СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция по Экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекця на тему: "Природоохранный потенциал региона"

Просмотр содержимого документа
«Лекция по Экологии»

Дисциплина Экология

Занятие № 4

Тема занятия: Природоохранный потенциал региона

Цели: (какие компетенции формируются)

- образовательные- о современном состоянии окружающей среды России и планеты; о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении; о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

-развивающие- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

-воспитательные- об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; о современных экологических проблемах: о месте человека, как биологического организма в живой природе: о последствиях вмешательства человека в экологическое равновесие.

Тип занятия: Занятие изучения нового материала

Вид занятия: лекция,

Оборудование: опорный материал, схемы.

Литература:

1)Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.
2) Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
3)Вернадский, В.И. Биосфера /В.И.Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 423 с.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Проверка отсутствующих.
Тема нашего занятия: Природоохранный потенциал региона.
Сообщение короткого плана работы, цели и задачи урока.



  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.

  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  3. Проверка знаний обучающихся.

  4. Изучение нового учебного материала.

ПЛАН

1.Влияние урбанизации на биосферу.

2.Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Урбанизация-это процесс концентрации населения в городах, увеличения числа и размеров городов, повышения технической оснащенности, этажности и плотности застройки, создание комфортных условий жизнедеятельности.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран:

во-первых, быстрые темпы роста городского населения (1990 г. доля городского населения от общей численности населения составляла 13%, а в 2010 г. эта доля может достигнуть 50%);

во-вторых, продолжающаяся концентрация городского населения, прежде всего в больших городах (в 1990 г. городов-“миллионеров” в мире насчитывалось 10, а в 2000 г. стало уже 430);

в-третьих, “расползание” городов, расширение их территории, те. для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от “точечного” города к городски агломерациям, которые трансформируются в еще более крупные образования-мегаполисы.

С точки зрения экологии современный город-мегаполис-очень сложная экосистема, специфика которой определяется не только высокой концентрацией большого количества людей на ограниченном пространстве, но и концентрацией на том же пространстве промышленного производства и производства услуг, а также транспортных средств, включая автотранспорт. Все это приводит к росту антропогенной нагрузки на окружающую среду и усиливает ее засорение.

Быстроразвивающаяся урбанизация породила непредсказуемую опасность возникновения тяжких последствий для населения нашей планеты-физическую тяжесть городов. Многотонные здания давят своей тяжестью на землю и врастают в нее, оседают.

Например, в Мехико (столица Мексики) осадка Дворца изящных искусств достигла 4,8 м, здание Национального театра осело на 3 м и продолжает опускаться на 13 см в год.

Под крупными городами сейчас нет действующих рудников, их по своему воздействию на земную кору заменяет метрополитен. Над его подземными магистралями земля опускается, проседает, повторяя контуры тоннелей и станций. В Москве это проседание достигает 1 м, в Санкт-Петербурге-80 см, в Киеве-50 см, Баку-26 см.

Город потребляет из окружающей природной среды огромное количество природных ресурсов, а возвращает в нее отходы своей жизнедеятельности, которые накапливаются в биосфере.

Загрязнение окружающей среды продуктами жизнедеятельности города. Здесь следует выделить несколько проблем: загрязнение воды, твердые городские отходы, загрязнение атмосферы городов, шумовое загрязнение.

Загрязнение воды. Использованная городская вода насыщена тяжелыми металлами, остатками нефтепродуктов, фенолами и т. д. В России лидерами по сбросу загрязненных сточных вод за 1997 г. являются: Москва-2,4 млн м³ (8,7% от общего объема сброса загрязненных вод по Российской Федерации); Санкт-Петербург-1,5 млн м³ (5,6%); Ангарск-0,539 млн м³ (1,9%).

Водные объекты в местах ниже сброса сточных вод классифицируются как “очень грязные” и “чрезвычайно грязные”. В настоящее время концентрация загрязняющих веществ в сточных водах коммунально-бытового сектора составляет 1 кг/м3 воды.

Твердые городские отходы. Проблема переработки твердых городских бытовых и промышленных отходов до сих пор полностью не решена. Только бытовых отходов из Москвы вывозится 15,0 млн м3 в год. Обычный метод накопления городских отходов на свалках не является решением проблемы, так как отходов производится все больше, а мест, где их можно складировать, становится все меньше. Ежегодно такие полигоны занимают в пригородах Москвы не менее 25 га земли. Кроме того, процесс разложения отходов происходит крайне медленно: бумага разлагается 2-10 лет; полиэтиленовая упаковка-200 лет; пластмасса-500 лет. Таким образом, проблема уничтожения и переработки отходов является также весьма актуальной.

Загрязнение воздушной среды города. В загрязнении атмосферы городов одно из ведущих мест занимает автотранспорт. Во многих городах на выхлопные газы автомобилей приходится 30%, а в некоторых-50% загрязнений воздуха. В Москве за счет автотранспорта в атмосферу поступает около 96% оксида углерода, 33% диоксида углерода, 64% углеводородов. Превышение в 10 раз по целому ряду соединений отмечено в 14 городах, среди которых Братск, Барнаул, Москва, Тюмень и др. Повышенное содержание токсичных веществ в атмосфере городов приводит к тому, что над крупными городами происходит образование смога. Печально знаменитый смог 1952 г. В Лондоне за несколько дней унес более 4 тыс. жизней.

Шумовое загрязнение. Город является источником не только вредных и токсичных веществ, но и физических загрязнителей, к числу которых относится шум. Шумовое загрязнение, наряду с перечисленными выше, является также актуальной для города проблемой, так как приводит к повышенным нервным и психическим нагрузкам на городского жителя. Шумовая какофония города складывается из многих факторов: грохота железных дорог, шума заводских цехов, рокота строительной техники и т. д. Под оптимальным шумовым фоном понимают энергию шума 20 децибел (дБ). Городской шум составляет в среднем уровень 30-40 дБ. За последние 10 лет уровень шума в крупных городах поднялся на 5-8 дБ.

Таким образом, главная особенность экосистемы города состоит в том, что в нем невозможно экологическое равновесие. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии

Человек сам выступает компонентом окружающей среды. Это определяется фактором многообразного социально-экономического или физического влияния на человека других членов общества, в котором он обитает: членов семьи, соседей, членов рабочего коллектива, администрации, государственного аппарата. В свою очередь, и сам человек влияет определенным образом на окружающих его людей. Если другие люди составляют окружающую среду для отдельного человека, то сам он является элементом окружающей среды для других людей.

Влияние человека как компонента окружающей среды многообразно и может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это может быть и чисто физическое воздействие, и психологическое воздействие, как в случаях воспитания, образования, искусства, политической деятельности.

Опосредованное влияние людей друг на друга проявляется через производство, т.е. через взаимодействие человека с окружающей физической средой обитания, как природной, так и искусственно созданной самим же человеком. Изменяя природу в процессе своей производственной деятельности, создавая новые искусственные предметы и вещества, человек оказывает существенное влияние на жизнь других людей. Это влияние постоянно возрастало как в качественном, так и в количественном выражении по мере развития человечества. Оно стало особенно интенсивным и многообразным в современную эпоху бурного научно-технического прогресса, когда человек превратился в мощный фактор природы.

Современной наукой выработан ряд основополагающих принципов, которые характеризуют это сложное взаимодействие человека и природы: невозможность существования человека вне окружающей природной среды, неизбежность воздействия любой антропогенной деятельности на окружающую природную среду, экономическая и историческая обусловленность взаимодействия общества и природы.

Человек и человеческое общество в особенности обладают возможностью целенаправленного изменения окружающей среды, приспосабливая ее к своим потребностям. В этом заключается одно из основных отличий человека от остального животного мира: если животные приспосабливаются к среде обитания, то человек преимущественно приспосабливает среду к своим потребностям, целесообразно воздействуя на нее в меру своих технических возможностей на том или ином этапе.

Многие века человек потреблял природные ресурсы, не осознавая, что возможности природы ограничены. Вторая половина XX в. характеризовалась бурным развитием промышленности и соответственным увеличением антропогенного прессинга на природу, что и привело к экологическому кризису. Природа наделила человека разумом, и он в состоянии найти выход из создавшейся кризисной ситуации.

В настоящее время, когда человечество осознало опасность, которая ему угрожает, весь цивилизованный мир озабочен решением экологических проблем. Во всех сферах общественного бытия начинает проявляться общеэкологический подход, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Таким образом, глобальная задача охраны окружающей природной среды проникает во все сферы общественных отношений, и человеческое общество при современном уровне развития науки и техники, а также принимая во внимание экологизацию общественного сознания, имеет все объективные предпосылки, чтобы успешно справиться с экологическими проблемами.



  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Перечислите основные методы очистки газообразных выбросов.

Каким образом при помощи строительстве высоких труб достигается рассеяние выбросов в атмосферу?

Опишите этапы и способы очистки промышленно-бытовых сточных вод.

Раскройте сущность утилизации промышленного мусора.

Почему процесс урбанизации опасен для окружающей природной среды.

Дайте определение понятию “малоотходное производство”. Какова его цель?

Приведите примеры совмещения различных видов производств.

  1. Подведение итогов занятия и выставление оценок.

  2. Домашнее задание: работа по усвоению материала, конспект лекции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!