Добрый день, уважаемые студенты! Выполняйте задания и отправлять мне, Сиденко Наталье Вячеславовне, на вацап ( 89614471137) или электронную почту: natali0906s@bk.ru
Литература урок 93
Тема: А.П.Чехов комедия «Вишневый сад»
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретно (сад дворянской усадьбы) и обобщенно (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? I д е й с т в и е: «Вишневый сад ваш продается за долги»; II д е й с т в и е: «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III д е й с т в и е: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV д е й с т в и е: «Вдали стучат топором по дереву».
2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?
3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? Д е к о р а ц и я I д е й с т в и я: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Д е к о р а ц и я II д е й с- т в и я: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Д е к о р а ц и я IV д е й с т в и я: «Слышно, как стучат топором по дереву». В ф и н а л е: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.
Р а н е в с к а я, Г а е в: сад — прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
Р а н е в с к а я: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Г а е в: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.
Ф и р с: сад — барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!»
Л о п а х и н: сад — воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее — вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад — источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.
Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» — это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.
А н я: сад — символ детства, сад — дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад — надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад — символ лирического, поэтического отношения к Родине). В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».
6. Индивидуальное задание. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже выведен майский сад. Сопоставьте образ сада в пьесе и в рассказе «Невеста». Чем образ Ани сходен с образом героини рассказа?
Выводы. Сад — это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
Итог урока. Пьеса «Вишневый сад» — это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье — в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса — это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
ДЗ напишите сочинение, можете воспользоваться составленным планом или выбрать свою тему.
Развёрнутый план сочинения на тему
«Проблема будущего в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» - отклик автора на самые злободневные вопросы, волновавшие его современников.
Пьеса написана в 1903 году. В это время особенно обострились социальные противоречия, оживилось общественное движение, готовилась первая русская революция. Дворянские имения приходят в упадок, на общественную арену выходит новый класс – буржуазия.
Происходит переоценка нравственных и эстетических ценностей. В таких условиях естественным является стремление автора привлечь внимание читателей и зрителей к социальным проблемам, связанным с сегодняшним днё м, а также к проблеме памяти, проблеме будущего и к системе вечных общечеловеческих ценностей.
Проблема будущего в пьесе «Вишнёвый сад».
Есть ли будущее у Ермолая Лопахина и ему подобных, новых дельцов, предпринимателей, представителей зарождающейся буржуазии?
Зачем уничтожает Лопахин чудесный вишнёвый сад?
Для наживы? Не только. Была ещё причина, возможно, не осознанная им до конца, - месть за прошлое. Ещё мотив – идейного плана. Лопахину кажется: уничтожая вишнёвый сад, он не только вырубает память о прошлом, но и приближает будущее. У Лопахина есть мечта, утопия: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники… И можно сказать, дачник лет через 20 размножится до необычайности… И тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…»
Лопахин – неоднозначный, противоречивый человек.
Это и делец, и циник, и недостаточно образованный человек, но это и человек, имеющий свою мечту. Он способен подняться над повседневностью и заглянуть в будущее, увидеть новую жизнь: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Он не осознаёт в себе «хищнического» начала. Ему кажется, что его поступки вызваны и оправданы высокими и благородными стремлениями. Возвышенные слова Лопахина («Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по – настоящему быть великанами…») звучат на фоне неумолкающего стука топора, вырубающего вишнёвый сад. Это несопоставимо. В этом драматизм Лопахина.
Будущее не принесёт ничего доброго и позитивного такому Лопахину, каким его изобразил Чехов.
В нём чувствуется разочарование, безнадёжность. Его мучает внутренняя неопределённость, неудовлетворённость, противоречивость. Он не может жить в мире только барышей и чистогана. А как жить иначе, не представляет. Отсюда и ущербность, и надорванность, и странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности. Обречённость этого персонажа особенно ощущается в конце пьесы.
Верит ли А. П. Чехов, что люди, подобные Пете Трофимову, смогут изменить жизнь?
а) Сильные, убедительные речи о тяжёлой жизни рабочих, его гневные упрёки в адрес бездействующей интеллигенции:
«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести…Мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку».
b) Противоречивость характера Пети Трофимова.
Трофимов подвергался неоднократным преследованиям, он демократ по убеждению, горд в своей бедности, честен, принципиален, горячо говорит о лучших временах. Это оптимист, призывающий к неустанной работе во имя приближения лучшего будущего: «Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда – нибудь станет близким, понятным, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину…» Но Трофимов мыслит абстрактными категориями, он не верит в возможности конкретного человека. Считает, что самому трудиться необязательно (бездельничает на протяжении 6 месяцев, а других призывает трудиться).
с) Восприятие его окружающими.
Баба в вагоне назвала Трофимова «облезлым барином». Варя: «Студенту надо быть умным! Какой вы некрасивый, Петя, как постарели!» Он неловок, неуклюж, некрасив, вечный студент, недотёпа… В пьесе у него нет отчества. Все, кроме горничной Дуняши, зовут его Петей. Для всех он остался умным мальчиком, излишне склонным к философствованию и абстрактным разговорам. А ведь ему уже 26 – 27 лет. Отсюда снисходительное к нему отношение, насмешливое, как к ребёнку, который не знает жизни, но очарователен в своей наивности и чистоте.
Отношение Пети и Ани к вишнёвому саду – символу красоты, чистоты, счастья, гармонии, лучших традиций прошлого.
Судьба сада совершенно безразлична Трофимову. Он говорит Любови Андреевне в 3 действии: «Продано ли сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая». Для него сад – признак чужой, прошлой культуры. И его нужно уничтожить, чтобы искупить грехи. («…Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…»)
Есть ли будущее у людей, которые не умеют ценить прошлое?
Аня и Петя охотно говорят о новом саде, более роскошном и красивом, чем погибающий старый: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого…» Есть ли будущее у людей, которые не умеют замечать и ценить наследие прошлого, которые живут только абстрактным будущим? Но ведь без прошлого нет будущего. Это очевидно и не требует доказательств. Не дано таким людям, как Петя Трофимов, изменить жизнь к лучшему. У них нет опоры, нет внутреннего духовного потенциала.
III. Равнодушие к судьбе сада – это сигнал опасности, предупреждение о том, что впереди – тупик, катастрофа, полное забвение лучших традиций прошлого.
Эта мысль сопряжена с лейтмотивом замечательного стихотворения А. С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля б была без них мертва…
Последние слова Пети Трофимова в финале: «Здравствуй, новая жизнь…» - сопровождаются стуком топора по дереву – рубят вишнёвый сад. Такой финал не случаен. Он не внушает оптимизма и веры в способность «новых» людей построить на руинах прошлого будущую счастливую жизнь.