СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 17 по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент" предназначен для контингента СПО, изучающего данную дисциплину.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 17 по дисциплине "Инновационный менеджмент"»

Лекция 17. О проблемах науки в России


В повседневной жизни мы связаны с наукой тысячами нитей и можем судить о ее состоянии даже просто наблюдая за окружающей действительностью.


Мы с интересом наблюдаем за развитием отечественной авиационной техники. Несколько лет назад было на что посмотреть. Глядя на образцы могучей совершенной техники, мы могли гордиться своей страной, своими учеными, создававшими одни из лучших самолетов в мире. На них было установлено множество мировых рекордов. Их боялся и пристально изучал противник: вспомним известный угон в Японию истребителя-перехватчика МИГ-25, когда американские специалисты разобрали его буквально по винтикам, изучая заложенные в него технические и технологические решения.

Теперь небо над нами - пустое. И это свидетельствует об упадке нашей авиационной науки. Это означает, что нынешний курс ведет к развалу нашей авиационной промышленности, и, в конце концов, - к утрате лидерства и в этой области, хроническому отставанию от наших потенциальных противников и конкурентов на мировом рынке. Мы уже начали закупать западные самолеты для “Аэрофлота”. Скоро, по-видимому, будем закупать их там же и для нашей армии. Уже сейчас на это тратятся миллионы долларов, а будут тратиться миллиарды. Соответственно и к нашей стране будут относиться, и уже сейчас относятся, как к развивающимся странам, навязывая нам свои требования, угрожая, в случае их невыполнения, объявить эмбарго на ввоз передовой техники и технологии.

В условиях недостаточного финансирования разваливаются научные авиационные институты и конструкторские бюро, складывавшиеся десятилетиями. Отечественные авиационные заводы уже переходят с выпуска самолетов на выпуск кроватей. Этот развал называется сегодня “конверсией”. Такие действия можно квалифицировать однозначно как преступление, совершаемое против государства и направленное на подрыв его оборонной мощи.

Точно так же разваливают нашу космическую науку, вычислительную технику и большинство других оборонных областей науки, прикрываясь лозунгом, что “у нас врагов уже нет”. Наши же потенциальные противники при этом и не думают уменьшать расходы на оборонные исследования.

И такое положение не только в оборонной науке.. В конце концов известно, что народ, не желающий кормить и вооружать современным оружием свою армию, будет кормить и вооружать чужую. Тому можно сыскать тьму примеров в мировой истории. Но, анализируя уровень разгрома оборонной промышленности, можно подумать, что сэкономленные деньги пошли на научные исследования, направленные на повышение уровня жизни в стране. Однако это совсем не так: происходит развал.


Посмотрим на состояние дел в науке изнутри, с точки зрения ученого. Оно, в миниатюре, повторяет состояние дел во всем нашем государстве: тот же беспорядок, отсутствие четких целей и ориентиров, узаконенное воровство народных денег мафиозными чиновничьими кланами, беспрецедентное ограбление наших ученых Западом в условиях полного отсутствия их правовой и социальной защиты со стороны государства.













Средства, выделяемые сейчас на науку и образование в стране настолько мизерны, что это наводит на мысль о сознательном их развале. Не получая достаточных средств, чтобы прокормить семью, многие научные работники ищут лучшей доли “на стороне”: кто идет обслуживать коммерческие структуры, кто сам пытается торговать, а кто уходит на рабочие должности в малые предприятия. Раньше у нас вызывали улыбку кадры в фильмах о послереволюционной деятельности, показывающие профессоров, торгующих кремнями для зажигалок. Теперь не редкость встретить кандидата наук, торгующего с лотка или шлифующего плиты в гранитной мастерской. Увы, что делать - проблема выживания. В институте даже профессор получает сейчас меньше уборщицы в метро. Что же говорить о рядовых сотрудниках?

Если денег не хватает на зарплату, то ее, тем более, не хватает на закупку материалов и оборудования. Ведь цены растут непрерывно, а объемы финансирования научных работ практически не увеличиваются. О каком качестве научных работ можно говорить в таких условиях?

Не выделяя достаточный средств для развития науки в стране, правительство вынуждает всех действовать по принципу: “Спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. Это приводит к распаду научных организаций на ряд мелких “суверенных” малых предприятий, каждое из которых пытается выжить на свой страх и риск, отчисляя, однако, руководству немалые суммы в виде арендной платы и внутренних налогов, что позволяет чиновникам от науки, сильно не напрягаясь, жить на порядок лучше интенсивно работающих рядовых сотрудников.

Первыми “суверенизируются” производственные подразделения, которые, выпуская какой-нибудь дефицитный ширпотреб, могут еще как-то свести концы с концами. Научные подразделения, лишенные производственной базы, превращаются в выхолощенных теоретиков.

Многие чиновники поступают еще проще. Зачем вообще вести какую бы то ни было научную работу? Мороки много - дохода мало. Не лучше ли сдать производственные площади в аренду коммерческим организациям? Поэтому и растут как грибы, на территориях вузов и НИИ офисы, ночные клубы, мастерские автосервиса, склады и тому подобные заведения, львиная доля денежных поступлений от которых поступает в карманы руководства. Научные сотрудники могут увольняться или наняться либо в сторожа, либо в уборщицы к коммерсантам.

Но и этого мало. Большинство чиновников, поощряемые самим президентом, спят и видят себя владельцами своих научных организаций. В полном соответствии духу приватизации они присваивают себе право собственности на все имущество организации, обрекая научных сотрудников на участь пролетариев умственного труда.

Важным показателем уровня науки являются затраты на исследования и разработки в % к ВВП




Еще одной кормушкой для “торгующих в науке” является возможность распределять гранты (государственные субсидии для проведения научных работ). Конкурсом работ здесь и не пахнет.

Гранты выделяются не столько под интересные работы, сколько своим людям. Да и своих людей благодетели часто обдирают как липку, заставляя делиться частью полученного. Получивший грант, (например) должен либо просто перечислить “дозу” денег в подразделение благодетеля или в какое-либо малое предприятие, находящееся под покровительством благодетеля под фиктивные научные работы, либо приобрести в малом предприятии какое-либо “совершенно нужное” оборудование для проведения научных работ. Такое вымогательство позволяет в условиях полной бесконтрольности за качеством выполнения работ многим чиновникам иметь гарантированные доходы, исчисляемые сотнями тысяч и, даже, миллионами рублей.

Многие в таких условиях смотрели с надеждой на Запад: “Запад с его тонким пониманием проблем мировой науки нам поможет”. Он пристроит наших квалифицированных безработных специалистов, субсидируя совместные исследования и, в своих и в наших интересах, даст возможность нашим ученым пережить трудные времена. Но Запад не спешит раскрывать объятия. Не в его интересах повышать научный потенциал своего возможного противника конкурента на мировом рынке. Гораздо проще выгрести за бесценок, буквально за гроши, пользуясь попустительством правительства, все мало-мальски ценное, что придумано нашими учеными. Благо нет никаких реальных законов, защищающих нашу интеллектуальную собственность. Соглашаясь в ряде случаев субсидировать интересные им исследования, западные партнеры дискриминируют российских ученых, платя им 70-100 долларов в месяц вместо 3000-6000 положенных за такую же работу в их странах. Так не дискриминируются даже негры в Африке в условиях апартеида.



Давать работу в своих научных центрах сколько-нибудь значительному числу российских ученых Запад не будет. Они разумно не хотят увеличивать социальную напряженность в своих странах, где и так хроническая безработица и высокая конкуренция при найме на работу.

Не лучше, чем в науке, положение дел в высшей школе, которая так же находится под “неусыпным наблюдением” президентов. Вспомним, хотя бы самый первый указ (Ельцин Б.Н.), изданный им после воцарения в президентском кресле, когда он клятвенно заверял, что не допустит развала науки и высшей школы и обеспечит ученым и преподавателям необходимый прожиточный минимум. Естественно теперь мы можем осознать насколько рекламными и популистскими были эти лозунги. А высшая школа то же, как и наука, “дышит на ладан”. За прошедшие двадцать лет, к сожалению, российская научная мысль и образовательный процесс столкнулся с существенными трудностями и до сих пор не может их преодолеть.

У многих вузов нет достаточных средств не только для оплаты труда преподавателей, но и для закупки оборудования для учебного процесса. Вычислительная техника стала немыслимой роскошью, оборудование лабораторий моральной физически устаревает. Зато правительство обрадовало нас известием, что наши инженеры будут отныне именоваться бакалаврами и магистрами. А что качество подготовки ухудшается - это их не волнует. Из-за невозможности выжить, получая нищенскую зарплату, из вузов уходят квалифицированные преподаватели и научные сотрудники, закрываются научные лаборатории и центры. Инженеры не стремятся больше в аспирантуру - конкурс в нее резко упал. Их можно понять: кому хочется затрачивать большие усилия и “грызть гранит науки” для того, чтобы стать в будущем нищим. Проще и прибыльнее, не напрягая сильно мозги, торговать с лотка или, если повезет, открыть собственное коммерческое предприятие. Так же, как в аспирантуру, упал конкурс в технические и естественно-научные учебные заведения, и это несмотря на то, что прием в вузы, по распоряжению правительства, уменьшен на треть. Учиться тяжело, а перспективы незавидные.

Теперь все хотят быть коммерсантами, политиками, юристами, журналистами и дипломатами. Лишь на эти специальности конкурс не упал, а даже увеличился. Хотя уже нельзя назвать его конкурсом знаний - теперь это конкурс родителей и их финансовых возможностей. В условиях полной бесконтрольности за право получения “путевки” в престижный вуз нужно заплатить астрономическую сумму. Хочешь стать дипломатом - заплати 800-1000 долларов (рубли тут не берут), хочешь сдать вступительный экзамен по английскому на “отлично” - заплати тысячу долларов. В общем, пройдешь, куда хочешь, с минимальными знаниями, только оплати услуги.

Аналогичную политику проводит и государство.

Теперь любой троечник, имеющий богатых родственников, может стать студентом. Так на деле закрепляется изначальное неравноправие граждан страны.

Таким образом, мы видим, что политика, проводимая правительством, больно бьет по научной интеллигенции, с таким восторгом поддержавшей приход этого правительства к власти. Что ж, “за что боролись, на то и напоролись”. Правительство, не задумываясь, принесло в жертву российскую науку и образование в угоду финансовым интересам.




Список литературы (рекомендуемая)

основная

1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.

дополнительная
5. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
6. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
7. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
8. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент.Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
9. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
10. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!