СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал по теме "Функциональная грамотность и её развитие на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использования функциональной грамотности на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал по теме "Функциональная грамотность и её развитие на уроках музыки"»

Лекционный материал по теме
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ КАК КОМПОНЕНТА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ).


автор-составитель: Бессарабова С. М., учитель музыки МБОУ «СШ №29» г. Смоленска


На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

Раньше в школе проходил урок пения, на котором разучивались исключительно песенный материал, а теперь это полноценный урок музыки, на котором развиваются творческие (и не только музыкальные) способности ребенка. Такой урок как раз и требует новых подходов и профессиональных навыков учителя. Уроки музыки позволяют сегодняшним «цифровым» детям получить основы музыкальной грамотности, обогащать духовный мир через прикосновение к одному из самых тонких и древних компонентов культуры –музыке во всем ее многообразии. Залог успеха, на наш взгляд, заключается в новом взгляде на саму структуру современного урока музыки, в переосмыслении роли учителя на таком творческом уроке.

Сегодняшних учеников не так-то просто заинтересовать классическими музыкальными произведениями, поэтому под главной своей задачей мы понимаем развитие эстетических представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных компетенций, умение осознавать эмоции и правильно их выражать, что является одним из главных навыков в современном быстроменяющемся мире.


Из опыта работы
(приемы и методы, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся)


  1. Развитие навыков устной речи на уроках музыки.

Развивать речь детей — значит, регулярно работать над её содержанием на всех уроках, учить построению предложений, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей.

Уже в начальной школе, отвечая на простейшие вопросы: «Какая музыка по характеру?», «Какое настроение создает эта музыка?», «Что под нее хочется делать?», дети учатся формулировать свою мысль грамотно, отвечать полным ответом, внятно и четко проговаривая слова, чтобы остальным ученикам было интересно слушать этот ответ. Параллельно развиваем у детей умение объяснять свою позицию, аргументировать ее и, при необходимости, уметь отстаивать свое мнение. Обращаем внимание на лучшие и полные ответы обучающихся, хвалим. Дети любят подражать друг другу. Хвалим каждого за его достижения, а так же за более точные, красивые или неизбитые в каждодневном употреблении слова.

От класса к классу повышаются требования к развернутости ответа, к его точности и образности. Так же усложняются задания, направленные на развитие образного мышления, а, соответственно, и на развитие речи.


  1. Одним из приемов формирования метапредметных навыков является словесное рисование по прослушанному музыкальному произведению.


Данный метод позволяет активизировать когнитивные способности ребенка, что само по себе способствует расширению представлений о действительности, сформировать навыки критического мышления. Музыка – особый предмет, и применение традиционных педагогических приемов не всегда приемлемо, поэтому мы стремимся адаптировать приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в изучении смежных творческих дисциплин.

Метод словесного рисования мы начинаем применять уже в начальной школе, где предлагается изучать вокальные произведения, в которых хорошо прослеживается сюжет. Так как основа вокального произведения составляет не только мелодия, но и текст, то школьникам привычнее начинать работу именно с толкования словесных выразительных средств. Затем мы обсуждаем взаимосвязь содержания произведения и его музыкальное решение, после чего предлагаем детям включить в пояснение смысла собственное восприятие. На заключительном этапе работы с произведением мы, собственно, и подключаем метод словесного рисования, заключающийся в том, что ребенок излагает свое восприятие музыкального произведения в форме законченного логически связанного словесного отклика.


Постепенно в старшем возрасте, осуществляем переход к работе с инструментальными произведениями, давая больший простор творческому воображению школьников. Теперь основу работы с музыкальным произведением в старшем школьном возрасте составляет жизненный опыт, сопровождаемый разнообразными эмоциями и чувствами. Главная задача учителя на данном этапе – приобщить ребенка к проявлению лучших человеческих качеств, предложить лучшие эстетические образцы для выражения этих чувств.







Предлагаем структуру урока музыки, построенного на основе метода критического мышления:

  • непосредственно музыкальных терминов, связанных с:

  • названием жанров музыки (опера, балет, симфония, кантата),

  • названием музыкальных инструментов (саксофон, контрабас, гобой, туба),

  • названием исполнителей (дирижер, солист, вокалист)

  • определением средств музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика) и т.д.

 

  1. Развитие слуховых, речевых и зрительных восприятий музыки и искусства как метод психологической коррекции поведения.


Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для детей с нарушением речи, помогает исправлять ряд речевых недостатков. Особое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, невнятному произношению, проглатыванию окончаний слов, сложным в произношении словам и словосочетаниям. Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Это помогает зрительному восприятию и сравнению увиденного (зрит-ельного) и услышанного (слухового). Эти приемы помогают улучшению всех видов памяти. Помогают познакомиться с лучшими образцами разных видов искусства, их представителями, историей создания.


Развитие творческих способностей как основного компонента функциональной грамотности обучающихся.


Функциональная грамотность предполагает развитие ценностей направленных на саморазвитие личности.

Функционально - грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями и интересами, опирающийся на опыт других людей, пока не получит свой собственный.
На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности. 
А уже перед подростком раскрыть систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы.


На уроках хорошо рассмотреть этап в жизни композитора и связать с созданием произведения. Например: «Соната 14 (Лунная)» Л. Бетховена и любовь композитора к Джульетте Гвиччарди. А его болезнь, борьба и принципы тоже отражены в других произведениях. Исполнение музыкантами его произведения на тонущем «Титанике». Ученики всегда хотят поделиться своими рассуждениями и мыслями. Понять, что любые трудности преодолимы и никогда не надо отчаиваться.
Обязательно использовать современные обработки произведений композиторов - классиков. Это всегда воспринимается живо и вызывает спор. Дети и подростки всегда безошибочно отличают хорошую обработку от не очень хорошей. И любят пофантазировать – понравилась бы данное произведение самому автору или нет.
Полезно знакомить с современными образцами хороших песен. Рассуждать о содержании, музыке, авторском исполнении и возможных вариантах другого исполнения. Это прививает вкус и избирательность. И главное, давать самовыражаться во время исполнения. Помочь преодолеть зажатость и ложный стыд. Ведь в пении нет ничего стыдного, как и в чтении стихов на публику.



Интернет- ресурсы:


*Во время дистанционного обучения помогли учителям и ученикам в изучении и преподавании материала различные современные технологии. На уроках так же используются материалы, добытые обучающимися в сети Интернет; участие в онлайн-тестах; работа с материалами Российской электронной школы и Инфоурок.

Как человек творческой профессии каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа индивидуально, в парах, группах; использую опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.
Я даю базовые навыки своим ученикам, которые им пригодятся для жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы они не занимались.


Использованные материалы:

  1. https://multiurok.ru/files/funktsionalnaia-gramotnost-obuchaiushchikhsia-na-u.html

  2. Развитие связной речи на уроках музыки (infourok.ru)
    https://infourok.ru/tvorcheskiy-podhod-k-formirovaniyu-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-muziki-cherez-primenenie-sovremennih-pedagog-1062901.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!