СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекционный материал : Истоки развитие общественно-политической мысли

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал предназначен для студентов изучающие историю

Просмотр содержимого документа
«Лекционный материал : Истоки развитие общественно-политической мысли»

Истоки и развитие общественно-политической мысли


Древние тюрки – первопредки тюркских народов.
Суфизм – одно из течений исламской религии. 

Кюльтегин – полководец Восточно-Тюркского каганата, политический деятель.


  1. Предпосылки и условия развития общественно-политической мысли в древности и Средневековье.

История общественно-политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку подобные идеи рождаются вместе с появлением государства. На территории Казахстана первые государственные образования создали древние сакские племена еще в VIII–III веках до н.э. Саки обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность, мифологию, уникальное ювелирное искусство «звериного стиля», которое сложилось как выражение мировоззрения и идеологии кочевников. Важнейшими источниками истории сакских племен, их материальной и духовной культуры являются археологические памятники – курганы, наскальные рисунки и мн. др. Так, в кургане Иссык, на месте захоронения «Золотого человека», были обнаружены серебряная чаша с надписью из 26 знаков и многочисленные предметы искусства, выполненные в «зверином стиле». Сведения о саках мы также встречаем в персидских, греческих и китайских источниках.

  Процесс зарождения государственности, а следовательно, и общественно-политической мысли, начавшийся в сакском обществе, получил дальнейшее развитие в обществе гуннов, усуней, канглы, затем в государственных образованиях древних тюрков. С середины VI века начинается эпоха средневековых тюрков. Одни государственные образования сменялись другими: сначала появился Тюркский каганат, впоследствии разделившийся на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский, затем Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, Караханидов, а также кимаков и кыпчаков.
  В начале XIII века на территории Казахстана существовали родственные улусы (Жошы) Джучи и Чагатая, в ходе последующего распада которых появились новые государственные образования – Алтын (Золотая) Орда, Ак Орда, Могулистан, ханство Абулхаира.
  Правители и интеллектуальная элита (каганы, ханы, советники, мыслители, ученые, поэты и др.) активно занимались общественно-политической деятельностью, направленной на укрепление устоев государства, осуществление действенной внешней и внутренней политики. Они были носителями тех или иных общественно-политических воззрений, которые зафиксированы в каменных памятниках, исторических трактатах, дипломатической переписке, трудах мыслителей, поэтических произведениях.

  В древности и Средневековье на земле Казахстана существовали различные формы независимых государственных образова- ний на местной древнетюркской, тюркской и кыпчако-казахской основе. Но при этом население этих государств с присущими ему особенностями – языком, ментальностью, религиозными воззрениями, обычаями и традициями, а также со своеобразным хозяйственно-культурным типом – оставалось в основном автохтонным.
  Удержать, защитить и сохранить для потомков огромные земли, на территории которых сегодня могла бы свободно разместиться практически вся Западная Европа или пять Франций, было посильно только государствам, народ которых обладал духом свободы, бесстрашием и мощной идеологией. Ее формировали известные правители, мыслители, философы и видные общественные деятели.

Вспомните
Какие древние и средневековые государства существовали на территории Казахстана?

  2. Анахарсис, Моде, Кюльтегин и Коркыт-Ата. В истории мудрец и философ Анахарсис был известен под именем «скиф Анахарсис». Мыслитель проповедовал простую и скромную жизнь, размышлял о ценностях дружбы («Лучше иметь одного многоценного друга, чем многих малоценных»), о добре и зле, призывал современников соблюдать законы государства. Анахарсис видел проявление справедливости в том, чтобы все – и бедные, и богатые – были равны перед законом («Закон – паутина: когда попадаются слабые и бедные, их удерживают, а сильные и богатые вырвутся»), призывал политиков очень внимательно относиться к слову и быть сдержанными в суждениях («Беда голове от языка»).

Анахарсису принадлежит много других афоризмов, изречений и крылатых слов, которые имеют ярко выраженный индивидуальный характер и позволяют судить о его мировоззрении. Одним из могущественных и влиятельных правителей гуннов был Моде. В 209 году до н.э. он пришел к власти и провел ряд реформ по укреплению своего государства, создал мощную армию, численность которой, по китайским источникам, составляла около 300 тыс. воинов. Моде считал, что главной ценностью любого государства и народа является земля: «Земля есть основа государства, как можно отдавать ее?»

Назовите
Личности, внесшие вклад в усиление Тюркского каганата.

Подумайте
Какие мудрые изречения и пословицы казахского народа, связанные с землей, вы знаете?

  Кюльтегин – мудрый государственный деятель и легендарный полководец тюркского народа, объединивший множество степных племен и сумевший продолжить традиции великой кочевой цивилизации. Его подвиги воспеты в героической поэме, выбитой на каменной стеле. Датский ученый В. Томсен в 1893 году установил, что этот памятник рунической письменности, найденный в Монголии, содержит тексты на тюркском языке. На камне высечены слова, которые приписывают Кюльтегину при жизни: «Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ… Я творил добро».

  Кюльтегину удалось добиться большого уважения тюркского народа своими деяниями и трудом, которые описываются в следующих строках: «Служил я, спать не ложась, служил я, днем не садясь, проливая красную кровь свою, понуждая струиться свой черный пот, народу тюрков отдавая силу и труд».
  В Средние века жил и творил известный акын, мыслитель, поэт-песенник и композитор Коркыт-Ата. Он посвятил свою жизнь поиску лучшей доли для народа и призывал его соблюдать древние традиции гостеприимства, милосердия и взаимопомощи. После себя Коркыт-Ата оставил бессмертные кюи.
  3. Абу Насыр аль-Фараби и его наследие.

Абу Насыр Мухаммад аль-Фараби был одним из крупнейших мыслителей Востока. Поиск и стремление к достижению человеком совершенства пронизывают все творческое наследие аль Фараби, которое оказало огромное влияние не только на ученых Востока, но и на общественно-политическую мысль средневековой Западной Европы.
  Наиболее известен его труд «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором аль-Фараби, опираясь на политические и этические идеи древнегреческих философов, прежде всего Аристотеля и Платона, и социальные идеи Востока, разработал теорию общественного устройства. Мыслитель считал, что во главе добродетельного города и религиозной общины должен стоять мудрый правитель, цель которого – сделать счастливыми всех жителей города, где царствуют добро, справедливость и нет места злу и насилию.
  По мнению аль-Фараби, правитель города обязан обладать следующими качествами: быть мудрым, знающим, справедливым, честным, дорожить своей честью, стремиться к постижению истины, не заниматься накопительством, а также быть воздержанным в еде и напитках. Если правитель будет соответствовать этим критериям, заботиться о больных и немощных, справедливо распределять богатства государства, то народ его будет жить в достатке, благополучии и согласии. Аль-Фараби считал, что «достигнуть счастья можно лишь через единство народа и взаимную помощь».

  Добродетельному городу философ противопоставлял невежественный город, правители и жители которого не знают, что такое истинное счастье, и даже не пытаются к нему стремиться. Счастье для них – это возможность быть богатыми, предаваться наслаждениям и совсем не утруждать себя получением знаний и образования. Своим потомкам аль-Фараби оставил много мудрых советов, наставлений, изречений, например: «Если хотите узнать будущее страны, покажите мне свою молодежь, и я предскажу вам будущее».

Выясните
Как в нашем государстве оценены заслуги аль-Фараби?

  4. Юсуф Баласагуни. Этот выдающийся тюркский поэт, философ и мыслитель является автором знаменитой поэмы «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Природный талант оратора, работа на государственной службе в качестве министра двора, глубокие познания в области литературы той эпохи, в том числе арабоязычной, позволили ему сформулировать основные проблемы, с которыми сталкивается общество и государство.
  Баласагуни искренне верит в то, что знания – это богатство и только на основе образования и просвещения можно достичь совершенства в управлении государством и общественной жизни. Он призывает современников постоянно познавать мир, пополнять знания и повышать образование («Не думай, как бы ни был ты велик, что ты всего достиг и все постиг»).
  По мнению поэта, все члены общества должны дружелюбно и уважительно относиться к людям труда – земледельцам, скотоводам, ремесленникам, которые обеспечивают их продуктами питания и предметами быта.  

  В своей поэме Баласагуни осуждает общество, разделенное на богатых и бедных. Он призывает правителей быть справедливыми при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, не разделять людей на беков и рабов, а относиться к ним одинаково. Только когда глава государства действует на основе закона, возникает идеальное государство. Баласагуни дает мудрые наставления правителю, считая, что идеальная форма управления страной зависит от его нравственной чистоты и моральных качеств («Отсутствие в правителе коварства – залог удач и процветанья царства»). Поэт считает, что жизнь преходящая и человек должен оставить после себя добрые слова и поступки («Две доблести в муже не знают предела: хорошее слово и доброе дело»).

Выскажите свое мнение
Какую общественную ценность имеют труды Ю. Баласагуни в настоящее время?

  5. Махмуд Кашгари. Потомок Богра хана Махмуд Кашгари – автор знаменитого труда «Дивани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), в котором обобщен обширный материал о жизни и быте тюркских племен. Кашгари считал, что процветание общества во многом зависит от его нравственного состояния, что в гражданах надо воспитывать патриотизм, верность и преданность Родине, храбрость и бесстрашие на поле битвы.
  Мыслитель призывал своих современников не быть горделивыми («Стремись к добродетели, а приобретя ее, не будь гордым»), не стремиться к обогащению («Вещи, имущество человека – его враги. Скопив богатство, думай, что это низвергся поток воды – словно валун, катит оно своего обладателя вниз. Все мужи испортились из-за вещей»).

  Кашгари, для которого материальные блага не представляли никакого интереса, оставил своим потомкам ценное наследство в виде мудрых наставлений: «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления о добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему!»

  6. Ходжа Ахмед Ясауи. Имя этого известного мыслителя, философа, суфийского поэта было хорошо известно не только на территории Туркестана, но и в Мавераннахре, Хорасане, Поволжье, Азербайджане, Анатолии и др. Его знаменитый труд «Дивани хикмет» («Книга мудрости»), написанный на кыпчакском диалекте тюркского языка, раскрывает взгляды автора на такие общечеловеческие ценности, как благородство, чистота помыслов, стремление к совершенству. 

Подумайте
Каких еще восточных мыслителей вы знаете?

Какие пословицы и поговорки из труда М. Кашгари встречаются в современном казахском языке?


Контрольные вопросы?

1. Вспомните, почему древние кочевники поклонялись Матери-Земле.
2. Почему в Средние века усилилось развитие общественно-политической мысли?
3. Что побудило М. Кашгари к созданию труда «Дивани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)?
4. Кого из современников вы можете отнести к мыслителям? Приведите его мудрые изречения.
5. Какие общие взгляды древних и средневековых мыслителей актуальны в настоящее время?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!