Тема 3. Система управления муниципальной собственностью в ДНР
3.1. Муниципальная собственность, объект и субъект
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования, то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).
Местное самоуправление в ДНР – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» .
Местное самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и составляет тем самым «одну из основ конституционного строя ДНР», то есть население ДНР – источник власти на всей её территории.
Местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений , в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества .
Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество
Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью» . И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности :
1. глава муниципального образования;
2. представительный орган муниципального образования;
3. структурные органы и подразделения местной администрации;
4. орган управления муниципальным хозяйством;
5. муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
6. другие организации с правом управления муниципальной собственностью.
Выделяют следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства , основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт и связь , к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы .
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды . Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.
Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят:
1.имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и 2.природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
3.муниципальные предприятия и организации,
4.муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
5.муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
6.муниципальные учреждения различных отраслей,
7.другое движимое и недвижимое имущество.
В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия .
К таким объектам относят:
1.городские парки,
2.памятники культуры.
Муниципальные земли и другие природные ресурсы
Муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения
Средства Местного Баджета
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Муниципальные внебюджетные фонды
Муниципальные предприятия и организации
Другое движимое и недвижимое имущество
Имущество органов МСУ
Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта
Рис.1.6. Структура муниципальной собственности
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. В Конституции определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .
местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Гражданский кодекс определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования.
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать .
В настоящее время в ряде городов приняты законы о местном референдуме , которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.
3.3. Формирование муниципальной собственности.
Право муниципальной собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами .
Выделяют способы
1.административные
2.гражданско-правовые.
Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.
В Законе закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
- путем взимания налогов и иных обязательных платежей , подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
- путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством ДНР;
- при разграничении государственной собственности в ДНР на республиканскую собственность, государственную собственность субъектов республики и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством ДНР;
- при передаче объектов республиканской собственности в муниципальную собственность в порядке , устанавливаемом республиканским законом;
- при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность в порядке , установленном Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом;
- при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
- при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований ;
- путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности ;
9. по иным основаниям ,
Право муниципальной собственности прекращается в случае :
- гибели или уничтожения имущества;
- при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;
- в порядке разграничения муниципальной собственности;
- путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом ДНР или договором;
- по иным основаниям, предусмотренным законами ДНР.
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения :
- о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения;
- о ведении реестров муниципальной собственности;
- о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности;
- о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений;
- об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Домашнее задание тема 3
- 1. Конспект
- 2. Определения
- 3.Сообщение, доклад, реферат:
Темы :
- Муниципальные учреждения города (Торез, Снежное, Шахтерск)
- Положительные стороны муниципального учреждения
- Отрицательные стороны муниципального учреждения
- Проблемы муниципальных учреждений
- Мотивы создания муниципальных учреждений