СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по теме "Классификация методов и приемов ознакомления детей с природой"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит  лекционный материал, список литературы, а также  вопросы для контроля знаний по теме "Классификация методов и приемов ознакомления детей с природой", раздел 3 "Методы экологического образования детей дошкольного возраста". Предназначен для учащихся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Классификация методов и приемов ознакомления детей с природой"»

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Содержит материалы для теоретического изучения темы «Классификация методов и приемов ознакомления детей дошкольного возраста с природой», раздел 3. Методы экологического образования детей дошкольного возраста» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: дает определение понятиям «метод экологического образования», прием; классифицирует методы экологического воспитания детей, определяет критерии выбора методов и приемов экологического воспитания детей.

Ключевые вопросы: классификация методов экологического воспитания детей.

Основные понятия: метод, прием.


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПРИРОДОЙ


 Понятие «метод» в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленный на достижение воспитательно - образовательного результата по усвоению знаний, развитию способностей и формированию нравственных качеств и привычек поведения.

Метод с точки зрения экологического образованияспособ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).

Приемконкретный элемент того или иного метода. Чем богаче и разнообразнее приемы, составляющие метод, тем успешнее решается учебно-познавательная задача.

Прием – составная часть метода в одном случае, а при решении других задач может выступать как метод. Метод и прием – взаимосвязанные и взаимопроникающие явления. В чем их различия? Основное различие в объеме и характере учебно-познавательных задач: метод направлен на решение общей учебной задачи, прием – более частной задачи.

Например, на занятии по образовательной области «Ребенок и природа» на тему «Беседа о жизни животных осенью» беседа является основным методом. На занятии по рассматриванию живого объекта, беседа является приемом в работе, направленным на обследование объекта.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Словесный метод - чрезвычайно важен в становлении у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, ибо речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. В системе экологического воспитания словесный метод имеет место в повседневной жизни и на экологических занятиях. На последних он приобретает решающее значение: от «слова» воспитателя (вопросов, пояснений, обобщений, общей логики построения беседы) зависит итоговый результат занятия с детьми любого возраста, процесс формирования полноценных (конкретных и обобщенных) представлений о природе и осознанного отношения к ней. Словесный метод используют для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Практические методы используют с целью уточнения представлений детей, углубления их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приведения в систему полученных знаний, упражнять детей в применении знаний.

Практический метод способствует формированию отношения к природе, прежде всего, через действия ухода за живыми существами. Выявлено, что наравне с действиями имеет значение содержание конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга - это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец правильного взаимодействия человека с природой.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

  1. возрастными возможностями детей,

  2. характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель дошкольного образования

  3. Разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок (требует использования разнообразных методов).

Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

В основе любого метода лежат особенности психического развития обучающихся. Психологической основой классификации методов и приемов является взаимодействие сигнальных систем человека. С 1 сигнальной системой связана чувственная сторона познания (ощущение, восприятие), со 2 – отвлеченное мышление, т.е. связь с внешним миром через 1-ю. Из курса психологии, педагогики ясно, что познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия раздражений на его органы чувств. И чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем богаче и точнее будут представления детей о предмете или явлении. Поэтому в основе ознакомления детей с природой должна лежать наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать их, понюхать, послушать, ощутить их вес. Таким образом, в основу классификации методов экологического образования положены формы мышления детей дошкольного возраста.

В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют 3 группы методов:

НАГЛЯДНЫЕ

СЛОВЕСНЫЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ

МЕТОДЫ

МЕТОДЫ

Наблюдение

Рассказы воспитателя и детей

ИГРА (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая)

Демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов

Беседа

Элементарные опыты

Рассматривание картин, иллюстраций и др.

Чтение художественных произведений о природе

Моделирование



Труд в природе






Вопросы для самоконтроля знаний

Тема «Методы экологического воспитания детей»

  1. Дайте определение понятию «метод экологического образования», «прием».

  2. Раскройте такую особенность методов и приемов экологического образования как взаимопроникновение и взаимосвязь. Приведите примеры.

  3. Раскройте значение наглядных, словесных и практических методов экологического воспитания детей.

  4. Влияют ли особенности психического развития детей на классификацию методов экологического воспитания детей дошкольного возраста?

  5. Укажите классификацию методов экологического воспитания детей.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.



.



 

 

   




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!