ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы «Классификация методов и приемов ознакомления детей дошкольного возраста с природой», раздел 3. Методы экологического образования детей дошкольного возраста» в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: дает определение понятиям «метод экологического образования», прием; классифицирует методы экологического воспитания детей, определяет критерии выбора методов и приемов экологического воспитания детей.
Ключевые вопросы: классификация методов экологического воспитания детей.
Основные понятия: метод, прием.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРИРОДОЙ
Понятие «метод» в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленный на достижение воспитательно - образовательного результата по усвоению знаний, развитию способностей и формированию нравственных качеств и привычек поведения.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).
Прием – конкретный элемент того или иного метода. Чем богаче и разнообразнее приемы, составляющие метод, тем успешнее решается учебно-познавательная задача.
Прием – составная часть метода в одном случае, а при решении других задач может выступать как метод. Метод и прием – взаимосвязанные и взаимопроникающие явления. В чем их различия? Основное различие в объеме и характере учебно-познавательных задач: метод направлен на решение общей учебной задачи, прием – более частной задачи.
Например, на занятии по образовательной области «Ребенок и природа» на тему «Беседа о жизни животных осенью» беседа является основным методом. На занятии по рассматриванию живого объекта, беседа является приемом в работе, направленным на обследование объекта.
В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Словесный метод - чрезвычайно важен в становлении у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, ибо речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. В системе экологического воспитания словесный метод имеет место в повседневной жизни и на экологических занятиях. На последних он приобретает решающее значение: от «слова» воспитателя (вопросов, пояснений, обобщений, общей логики построения беседы) зависит итоговый результат занятия с детьми любого возраста, процесс формирования полноценных (конкретных и обобщенных) представлений о природе и осознанного отношения к ней. Словесный метод используют для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практические методы используют с целью уточнения представлений детей, углубления их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приведения в систему полученных знаний, упражнять детей в применении знаний.
Практический метод способствует формированию отношения к природе, прежде всего, через действия ухода за живыми существами. Выявлено, что наравне с действиями имеет значение содержание конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга - это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец правильного взаимодействия человека с природой.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:
возрастными возможностями детей,
характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель дошкольного образования
Разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок (требует использования разнообразных методов).
Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
В основе любого метода лежат особенности психического развития обучающихся. Психологической основой классификации методов и приемов является взаимодействие сигнальных систем человека. С 1 сигнальной системой связана чувственная сторона познания (ощущение, восприятие), со 2 – отвлеченное мышление, т.е. связь с внешним миром через 1-ю. Из курса психологии, педагогики ясно, что познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия раздражений на его органы чувств. И чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем богаче и точнее будут представления детей о предмете или явлении. Поэтому в основе ознакомления детей с природой должна лежать наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать их, понюхать, послушать, ощутить их вес. Таким образом, в основу классификации методов экологического образования положены формы мышления детей дошкольного возраста.
В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют 3 группы методов:
НАГЛЯДНЫЕ | СЛОВЕСНЫЕ | ПРАКТИЧЕСКИЕ |
МЕТОДЫ | МЕТОДЫ | МЕТОДЫ |
Наблюдение | Рассказы воспитателя и детей | ИГРА (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая) |
Демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов | Беседа | Элементарные опыты |
Рассматривание картин, иллюстраций и др. | Чтение художественных произведений о природе | Моделирование |
| | Труд в природе |
Вопросы для самоконтроля знаний
Тема «Методы экологического воспитания детей»
Дайте определение понятию «метод экологического образования», «прием».
Раскройте такую особенность методов и приемов экологического образования как взаимопроникновение и взаимосвязь. Приведите примеры.
Раскройте значение наглядных, словесных и практических методов экологического воспитания детей.
Влияют ли особенности психического развития детей на классификацию методов экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Укажите классификацию методов экологического воспитания детей.
Литература:
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
.