепенно овладевали суммой знаний и внедряли на практике. Но нужно ещё и уметь публично представить результаты проектно-исследовательской деятельности. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так: чтобы пройденный материал остался в памяти ученика; чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках; чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме? Одним из способов достижения этой цели образования может стать создание лэпбука. Это моя педагогическая находка, которой я уделю несколько минут. Такая форма представления итогов проэкта используется американскими педагогами, школьниками и родителями. | 1 слайд |
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная папка с кармашками, дверцами, окошечками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. Это прекрасный способ найти и подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. | 2 слайд |
В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Именно эти свойства лэпбуков делают их отличным заключительным звеном при проведении краткосрочных проэктов. Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми). | 3 слайд |
работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1. целеполагание (выбор темы) 2. разработка лэпбука (составление плана) 3. выполнение (практическая часть) 4. подведение итогов | 4 слайд |
Выбор темы: В зависимости от назначения лэпбуки бывают: -учебные; -игровые; -поздравительные, праздничные; -автобиографические (папка отчет о каком-то важном событии в жизни обучающегося). Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. Затем распределить поиск информации между учащимися. Объяснить, в каком виде должна быть представлена информация. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». | 5 слайд |
Когда вы определились с темой можно переходить к плану. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на: развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики; может проходить знакомство с терминологией; использоваться связь с жизнью, межпредметные связи; может быть предложена работа с геометрическим материалом и т.п. На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся. На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное. Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт. 3. Макет 3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Элементы могут быть такими: Кармашки. (обычные), Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.) Конвертики обычные. Конвертики фигурные. Вращающиеся круги. Книжки простые. Книжка-гармошка. Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины. Лист, сложенный в несколько раз (2, 4). Полоса, сложенная в несколько раз. | 6 слайд 7 слайд |
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать. Например, я работала в Word. | 8 слайд |
Материалы и инструменты Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками. Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры. Ножницы. Клей-карандаш для бумаги. Степлер. Скотч. Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения. Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Что же получается на выходе? Примеры образовательного продукта на слайдах. | 9 слайд |
Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущество использования лэпбука. Лэпбук помогает: -структурировать сложную информацию; -развивает познавательный интерес и творческое мышление; -разнообразить даже самую скучную тему научить простому способу запоминания; -объединить учеников для увлекательного и полезного занятия; - информативен; -полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; -пригоден к использованию одновременно группой обучающихся; -вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); -обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся. | 10 слайд |
Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания. Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И как правило, одного урока или внеурочного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. | |
Минусы: Но в этом же кроется и минус – сложно оценивать. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику. Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося | |
Мною было проведено анкетирование учащихся. И по результатам анализа анкет, видно, что детям такая работа (создание лэпбука) нравится, они с желанием и интересом принимают участие. А также было выявлено, что такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость. Наши яркие лэпбуки Лечат нас, детей, от скуки! Фишка модная такая- Развиваться помогает! Улучшается мышление, Творчество, воображение | |
Используемая литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. Источники информации: https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei | |