Лекция №3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ОПЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
1.Понятие хозяйственной операции, ее виды, классификация.
Анализ хозяйственных ситуаций и влияние на финансовые результаты деятельности организации
Исторически бухгалтерский учет определен как система, которая измеряет, обрабатывает и передает учетную информацию.
Понятие хозяйственной операции, ее виды, классификация.
Объектом измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции, являющиеся составляющими хозяйственных процессов, происходящих в организации или фактами хозяйственной деятельности, и оказывающие влияние на финансовое положение организации.
Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. орегаИс — действие) — это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств». В экономике любой хозяйственный факт имеет два адреса — изменения одного объекта наблюдения вызывают изменения на такую же величину другого объекта.
Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, выступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела..
Из приведенных определений следует выделить понятия «состояние», «действие», «событие».
Состояние — это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте.
Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе.
Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально ответственных лиц, судебных исков и др.).
Совокупность фактов хозяйственной деятельности представляет собой объекты, характеризующие процессы и результат.
Группировка фактов хозяйственной деятельности предполагает их фиксацию, отражение информации первичных документах и регистрацию в текущем учете.
Факты хозяйственной деятельности оказывают постоянное влияние на валюту баланса, что ведет к изменению величины статей как актива, так и пассива.
При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество предприятия (актив баланса), или только источники его образования (пассив), или одновременно и имущество, и источники его формирования (и актив, и пассив баланса).
Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса делятся на четыре типа.
Операции первого типа изменяют состав имущества, т. е, затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:
+А-А.
Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т. е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется;
+П-П
Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения, причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:
+А+П.
Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения, причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:
-А-П.
Хозяйственные ситуаций, их анализ и влияние на финансовые результаты деятельности организации
В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
вследствие причинения вреда другому лицу;
вследствие неосновательного обогащения;
вследствие иных действии граждан и юридических лиц;
вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Каждый факт хозяйственной деятельности бухгалтер организации должен в обязательном порядке определить во времени, оценить и классифицировать в номенклатуре плана счетов и по видам. Этому факту уделяется особое внимание при заключении договоров и контрактов с контрагентами или сторонними физическими лицами.
Определение во времени факта хозяйственной деятельности обусловлено необходимостью установления момента времени его регистрации. Датой отражаются:
момент перехода права собственности на товары, продукцию, выполненные работы или оказанные услуги;
порядок признания доходов и расходов от обычных и прочих видов деятельности и отражения их по периодам в бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
получение кредитов и займов;
осуществление операций с иностранной валютой и др.
Проблема оценки факта хозяйственной деятельности — самая противоречивая в бухгалтерском учете. Задачей бухгалтера является определение себестоимости (стоимости) факта хозяйственной деятельности на момент его совершения, т.е. оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Согласно принципам бухгалтерского учета все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы должны быть отражены в соответствующей оценке. Каждый факт хозяйственной деятельности имеет свою стоимость при определении его во времени.
Рассмотрим вопрос оценки имущества
имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
имущества, полученного безвозмездно, по рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.
В состав фактически произведенных расходов включают затраты на приобретение имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение н доставку, осуществляемые сторонней организацией.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогам ный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально.
Под стоимостью изготовления подразумеваются факта чески произведенные затраты на изготовление объекта имущества (стоимость изготовленного сырья, материалов, топлива и др.).
Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.
Стоимостная оценка проводится по первичным документам, подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции. Так, стоимость активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до тех пор, пока они не будут потреблены в производстве, проданы, обменены или переданы безвозмездно.
Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации.. Следовательно, документ — это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает:
сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета;
юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу;
использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций;
контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Классификация факта хозяйственной деятельности в номенклатуре плана счетов представляет собой запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор системы счетов определяет порядок ведения в организации бухгалтерского учета (финансового и управленческого). Сама классификация зависит не только от правильной квалификации сущности (содержания) факта хозяйственной деятельности и его воздействия на результаты деятельности организации, но также и от логического построения системы счетов. В учетной практике Счета бухгалтерского учета представляют собой способ группировки, контроля, учета и обобщения движения средств, хозяйственных процессов и обязательств с целью получения систематизированной информации о текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Каждый факт хозяйственной деятельности имеет двусторонний характер экономических связей между объектами бухгалтерского учета.
Установление информационной связи между синтетическими счетами, возникающей при регистрации факта хозяйственной деятельности, в номенклатуре плана счетов принято называть корреспонденцией счетов. Следует отметить, что корреспонденция счетов отражает не только информационные связи между объектами бухгалтерского учета, но и правоотношения между хозяйствующими субъектами. Она может быть представлена как хронологической, так и систематической записью.
Факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу (принципу) двойной записи. Суть его состоит в том, что любой факт хозяйственной деятельности регистрируется на счетах учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Двойная запись имеет контрольное значение. Сумма дебетовых оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует ошибке, допущенной при отражении фактов хозяйственной деятельности.
Исходя из содержания принципа двойной записи информационная связь между объектами учета может быть представлена различными способами. Так, формульное изображение бухгалтерской записи отражает наименование корреспондирующих счетов с указанием ее численного значения (например, в Журнале регистрации операций). Указание корреспондирующих счетов на первичных документах называется контировкой документа.