СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекцияна тему: Понятие состава издержек производства и обращения. Понятие расходов организации, их состав

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «затраты», «расходы», «издержки». Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл.

Просмотр содержимого документа
«Лекцияна тему: Понятие состава издержек производства и обращения. Понятие расходов организации, их состав»

Лекция 29   Понятие состава издержек производства и обращения.

Понятие расходов организации, их состав



1. Тарифная система и ее элементы.

2. Классификация затрат. 

3. Управление издержками на предприятии.

1. Понятие издержек производства


В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «затраты», «расходы», «издержки». Неправильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл.

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Как видно из определения затраты характеризуются:

- денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

- целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

- определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственно-сбытовой деятельности.

Издержки подразделяются на издержки производства (затраты предприятия в процессе производства) и издержки обращения (затраты сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические). Например, издержки производства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Затраты лежат в основе расчетов себестоимости продукции, которая является экономической категорией и регулируется законодательно.

Оценка издержек (затрат), а затем поиск путей их снижения – обязательное условие преуспевания любого эффективного бизнеса. Снижение уровня издержек, обеспечивает, при прочих равных условиях, рост прибыли, получаемой организацией, т.е. экономическую эффективность ее функционирования.

С точки зрения управленческого решения, все затраты (впрочем, как и поступления) организации могут быть классифицированы в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного принимаемого решения. По этому критерию затраты организации необходимо подразделять на релевантные и нерелевантные затраты. Те затраты, которые изменяются в результате принимаемого решения, называются релевантными. Затраты компании, на которые принимаемые решения влияния не оказывают, являются нерелевантными, т. е. к ним не относящимися (незначимыми).

Прежде чем руководство организации сможет принять взвешенное решение по конкретной проблеме, ему необходимо включить все релевантные затраты, относящиеся к рассматриваемому решению, в алгоритм (процесс) принятия решения. Включение нерелевантных затрат или игнорирование любых релевантных издержек приведет к тому, что решение менеджеров или руководства организации будет основано на неверных данных и, в конечном счете, принятые решения окажутся неверными. Продолжим рассмотрение классификации затрат на релевантные и нерелевантные, проанализировав данные, представленные в примере 1.

Пример 1. Предположим, что организация несколько лет назад купила сырье за 50 000 руб, и в настоящее время у нее нет возможности продать эти материалы или использовать их в будущей продукции за исключением варианта выполнения заказа от прошлого своего заказчика, который готов купить всю партию товара, для изготовления которого потребуются все указанные материалы, но не намерен платить за него больше 125 000 руб. Дополнительные издержки, связанные с переработкой материалов в требуемый товар, составляют 100 000 руб. Следует ли компании принять к исполнению рассматриваемый заказ? Несомненно. Издержки на материал являются для принимаемого решения безразличными, нерелевантными, так как они останутся теми же самыми независимо от того, будет данный заказ принят или отвергнут. Релевантными же издержками являются 100 000 руб. на выполнение заказа. Если сопоставить 125 000 руб. поступлений с релевантными затратами в 100 000 руб., то становится понятным, почему заказ целесообразно принять. Если компания примет предложенный заказ, она улучшит свое финансовое положение на 25 000 руб.



  1. Классификация затрат


Разделение затрат по различным классификационным признакам позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ этих затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции (табл.1).

Таблица 1 - Классификация затрат

Классификационные

затраты

Затраты

(издержки)

Содержание

В зависимости от объема производства продукции.

Валовый (общие) издержки (totalcost -–ТС) ТС=FC + VC

Условно-

постоянные

(fixedcost –FC)

Существенно не изменяются при изменении объема производства (амортизация основных производственных фондов; расходы на оплату труда управленческого персонала, на отопление, освещение; арендная плата за помещения, оборудование и пр.)

Условно-

переменные

(variablecost – VC)

Изменяются в прямой зависимости от объема производства (расходы на сырье, основные материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию; заработная плата и ЕСН основных рабочих и др.)




По составу




Простые

одноэлементные

Состоят из одного элемента: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические нужды; основная и дополнительная заработная плата, ЕСН производственных рабочих

Комплексные

сложные

Состоят из нескольких экономических элементов: РСЭО, цеховые расходы, ОЗР, коммерческие расходы



По признаку участия в производственном процессе





Основные

Непосредственно связаны с выполнением производственного процесса (расходы на сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию; заработная плата и ЕСН основных рабочих)


Накладные

Связаны с управлением и обслуживанием процесса производства (РСЭО, цеховые расходы, ОЗР, коммерческие расходы)






По способу включения в себестоимость продукции







Прямые


Формируются на единицу продукции и могут быть отнесены непосредственно на себестоимость конкретного изделия (работы, услуги) (затраты на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты; заработная плата и ЕСН основных рабочих)

В производствах, где выпускается один вид продукции (добыча угля, железной руды и т.д.), все расходы относят к прямым



Косвенные

Связаны со всей производственно-хозяйственной деятельностью цеха (предприятия), которые невозможно отнести на себестоимость конкретного изделия (работы, услуг) (РСЭО, цеховые расходы, ОЗР, коммерческие расходы)





3. Управление издержками на предприятии



Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации является составной частью управления предприятия в целом. Для решения этой проблемы разрабатывают общую комплексную программу, которая зависит от специфики предприятия, текущего состояния и перспектив развития с учетом изменившихся обстоятельств, и в ней отражаются следующие мероприятия:

  1. По более рациональному использованию материальных ресурсов:

  • внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать материальные ресурсы;

  • совершенствование нормативной базы предприятия;

  • использование новых материалов;

  • комплексное и рациональное использование сырья и материалов;

  • использование отходов производства;

  • улучшение качества продукции и снижение брака, повышение входного контроля за качеством поступающих материальных ресурсов.

  1. По улучшению использования основных фондов:

  • освобождение предприятия от излишних машин и оборудования;

  • использование производственных мощностей предприятия не менее чем на 80 – 90%.

  • сдача имущества в аренду;

  • организация системы ППР, направление на улучшение качества обслуживания и ремонта основных фондов;

  • обеспечение большей загрузки машин и оборудования за счет увеличения сменности работы оборудования и уменьшения внутрисменных простоев;

  • повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование;

  • применение ускоренной амортизации активной части основных фондов;

  • замена и модернизация устаревшего оборудования, внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.

  1. По улучшению использования рабочей силы:

  • определение и поддержание оптимальной численности персонала, в том числе сокращение численности административно-обслуживающего персонала;

  • повышение уровня квалификации;

  • повышение производительности труда, которая должна опережать рост средней заработной платы;

  • применение прогрессивных систем и форм оплаты труда;

  • совершенствование нормативной базы;

  • улучшение условий труда и повышение техники безопасности;

  • механизация и автоматизация всех производственных процессов;

  • обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.

  1. По совершенствованию производства и труда:

  • углубление концентрации, специализации, кооперирования производства;

  • внедрение бригадной формы организации производства и труда;

  • внедрение научной организации труда (НОТ): применение передовых методов и приемов руда;

  • подготовка рабочего места, полная его загрузка и др.

Планирование и реализация отдельных мероприятий по снижению издержек производства дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом, поэтому только выполнение комплексной программы позволит минимизировать издержки в полном объеме.

Пример. Фирма приобрела 9 обрабатывающих центров (ОЦ), способных выполнять токарные, фрезерные, сверлильные операции для изготовления изделия А. Внедрение такого оборудования позволяет провести комплекс мероприятий по минимизации затрат:

  1. рациональное использование материальных ресурсов: модернизация технического процесса на базе ОЦ снизит материалоемкость продукции за счет уменьшения технологических припусков и веса заготовок на 14%. В свою очередь это обеспечивает экономию расхода инструмента, электроэнергии и малоотходность производства. Кроме того, повышается точность и качество обработки деталей, минимизируется вероятность брака;

  2. улучшение использования основных фондов: производительность нового оборудования на 20% выше старого. Гарантийное обслуживание и ремонт ОЦ по условию договора продажи будет осуществляться в течение пяти лет фирмой-изготовителем. К новому оборудованию будет применен метод ускоренной амортизации.

Внедрение ОЦ высвобождает восемь токарных, три фрезерных и два сверлильных станка, по ним приняты решения:

  • списать выработавшие свой срок полезного использования станки: четыре токарных, один фрезерный;

  • продать или сдать в аренду станки: два токарных, один фрезерный и один сверлильный по остаточной стоимости (они имеют небольшой износ);

  • оставшееся высвобождаемое оборудование передать на баланс отдела механика для изготовления запасных частей к машинам и оборудованию фирмы.

Организация работы ОЦ в три смены позволит увеличить объем производства в 2 – 3 раза. Поэтому можно решать вопрос либо о наращивании объема изделия А, либо о внедрении изготовления новых видов изделий;

  1. улучшение использования рабочей силы: технология на базе ОЦ потребует совершенствования структуры производственных рабочих: сокращения количества токарей, сверловщиков, фрезеровщиков и замены их на операторов обрабатывающих центров на базе высшего технического образования. Один оператор ОЦ способен обслуживать 2 – 3 станка, поэтому необходимо подготовить четырех операторов;

  2. совершенствование организации производства и труда: целесообразно организовать бригаду за операторов ОЦ, так как это формирует условия для повышения внутренней взаимовыручки и результативности работы коллектива, что позволит повысить размер премирования работников на 20% (при условии выполнения или перевыполнения плана).

Подобный комплекс мероприятий обеспечить снижение издержек производства и даст весомый экономический эффект.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!